Конспект урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок повторения, обобщения знвний по теме "Наречие". Форма урока: урок-игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_7_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-путешествие «Город наречие»
Цель: организовать учебную деятельность по повторению и обобщению знаний о наречиях и отработке умений правильно писать наречия и правильно употреблять их в речи, развивать метапредметные умения.
Задачи: повторить изученный материал, закрепить полученные знания и умения, развивать умение работать в группах.
Оборудование: план города «Наречие», карточки, листы-маршруты, ключ-конверты, «сигналы» с номерами команд, карточки со штрафными заданиями, планы замка, списки заданий.
Ход урока.
1) Организационный момент.
2) Объяснение целей и задач урока.
- Объяснение правил игры-путешествия. Дети заранее делятся на бригады по 6 человек.
- Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по городу Наречие. Мы с вами как раз изучили эту часть речи. А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город. Изображение его вы видите на доске.
Ваша цель – набрать наибольшее количество баллов при преодолении препятствий, которые будут вас поджидать в городе и замке. Каждая группа получит лист-маршрут, где указано всё, что вам необходимо делать. Но прежде чем приступить к работе, нужно заполнить первую страницу листа-маршрута. (Учитель объясняет правила заполнения).
Лист-маршрут к уроку «Город Наречие»
Дата_________________Класс________________________
Группа №________________________
Ф. И. членов группы:___________________________
____________________________________________
Препятствия- задания на пути в город Наречие | Количество баллов за правильное выполнение |
| 10 |
| 10 |
| 5 |
| 5 |
| 70 |
Количество набранных баллов:
90–100 «5»
77 – 89 «4»
51 – 76 «3»
Меньше 50 «2»
Желаю успеха!
Задание 1. Пароль и замок.
Что обозначает наречие? _______________________________________________________
Ключ. На какие вопросы отвечает наречие?________________________________________
______________________________________________________________________________
! Если вы справились с этим препятствием, то получаете 10 баллов. Если нет, то получаете штрафное задание, которое даст вам учитель.
Ш!___________________________________________________________________________
Задание 2. Центральная площадь.
Заполните таблицу (слова даны на доске):
Образ действия | Время | Причина | Место | Цель | Мера |
Ш!____________________________________________________________________________
Задание 3. Ров на пути к замку.
Напишите степени сравнения наречий:
Тяжело - ______________________________________________________________________
Просто - ______________________________________________________________________
Ш!____________________________________________________________________________
Задание 4. Стражник.
Сделайте морфологический разбор наречия в предложении: Стражник мужественно стоит на воротах замка.
_______________________ - наречие,_____________________________
1._______________________
2.________________________
3.______________________
Ш!_____________________________________________________________________
Добро пожаловать в замок!
Ниже в ваших листах дан план замка (темы заданий). Сами задания вы получите от учителя после прохождения всех препятствий на пути к замку.
Обратите внимание на то, что некоторые задания имеют дополнения, обозначенные буквой «Д»: «Д!» если вы сомневаетесь в правильности выполнения какого-либо задания, то можете набрать баллы за счет выполнения этих дополнительных заданий.
Приготовьте отдельные листочки и приступайте к выполнению. Не забывайте указывать номер препятствия или дополнительного задания.
План замка
(перечень препятствий)
- Слитное и раздельное написание не с частями речи.
- Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.
- Н и нн в наречиях на о и е.
- Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
- Правописание наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- .
- Дефис между частями слова в наречиях.
- Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
А сейчас послушайте, что вас ожидает в городе Наречие. Прежде чем в него попасть, вам необходимо найти подходящий пароль, то есть вспомнить, что обозначает наречие (показывает на карточку «Пароль», которая прикреплена рядом с воротами города). И записать правильный ответ в ваш лист. Затем нужно найти подходящий ключ, он находится в этом ключ-конверте (показывает), отметить, на какие вопросы отвечает наречие.
После того, как вы выполните первое задание, запишите ответы в нужные строчки в листе-маршруте, учитель должен проверить правильность выполнения. У каждой группы на столе стоит «сигнал» с номером группы. Чтобы учитель обратил на вас внимание и проверил задание, нужно номер группы поменять на зеленый кружочек. Если у вас возникли какие-либо вопросы – устанавливайте красный кружок.
Если вы справились с препятствием, получаете баллы, если нет – штрафное задание. В листе- маршруте есть специальные места ля выполнения этих заданий, они обозначены буквой «Ш». Только после выполнения штрафного задания вам разрешается приступить к следующему препятствию.
Карточки со штрафными заданиями.
Штрафное задание 1.
