Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8 классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_korrektsii_po_russkomu_yazyku.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
__________________ ___________/______________/
_________/_________/ __________/__________/ Приказ №________
Протокол №___от
«__»_________2019 г. «__»__________2019 г. «__»________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности Час коррекции по русскому языку
по направлению общеинтеллектуальное
для обучающихся 13– 14 лет
срок реализации 1 полугодие
Цупикова Наталья Владимировна
Ф.И.О учителя, (коллектива учителей)
2019 – 2020 учебный год
Введение
Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8 «А», «Б» классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа кружка составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.
В современном мире востребованы грамотные люди, способные логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа помогает учащимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Цель изучения курса
Данный кружок нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
- расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
- повысить уровень логического мышления учащихся;
- создать условия для формирования языковой компетенции ;
- восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
- выработать навык комплексного анализа текста;
- совершенствовать навыки работы над изложением.
Развивающие задачи курса:
- развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
- способствовать развитию речи учащихся;
- совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
- способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
- формировать ключевые компетенции;
- повышать интерес к гуманитарному образованию;
- воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- принципы русской орфографии и пунктуации;
- основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
- алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
- использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
- применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка);
- применять алгоритм написания сжатого изложения;
- уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
- грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
- владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть) . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 8 класса предложен кружок «Развиваем орфографические навыки», который рассчитан на 16 часов: 1 ч в неделю.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название разделов, тем | Коли чество часов | Форма мероприятия | Основные понятия | Виды учебной деятельности | Предполагаемый результат |
1-2 | Правописание приставок | 2 | Познавательная беседа, практическая работа | Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при- | Беседа. Работа с тестами | Употреблять в научном стиле слова с иноязычными приставками |
3 | Правописание гласных в корне слов | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц. Чередование гласных о-а, е-и. | Тренировочные упражнения | Самостоятельно выполнять орфографический анализ текста |
4 | Правописание согласных в корне слов | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Сомнительная согласная; непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных. Орфографический анализ текста | Выполнение тестовых заданий, работа со словарём | Самостоятельно выполнять орфографический анализ текста |
5 | Употребление ь и ъ | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Употребление ь в числительных. -тся и –ться в глаголах. Разделительный ь и ъ. Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант, двухъярусный). Орфографический анализ текста | Анализ предложений и ситуаций | Самостоятельно выполнять орфографический анализ текста |
6-7 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, причастий | 2 | Познавательная беседа, практическая работа | Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных | Работа с тестами, анализ предложений, подбор материалов, тренировочные упражнения | Анализировать и исправлять ошибки, связанные с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи |
8 | Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов. Орфографический анализ текста | Синтаксический разбор предложений, выполнение тестовых заданий | Самостоятельно выполнять орфографический анализ текста |
9 | Дефисное написание слов | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Дефисное написание сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. | Применять дефисное написание в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов) | |
10 | Правописание сложных слов | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных | Работа со словарем «Слитно или раздельно?» | Употреблять сложные слова в научном и официально-деловом стилях |
11 | Правописание предлогов, союзов, частиц | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Правописание производных предлогов ввиду, вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в заключение, в отличие от, несмотря на. Различение правописания производных предлогов и самостоятельных частей речи( идти навстречу, на встречу с друзьями, навстречу солнцу). Правописание союзов чтобы, тоже, также, отчего, отличие их от омонимичных сочетаний слов | Работа по алгоритму | Употреблять производные предлоги в научном и официально-деловом стилях речи |
12 | Употребление тире в простом предложении | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в художественной речи (стилистические фигуры) | Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений | Анализировать и исправлять речевые ошибки, связанные с построением простых предложений |
13 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные неоднородные определения | Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами | Анализировать и исправлять речевые ошибки, связанные с построением предложений с однородными членами |
14 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Обособленные определения, приложения, обстоятельства. Предложения с уточняющими обособленными членами | Пунктуационный разбор текста. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением обособленных членов предложения | Выполнять пунктуационный разбор текста. Анализировать и исправлять ошибки, связанные с употреблением обособленных членов предложения |
15 | Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Обращения. Вводные слова и вставные конструкции | Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами | Стилистическое использование вводных слов. Анализировать и исправлять ошибки, связанные с построением предложений с вводными словами |
16 | Заключение | 1 | Познавательная беседа, практическая работа | Итоговый контрольный тест |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Час коррекции по русскому языку», 8 «А», «Б» кл.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
1-2 | Правописание приставок | 2 | ||
3 | Правописание гласных в корне слов | 1 | ||
4 | Правописание согласных в корне слов | 1 | ||
5 | Употребление ь и ъ | 1 | ||
6-7 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, причастий | 2 | ||
8 | Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов | 1 | ||
9 | Дефисное написание слов | 1 | ||
10 | Правописание сложных слов | 1 | ||
11 | Правописание предлогов, союзов, частиц | 1 | ||
12 | Употребление тире в простом предложении | 1 | ||
13 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | ||
14 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения | 1 | ||
15 | Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения | 1 | ||
16 | Заключение | 1 |
Литература
1.Бройде М.Н. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. М., Айрис-Пресс, 2001
2.Львова С.И. Там, где кончается слово…(о слитных, дефисных, раздельных написаниях). М., 1991
3.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.,1982
4.Лукина Я. В., Степанова Л. В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. СПб, «Златоуст», 2001
5.Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М., 2001
6.Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 1994
7.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов-на-Дону, 1998
8. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.
9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
10. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: «Экзамен».
11.«Итоговый контроль ГИА. Русский язык. Учебно-справочные материалы для 9 класса», Москва., Санкт-Петербург, «Просвещение», 2011 г.
12. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012 : учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д: Легион,2012.
13. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9-й класс/ Т.М.Пахнова.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен»,2011.
14. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса
Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса позволяет дифференцированно подходить к дополнительным занятиям с обучающимися....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страна слов русского языка"(направление личностного развития),5 класс
«Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»
Рабочая программапо внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»...
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...
Рабочая программа курс внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" 8-9 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" рассчитана на учащихся 8-9 классов на 2 года....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс русский язык и культура речи
Рабочая программа по внеучной деятельности 8 кл русский язык...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире английского языка" для обучающихся 11 класса.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по английс...