Методическая разработка "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Очень хороший материал для учителя в работые над сочинением по картине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_vasnecova.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван - царевич на Сером Волке»
Цели урока. Познакомить с картиной В.М.Васнецова «Иван - царевич на Сером Волке»; отрабатывать навыки устной и письменной речи учащихся; развивать наблюдательность; расширять словарный запас; прививать любовь к русскому народному творчеству, живописи.
Оборудование. Репродукции картин В.М.Васнецова «Иван - царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Аленушка», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Снегурочка».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовительная беседа.
Учитель. На уроке развития речи, мы, как обычно, продолжаем знакомиться с произведениями русских художников. Сегодня речь пойдет о Викторе Михайловиче Васнецове.
Учитель записывает на доске.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
-Виктор Михайлович Васнецов родился в середине XIX века, умер, прожив 78 лет.
Отец Васнецова был сельским священником, любил в свободное время мастерить и рисовать. Мать управлялась по хозяйству и воспитывала шестерых сыновей. Семья была спокойная, дружная. Зимними вечерами в доме звучали сказки. Наверное, эти детские воспоминания и определили в дальнейшем главную тему творчества художника.
Когда юноша подрос, его отдали в духовное училище. В 17 лет он поехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Сдавая экзамен, Виктор очень волновался и решил не узнавать результаты. Он пошел учиться в рисовальный класс. Спустя год, вновь придя в Академию художеств, юноша узнал, что был принят в нее еще год назад.
В жизни Васнецова был период, когда он жил в Париже, затем он вернулся на Родину и поселился в Москве.
За свою жизнь художник написал много картин на сказочную тематику. Это картины «Иван-царевич на Сером Волке », «Богатыри», «Аленушка», «Царевна-лягушка», «Витязь на распутье», «Ковер-самолет», «Снегурочка».
Мастерская художника напоминала страницы из сказочных книжек.
В Москве существуют Дом-музей Васнецова, который строили по его эскизам. Попасть туда можно, только заказав экскурсию. Школьники приходят туда каждый день, чтобы увидеть собрание картин, рисунков художника, обстановку, в которой жил известный мастер.
III. Постановка темы урока.
У. Сегодня мы поговорим о картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке », по которой вы будете писать сочинение.
Учитель прикрепляет репродукцию картины на доску (или проецирует ее на экране).
IV. Работа по картине В.А.Васнецова «Иван - царевич на Сером Волке»
У. Когда вы услышали название картины, какое произведение устного народного творчества вспомнили?
Д. Русскую народную «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке».
У. Да, в 1889 году Васнецов создал одно из лучших своих произведений - картину «Иван-царевич на Сером Волке » - по сюжету русской народной сказки.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него было три сына» - так начинается «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Как часто бывает в сказках, главным героем становится младший сын Иван. Именно он добывает жар-птицу, златогривого коня и королевну Елену Прекрасную, которую полюбил всей душой.
Васнецов создает картину о чистой, юной любви.
Мчится лесной тропой серый Волк, уносит на спине двух влюбленных: Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Елена Прекрасная доверчиво склонила голову на грудь Ивана-царевича, а он бережно обнял ее, хочет оградить от беды и опасности.
Угрюма лесная чаща, но черные стволы деревьев словно расступились перед сказочными героями.
На переднем плане справа художник поместил неожиданно для лесного пейзажа цветущую яблоню. Ее нежные розовые цветки вместе золотыми одеждами героев наполняют всю картину сказочными красками, светом, ощущением весны и радости.
V. Физкультминутка
VI. Проверка домашнего задания (упр. 322, учебник М.М.Разумовской и др.).
У. Для дальнейшей работы необходимо проверить ваше домашнее задание. Что было задано на дом?
Д. Парча - плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи.
Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.
Кафтан - старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан.
Кушак – пляс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком.
Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно из коз или овец)
Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге) скатный жемчуг
Червленый- 1. Багряный, ярко-красный. 2 .Красивый. Червленый щит.
Яхонты – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты горят.
У. Нужны ли вам эти слова в сочинении или можем обойтись без них?
Д. Да, эти слова являются средствами выразительности речи.
VII. Работа над образными средствами языка
У. Какое впечатление производит на вас картина Васнецова. Что в ней особенно красиво? В какое время суток происходит действие?
Д. Ранним утром.
У. Почему вы так думаете?
Д. Сквозь ветви деревьев едва пробивается тревожный свет утренней зари.
У. Что изображено на переднем плане картины?
Д. На первом плане неожиданно для лесного пейзажа чудесно расцветшее яблоневое дерево.
У. Да, это символ все побеждающей любви, которая способна творить чудеса. Это символ счастливого конца сказки.
У. Кто мчится по угрюмой лесной тропе? Каков его бег?
Д. Мчится Серый Волк. Бег его быстрый, стремительный.
У. Правильно. Во что одет Иван - царевич? Какое оружие имеется при нем? Опишите одежду и оружие.
Д. Он одет в парчовый кафтан, подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. На голове - царская шапка. На ногах - красные сафьяновые сапоги. Он держит червленый меч.
У. Теперь посмотрите на позу Елены Прекрасной. Опишите ее состояние.
Д. Она положила голову на плечо Ивана-царевича. Руки ее лежат на коленях. Ее шелковые волосы развеваются на ветру. Она испугана.
У. Как одета девушка?
Д. На Елене Прекрасной голубое атласное платье с узким поясом. Пояс украшен камнями. Платье украшает широкая золотая кайма. На голове - яхонтовая корона. На шее – ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в сафьяновые сапожки.
У. Вспомните, чем обычно заканчиваются сказки.
Д. Сказки заканчиваются хорошо. Добро одерживает победу над злом.
У. Как вы думаете, что старался передать в своей картине Васнецов?
Д. Он хотел вызвать сочувствие у зрителей. Он беспокоится, переживает за своих героев.
VIII. Составление плана сочинения.
В ходе коллективной работы составляется и записывается на доске план сочинения.
План
1. О Васнецове и о народной сказке.
2. Картина «Иван-царевич на Сером Волке ».
а) окружающая природа;
б) стремительный бег волка;
в) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);
г) Елена Прекрасная (поза, лицо, волосы, одежда);
д) чувства героев.
3. Мое впечатление от картины.
IX. Написание сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Васнецова В.М. "Иван - царевич на Сером Волке"
Работа предназначена для учителей русского языка коррекционных школ 8 вида...
Подготовка к сочинению по картине Васнецова "Иван-царевич на сером волке"
Презентация поможет учащимся 5 класса подготовится к сочинению по картине....
Сочинение-миниатюра по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"
Конспект урока в 5 классе...
Сочинение-миниатюра по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке
Урок развития речи в 5 классе...
Презентация к уроку Сочинение-миниатюра по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке
Презентация к уроку...
Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...
Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....