- Выпишите из текста наречия (5 баллов):
У озера
Вечером в лесу у озера хорошо! В воздухе кружится мошкара. Где-то далеко кукует кукушка. Сосны едва слышно поскрипывают. Теплая, слегка дымящаяся вода отражает на своей зеркальной поверхности лучи заходящего солнца, порозовевшее небо и темную зелень деревьев. У травы неподвижно плавают листья кувшинок. Не шелохнется ни одна былинка, ни один кустик. Кажется, все застыло и умолкло в ожидании приближающейся ночи, только длинноногие водомерки еще беззвучно скользят по воде, как по воздуху.
1а. Из предложенного списка выпишите наречия (2 балла): бодрящий, невольно, по-товарищески, иней, прекрасное, летом, не глядя, никуда, заходящее, рьяно.
Штрафное задание 2.
- Перепишите предложения, вставляя подходящие по смыслу наречия. Укажите разряд выбранного наречия (5 баллов).
- (Вблизи, зимой, сослепу) птица держатся там, где есть корм.
- Говорил он (накануне, нарочно, быстро) громко.
- В течение ночи охотник (чрезвычайно, утром, дважды) проверил капкан.
2а. Выпишите наречия места из предложений (2 балла): Вблизи нет никакого жилья. Вверху над лесом показался журавлиный треугольник. Кое-где на деревьях уже желтели листья. Поблизости протекала речка Дубна.
Штрафное задание 3.
- Выполните по схеме: высоко – выше – выше всех (2 балла): далеко, глубоко, красиво.
3а. Перепишите, дописывая недостающие наречия (1 балл):
Ярко ярче _____________
Сильно ________ сильнее всех
________ смелее смелее всех
Штрафное задание 4.
- Перепишите предложение. Подчеркните наречия как члены предложения (2 балла).
Высоко вскинули головы-маковки, будто на праздничный показ, нарядно встали во весь рост стройные кипарисы севера – зеленые елки.
4а. Найдите в предложении наречие. Выпишите его (1балл).
Море могуче катило свои свинцовые волны.
Это центральная площадь. Здесь собралось большое количество народа. Чтобы пройти к замку, вам необходимо развести жителей по домам. Вы знаете, что наречия бывают разные, каждое относится к определенному разряду. Вам нужно заполнить таблицу, которая находится в ваших листах. Если вы правильно выполните задание, то переходите к следующему, если нет, то получаете штрафное задание.
Вот вы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров частично разобран. Вы должны доложить недостающие бревна, то есть написать степени сравнения наречий ТЯЖЕЛО и ПРОСТО. Все это записываете в своем листе. При неправильном выполнении получаете штрафное задание, при правильном – переходите дальше.
Как вы видите, не так-то просто попасть в замок (читает предложение): Стражник мужественно стоит в воротах замка» - сделайте морфологический разбор наречия в этом предложении. И опять: правильно выполняете – поздравляем, добро пожаловать в замок. Неправильно – штрафное задание. За каждое штрафное задание вы тоже получаете определенное количество баллов, но меньше, чем если бы вы преодолели препятствие.
После того как ученики прошли город и подошли к замку, учитель дает группе план замка и список заданий.
-На обратной стороне плана написаны темы и количество баллов. Это вы выполняете на отдельных двойных листках, которые в конце урока вложите в листы-маршруты.
Выполнять задания вы можете в любом порядке. Если сомневаетесь в правильности. То можете набрать баллы за счет дополнительных заданий, которые обозначены буквой «Д!». Не забудьте указывать номер препятствия и дополнительного задания. Итак, еще раз повторяю: ваша задача – набрать наибольшее количество баллов. На первой странице листа-маршрута указано количество баллов и соответствующая оценка. Ребята, помните, что от каждого из вас будет зависеть результат и оценка товарищей по команде, а соответственно и ваша. Будьте внимательны и аккуратны. Любая ваша ошибка это снижение баллов всей команде. Все ли вам понятно? (Затем каждой команде выдается лист-маршрут и ключ-конверт).
Расшифровка препятствий к заданию 5 – «Замок».
- Перепишите, раскрывая скобки (10 баллов).
Труд – это благороднейший исцелитель всех (не)дугов. Для великих дел (не)обходимо (не)утомимое постоянство. (Не)знающие страдания (не)знают и блаженства. Если работа (не)окончена, (не)принимайся за другую. Узкая дорожка (не)торопливо вилась между деревьями. Небо было (не)обыкновенно синее, и по нему плыли легкие облака. Солнце палило (не)щадно. (Не)мудрено сделать, да трудно задумать. Старайся (не)поддельным, а настоящим быть.
Д! Перепишите, раскрывая скобки (2 балла): (Не)высоко, а низко; (не)ряшливо; (не)аккуратно; (не)далеко; (не)редко; далеко (не)просто; (не)(по)русски.
