Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._vneurochnaya_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №13»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы « 29 » 08 2019г. Протокол №1 Руководитель МО ______ А.К. Казиева | «Рассмотрено» на заседании методического совета «29» 08 2019г. Протокол №1 Председатель МС ______ О.Г.Тулепова | «Согласовано» Заместитель директора по УР ______ Н.Ю.Шананина « 30 » 08 2019г.
| «Утверждаю» Директор ________Т.Н.Корнилова Приказ №800/01-11 « 30 » 08 2019г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Знай и люби русский язык»
для 5 класса
Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №13»
г. Нижневартовска
Тулепова Ольга Григорьевна
2019-2020 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………..4
3. Содержание учебного предмета………………………………………………………….6
4. Тематическое планирование………………………………………………………………7
5. Приложение. Календарно-тематическое планирование…………………………………8
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Знай и люби русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
Программа внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.
Содержание учебного предмета
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
Язык и речь – чудо из чудес.
Слышится и пишется.
Фонетический разбор слов.
«Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи.
Обобщающее занятие «Кто говори – сеет, кто слушает – собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Словообразовательная цепочка.
Строение слога.
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
«Чужие» слова.
Сказочные превращения.
Морфемный разбор слов.
Обобщающее занятие «Зри в корень».
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 3
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Зачем нужно знать алфавит.
Приятное соседство звуков.
Каллиграфия.
Орфография.
«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
Пунктуация.
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Письмо.
Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
Слова и их значение.
На какие группы делится словарный состав русского языка.
Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Обобщающее занятие «Повторенье – мать ученья».
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Части речи.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Стойкость существительных.
Всего полно: чулочки-носочки (категория числа).
Живость глагола.
Цветные сны. Глаголы звуков и цветов.
Преданность прилагательных.
Прилагательные-эпитеты.
Грамматике учиться всегда пригодится.
Морфологический разбор слов.
Синтаксический разбор слов.
Бенефис знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Поведение человека и культура общения.
Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающие занятия.
Аукцион знаний.
Игра «Знай и люби русский язык».
«По силе разума».
Повторение.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Секреты устной речи. | 7 |
2. | Загадки русского словообразования. | 10 |
3. | Секреты письменной речи. | 15 |
4. | Тайны русского слова. | 8 |
5. | Секреты морфологии и синтаксиса. | 17 |
6. | Речевой этикет. | 6 |
7. | Обобщающие занятия. | 5 |
Всего | 68 |
Приложение.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||
Секреты устной речи. (7 ч.) | ||||
Введение. | ||||
Язык и речь – чудо из чудес. | ||||
Слышится и пишется. | ||||
Слышится и пишется. | ||||
Фонетический разбор слов. | ||||
«Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи. | ||||
Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». | ||||
Загадки русского словообразования (10ч.) | ||||
«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | ||||
Словообразовательная цепочка. | ||||
Строение слога. | ||||
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. | ||||
«Чужие» слова. | ||||
«Чужие» слова. | ||||
Сказочные превращения. | ||||
Сказочные превращения. | ||||
Морфемный разбор слов. | ||||
Обобщающее занятие «Зри в корень». | ||||
Секреты письменной речи. (15ч.) | ||||
Зачем нужно знать алфавит. | ||||
Приятное соседство звуков. | ||||
Каллиграфия. | ||||
Каллиграфия. | ||||
Орфография. | ||||
Орфография. | ||||
Орфография. | ||||
Орфография. | ||||
«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. | ||||
Пунктуация. | ||||
Пунктуация. | ||||
Пунктуация. | ||||
Не пером пишут – умом. Тайны письма. | ||||
Письмо. | ||||
Бенефис знаний. | ||||
Тайны русского слова. (8ч.) | ||||
На какие группы делится словарный состав русского языка. | ||||
Слова и их значение. | ||||
Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | ||||
В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | ||||
О чём рассказывают фразеологизмы. | ||||
О чём рассказывают фразеологизмы. | ||||
Фразеология в художественных произведениях. | ||||
Обобщающее занятие «Повторенье – мать ученья». | ||||
Секреты морфологии и синтаксиса. (17ч.) | ||||
Части речи. | ||||
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | ||||
Стойкость существительных. | ||||
Стойкость существительных. | ||||
Всего полно: чулочки-носочки (категория числа). | ||||
Живость глагола. | ||||
Живость глагола. | ||||
Цветные сны. Глаголы звуков и цветов. | ||||
Преданность прилагательных. | ||||
Прилагательные-эпитеты. | ||||
Прилагательные-эпитеты. | ||||
Грамматике учиться - всегда пригодится. | ||||
Морфологический разбор слов. | ||||
Морфологический разбор слов. | ||||
Синтаксический разбор предложений. | ||||
Синтаксический разбор предложений. | ||||
Бенефис знаний. | ||||
Речевой этикет. (6ч.) | ||||
Правила речевого этикета. | ||||
Правила речевого этикета. | ||||
Формулы речевого этикета. | ||||
Поведение человека и культура общения. | ||||
Поведение человека и культура общения. | ||||
Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. | ||||
Обобщающие занятия. (5ч.) | ||||
Аукцион знаний. | ||||
Игра «Знай и люби русский язык». | ||||
«По силе разума». | ||||
Повторение. | ||||
Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир программирования. Объектно-ориентированные языки» 14 -15 лет 1 год обучения
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир. Программироваиня. Объектно-ориентированные языки". Включает в себя:Пояснительная записку.Учебно-тематический план.Содержание программы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"
Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8 классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Олимпиадная подготовка по английскому языку
Рабочая программа адресована учителям и обучающимся 5-8 классов, которые желают готовиться к участию в олимпиадах по английскому языку....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательное чтение на английском языке» 5-9 классы
Курс внеурочной деятельности «Увлекательное чтение на английском языке» относится к общеинтеллектуальному направлению.Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена соотв...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательное чтение на английском языке"
Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, це...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Систематизация знаний по русскому языку"
Рабоча программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку и подготовки к ОГЭ...