Слитное и раздельное написание производных предлогов
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слитное и раздельное написание производных предлогов | 62.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, вследствие и с наречием впоследствии.
Задачи:
- Обучающие:
– научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
- Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
- Воспитательные: Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
- Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.
Ход урока.
Орг. момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)
Вступительное слово учителя. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.
Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?
В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.
(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)
Предлагаю вам превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев выделенные слова, сопоставив их, сказать, что общего между ними и в чем разница.
Сущ. Вин. пад. В течение реки попало бревно. | Предлог. В течение часа мы с интересом слушали лекцию профессора. |
В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.
Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)
Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
Запишите тему урока: “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.
Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?
Вспомните, что такое предлог?
Какие бывают предлоги?
Какие предлоги мы называем производными?
А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?
Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.
Различайте! | |
Производные предлоги | |
Предлог обязательно включается в падежный вопрос.
Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.
Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.
Теперь потренируемся.
– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.
- А там, (в)течени… реки,
Где воды были глубоки,
(В)течени… недели
Образовались мели. - А (в)продолжени… романа
Пройдет рассказ о дальних странах,
Где (в)продолжени… трех лет
Скитался сосланный поэт.
А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.
Различайте! | |
Производный предлог | Существительное |
Вследствие – из-за (обозначает причину) Вследствие болезни. Не пришел (почему? по какой причине?) | Предл. пад. Допущена ошибка (в чем? где?) в следствии. (Во что? куда?) В следствие включились |
Предлог обязательно включается в падежный вопрос.
Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.
Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.
Теперь потренируемся.
– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.
(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.
Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение, вследствие.
“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так:впоследствии”.
Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии.
Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.
Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)
1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель. 2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась. 3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей. 4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер. 5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось. 6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка. |
Ответ.
- Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
- Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.
- В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.
- Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
- Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.
- Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.
I. Я вижу, что вы немного устали, сядьте поудобнее, закройте глазки, откройте, посмотрите вверх, вправо, влево, закройте, откройте, посмотрите на экран. Что вы видите на экране?
II. Отдохнули немного, а теперь поиграем в корректора.
Игра “Корректор”.
Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.
1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)
2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)
3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)
4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)
Итоговое задание тест “Проверь себя”.
Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.
- На месте точек пишется и:
А. идти в течени… дня
Б. вследстви… невнимания
В. в течени… реки пороги
Г. занимался в продолжени… года - На месте точек пишется е:
А. эти герои действуют в продолжени… романа
Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
В. вспомнили об этом впоследстви…
Г. смотрел на него в течени… минуты - Пишется слитно:
А. (в) течение получаса
Б. (в) продолжение дня
В. (в)следствие засухи
Г. (в)следствии допущена ошибка - Пишется слитно:
А. обнаружить (в)последствии недочет
Б. включить (в)следствие
В. (в)течение многих лет
Г. (в)продолжении романа 1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.
Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.
Подведение итогов:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
Дом. Зад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание производных предлогов"
Данная презентация представляет собой материал для изучения и закрепления темы "Слитное и раздельное написание производных предлогов"...
Урок 7 класс Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 7 класс Слитное и раздельное написание производных предлогов...
Методическая разработка по теме: "Слитное и раздельное написание производных предлогов"-7 класс
Цель: • формировать навыки правильного написания и употребления производных предлогов. Задачи: Учебно-образовательные: • научить находить производные предлоги в тексте; • формировать навыки правильног...
Технологическая карта урока ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов».7 класс.
ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.Тип урока:...
СЛИТНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ.
Цель урока: формировать навык правильного написания предлогов, учить определять стилистическую принадлежность предлогов....
Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс
Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс...
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Объяснение нового материала по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов", 7 класс....