Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Сложное предложение».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_kl_slozhnoe_predlozhenie.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема: « Сложное предложение»
Цель урока: научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения.
Задачи:
-выявление степени понимания учебного материала и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по новому материалу;
-активизирование познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительных процессов;
-развитие умения спонтанной речи для передачи выводов и умозаключений на основе материала урока.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: исследовательская деятельность.
Виды деятельности:
- устная и письменная;
-индивидуальная и коллективная;
-мыслительная деятельность: продуктивная и репродуктивная;
-речевая: учебная и спонтанная.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Рower Point,
карточки с разным уровнем сложности..
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Создание психологического настроя класса для восприятия материала урока (музыкальный слайд 2).
2.Актуализация знаний.
- Как называется раздел науки о языке, над которым мы работаем?
- Что является предметом изучения синтаксиса?
- Чем отличается предложение от словосочетания?
Перед вами сочетания слов (запись на доске)
сентябрьские дни; школьный звонок; дружеские разговоры; серьезно настроиться; наступила осень.
- Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием и почему?
- В данных словосочетаниях укажите главное и зависимое слова, укажите тип подчинительной связи, подберите синонимичные словосочетания иного типа подчинительной связи.
- Что мы называем предложением?
Составьте предложение (оно записывается постепенно по мере выполнения задания).
- Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы (слайд 3) взять определение, выраженное прилагательным в Т.п. (желтые);
- запишите существительные листья в Т.п. (слайд 4) (листьями);
- Из предложения Пушкин очень любил осень (слайд 5) взять дополнение (осень);
- добавьте обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской (слайд 6) (щедро);
- добавьте сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер (слайд 7) (выстлала);
Из предложения
Вы куда ведете, дороги? (слайд 8);
- запишите обращение.
Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.
- Сколько грамматических основ в этом предложении?
- Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа?
4. Изучение нового материала.
- Посмотрите на тему урока, записанную на доске. Сформулируйте задачи нашего урока.
1) А теперь сравним два предложения (запись на доске).
Ночью ветер злится и шумит в окно.
Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
- Сколько грамматических основ в первом предложении?
- Как называется предложение с одной грамматической основой?
- Какие члены предложения соединяет союз и в первом предложении? Составим схему предложения.
- Сколько грамматических основ во втором предложении?
- Чем отличается это предложение от предыдущего?
- Как вы думаете, какое из двух предложений соответствует теме нашего урока?
- Сделайте вывод, какое предложение называется сложным?
Работа над теоретическими сведениями учебника стр.91.
5.Закрепление.
Обратимся к записи на доске
Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья желтые лежали.
Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Черно – бурою лисицею
Под горой улегся лес.
- Что это мы записали?
- Как вы определили, что это текст?
- Как его можно озаглавить. Сколько предложений в этом тексте? Какие это предложения?
- Сколько простых предложений в каждом сложном?
- Как вы определяли?
- А теперь перед вами задача продолжить предложения (задания на карточках).
Задание для первого уровня.
- Докажите, что оно сложное.
Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.
В лучах печально кричали ночные птицы, белая звезда переливалась над рекою.
Листья пожухли и шуршали при ветре.
Задание для второго уровня.
- Среди данных предложений найдите сложное.
Наступила поздняя осень…
Подул холодный ветер…
Закружились в воздухе желтые листья березки…
6. Рефлексия.
- Перед вами изображение осеннего пейзажа. Составьте текст по данному изображению, употребив сложные предложения (слайд 9).
7. Комментирование домашнего задания (параграф 46, упражнение 224).
8. Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
Контрольная работа по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение"
Контрольная работа позволяет проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, умение составлять схему сложного и простого предложений, давать синтаксическую характеристику предло...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....
Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
На уроке отрабатывается алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка" урока - дидактический материал подобран из книги В.Губарева...