- Перепишите, подставляя нужное наречие (5 баллов).
Чехов (никогда, некогда) не был равнодушным и без..дейным художником. (Негде, нигде) так благодатно (не)работал Тургенев, как в Спасском. Кто (никуда, некуда) (не)стремится, (нечего, ничего) (не)хочет делать и (никуда, некуда) (не)зовет, то (не) может быть художником. В глубоких горных пещерах (некогда, никогда) жили наши предки – древние люди.
2а. Спишите, раскрывая скобки (10 баллов).
(Не)чего руками рассуждать, коли ума нет. Живем не пышно, (ни)чего не слышно. Нет (ни)чего радостнее труда. Не делай (ни)чего противного твоей совести ни на людях, ни наедине. Люди, которым всегда (не, ни)когда, обыкновенно (не, ни)чего (не)делают. (Не, ни)когда (не)бывает великих дел без великих препятствий. Простота в иску(с,сс)тве (не)низшая, а высшая ступень. Силы, (не)освященные трудом, тупеют. Притворная похвала (не)делает чести (ни, не)тому, кто ее говорит, (не, ни)тому, к кому она относится. В лесу (не)редко можно услышать скрип и стон надломленных ветром деревьев. Ни на секунду (не)останавливайся на достигнутом. Когда мы (не)счастны, мы сильнее чувствуем (не)счастья других.
Д! Вставьте пропущенные буквы (1 балл)
Н..сколько смущенный, н..чего бояться, н..кто не виноват, н..что удивительное, н..сколько не встревоженный, н..откуда взять, н..какой другой.
3. Образовать отданных прилагательных наречия. Составить с ними три предложения(5 баллов).
Мужественный, дружественный, пламенный, всесторонний, искренний, запутанный, уверенный, обиженный, иску(с;сс)твенный, напряженный.
Д! Составьте три предложения со словами (5 баллов).
Взволновано – взволнованно, организовано – организованно, удивлено – удивлённо.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы (5 баллов).
С моря свеж.. подул ветер. Подул сильный ветер, море стало зловещ.. черным. Свирепый ветер выл негодующ.., угрожающ.. . Перед грозой природа замерла выжидающ.. . Как хорош.. отдохнуть у моря в ясный, погожий день!
- Образуйте от данных слов наречия с приставками в-, на-, за-, из-, до-, с-(5 баллов).
Красный, далекий, светлый, чистый, давний, сухой, новый, правый, левый, сытый, редкий, простой, начальный, темный.
Д! Перепишите, вставляя пропущенные буквы (2 балла).
Направ.., справ.., снов.., сначал.., дотемн.., досрочн.., занов…
- Спишите, раскрывая скобки (5 баллов).
(По)весеннему конопаты, (по)ребячьему хороши, переваливаются утята – косолапые малыши. Снов.. зазвенели в лесах птичьи голоса, но уже (по)другому – без увлечения и страсти. Поступайте (по)своему усмотрению. Вновь (по)новому запели птицы весной. Охотник шел (по)видимому звериному следу. Всё здесь осталось (по)старому. Дорога мало(помалу) делается плотиной для бегущих ручьев. Море спит точь(в)(точь) как человек.
- Слитно или раздельно вы напишите слова со скобками? Спишите (15 баллов).
Гнев (в)начале безумие, а потом раскаяние. Избегай той шутки, которая сказана наполовину (в)серьез. Глядит (в)доль, а живет (по)перек. Делано (на)спех и сделано (на)смех. (В)дали синеватой очертания горных вершин проступали. (В)дали виднелось небольшое селение. (В)начале плоды помидоров не употребляли в пищу, почему-то считали их ядовитыми. Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто (по)пусту слов не тратит. (В)начале лета появляются первые ягоды – черешня и клубника.
Д! Раскройте скобки (5 баллов)
(По)пусту, (на)редкость, (на)оборот, (на)перекор, (с)ходу, (в)тупик, (в)упор, (на)авось, (на)тощак, (на)днях, (в)одиночку.
- Выпишите из предложений наречия (5 баллов).
Небо всё сплош.. затянуто белесой пеленой. Лошади бешено мчались вскач.. . Двери в доме стояли настеж.. , в комнатах не было ни души. Кроет уж.. лист золотой влажную землю в лесу.
- Напишите по 5 наречий, образованных по аналогии с такими: налево, размашисто, некрасиво (1 балл за каждое наречие).
- Подведение итогов игры (подсчет баллов, выставление оценок, обмен мнениями).
- Итог урока.
- Домашнее задание: повторить материал о наречиях; подготовиться к диктанту, выполняя задания упражнений 23, 25 в тетради на печатной основе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...