СЛИТНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Князева Елена Викторовна

Цель урока: формировать навык правильного написания предлогов, учить определять стилистическую принадлежность предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

СЛИТНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ.

Цель: формировать навык правильного написания предлогов, учить определять стилистическую принадлежность предлогов.

Задачи:

- научить правильно писать производные предлоги;

-развивать познавательную активность, расширить словарный запас;

- воспитывать интерес к памятникам мировой культуры, воспитывать чувства  коллективизма и сотрудничества.

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный.

Психологический настрой.

Деление на группы с помощью разноцветных картинок с изображением Эйфелевой башни.

Ребята, обратите внимание на доску, что вы там видите?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Какова тема нашего урока?

Из-за

Из-под

сверх

насчет

ввиду

В связи с

Иметь в виду

  в виде                                       вроде

В течение

Вместо

В заключение

наперекор

В продолжение

вопреки

Не смотря на

вследствие

Невзирая на

наподобие

Учащимися определяется тема и цель урока.

Учитель. Наверное, кто-то из вас узнав тему сегодняшнего урока, усмехнулся про себя и подумал: «Странно, стоит ли рассматривать правописание простых и знакомых нам предлогов? Неужели найдется тот, кто их неправильно напишет?» И, надо вам признаться, что так думали не только вы, но и многие жители страны «Правописание».

Да, да. Не удивляйтесь. Давайте на некоторое время перенесемся в страну «Правописание». Самое главное здание – дом проверяемых безударных гласных. Почему главное? Да потому что, к сожалению, большая часть ваших ошибок связана именно с этой самой простой орфограммой. Рядом – причудливое сооружение непроверяемых согласных. Действительно, кто их разберет, как они пишутся. Только успевай запоминать. Тут же треснувший напополам особняк корней с чередованием. Гласные все время перемещаются из одной половины дома в другую и создают проблемы: то «собирал», то «собери»; то «скакал», то «выскочил». Конечно, особенно роскошно устроились такие орфограммы, как «Правописание О-Ё после шипящих» или «Правописание Н-НН», ведь правил там не перечесть. Но хуже всех жилось там предлогам, потому что никто не сомневался, как писать предлоги «к», «под», «на», «в» и другие. Жили – жили так простые предлоги и наконец решили: «Почему бы нам не стать хитрее, сложнее. Давайте произведем реформу, создадим производные предлоги! Мы тоже хотим, чтобы нас уважали! Построим себе дом, даже не дом, а башню до небес!».

  Долго трудились они и так запутали правило написания предлогов, что их дом-башня стал занимать значительное место в стране «Правописание». Взгляните сами на сооружение, которое им удалось возвести.

Теперь вы увидели, насколько трудная тема нам предстоит. Действительно, не очень легко научиться правильно писать предлоги, одолеть башню знаний. Но все же стоит попробовать. Для этого я предлагаю вам вспомнить о другой башне – об Эйфелевой башне, которая является своеобразной визитной карточкой Парижа.

  1. Информационно-операционный.

Используя стратегию «Внимательное чтение», познакомьтесь с текстом.

(В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню (в) виде грандиозной ажурной конструкции. (Не) взирая на возмущения некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

     Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на)подобие «длиннющей и худющей пирамиды». Но при этом интересно отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течение сорока с лишним веков держала пирамида Хеопса. Египетскую пирамиду строили несколько десятилетий, а чудо девятнадцатого века сооружали (в) продолжение двух лет, но оно оказалось в два раза выше.

     Следует иметь (в) виду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, (в) виду того, что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и передающие устройства. Кроме того, (в) следствие своей необычности, башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят с собой ее макеты (в) виде маленьких сувениров.

Вопросы и задания:

  1. О чем данный текст?
  2. Какой тип текста использует автор?
  3. К какому стилю относится текст, какие из предлогов стилистически окрашены, то есть способствуют созданию стиля?
  4. Кто является автором Эйфелевой башни?
  5. Какая пирамида считалась самой высокой до Эйфелевой башни?
  6. Какие предлоги использует автор?
  7. Выпишите предлоги распределив их на две группы. У производных предлогов объяснить слитное и раздельное написание.

Стратегия «Делегат»

  1. Определите зачем автор использует производные предлоги? Каково их значение?
  2. Заполните таблицу, используя материал текста.

Конструкции с предлогами

Синонимичные конструкции

Эйфель придумал эту башню к открытию Всемирной парижской выставки.

Он стремился показать достижения современной науки и техники, хотя некоторые деятели культуры возмущались.

Сорок с лишним веков пирамида Хеопса считалась самым высоким сооружением.

Эйфелева башня очень быстро превратилась в научный центр, потому что на ее вершине были установлены многочисленные приборы и устройства.

Из-за своей необычности, башня стала одним из самых посещаемых мест.

Задание группам:

Используя стратегию «Карусель», определить какой частью речи является выделенные слова и обосновать свой выбор.

Ребята собирались (на)встречу с ветеранами. (На)встречу кораблю плыла большая льдина.

(Не)смотря на трудности, мы дошли до вершины горы. Нужно учиться работать на клавиатуре (не) смотря на клавиши.

Рефлексия:

- Сегодня мы узнали об удивительной стране «Правописание», в которой производные предлоги занимают значительное место; поняли, что предлоги могут иметь стилистическую окрашенность; учились соотносить синонимичные конструкции. А кроме того, узнали о замечательном памятнике архитектуры.

Д/з. Сегодня на уроке мы познакомились с текстом о памятнике мировой архитектуры, постарайтесь найти сведения об известных архитектурных памятниках нашей родины. Выпишите из найденного текста производные предлоги, объясните их правописание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание производных предлогов"

Данная презентация представляет собой материал для изучения и закрепления темы "Слитное и раздельное написание производных предлогов"...

Урок 7 класс Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 7 класс Слитное и раздельное написание производных предлогов...

Методическая разработка по теме: "Слитное и раздельное написание производных предлогов"-7 класс

Цель: • формировать навыки правильного написания и употребления производных предлогов. Задачи: Учебно-образовательные: • научить находить производные предлоги в тексте; • формировать навыки правильног...

Технологическая карта урока ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов».7 класс.

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.Тип урока:...

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Слитное и раздельное написание производных предлогов...

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс...

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Объяснение нового материала по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов", 7 класс....