Урок русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Первый урок в изучении существительных общего рода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazykahli.doc | 55 КБ |
otkr_ur.sushch_obshch.rod_6_kl.ppt | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделы: Преподавание русского языка
Конспект урока
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Тема: Имена существительные общего рода.
Цели урока:
а) познавательные:
– познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;
б) практические:
– сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте;
– формировать умения употреблять в речи существительных общего рода.
Метод обучения: проблемный урок.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Подведение к новой теме.
Сообщаются тема, цель урока
Фронтальный опрос:
- Что такое род? (грамматическое значение)
- Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?
( знаменательные)
- Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)
- Сколько родов в русском языке? (называют)
II. Повторение пройденных тем:
Задание: распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе
Под диктовку учителя 3 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях.
Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.
- Молодцы, ребята! Мы еще вернемся к слову «умница», а теперь посмотрим на доску.
III. Мотивация. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.
Вопросы:
1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного
Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.
2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда
На доске появляются слова умница, непоседа, соня
3. Определите, какого рода данные существительные (предъявление факта).
Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации).
Рядом со словами появляются имена дочка, внучок, брат
4. Скажите, а сейчас мы сможем определить род имен существительных умница, непоседа, соня
(предъявление второго факта)
Ученики определяют
умница– женский род
непоседа – мужской род
соня – мужской род
Учитель меняет местами имена собственные и получается
Внучок, доченька, сестра
5. А так можно сказать?
Да.
6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.
7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? (побуждение к формулированию проблемы)
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос)
IV. Открытие новых знаний, формулирование темы урока.
Формулируется определение “общий род”.
II. Работа по новой теме
1. Работа с текстом.
Учитель. А сейчас прочитайте четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими:
Вот подходит к детворе,
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так___ забияку
Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.
Ученики. Такого забияку.
Учитель. А разве девочки не дерутся?
Ученики. Бывает.
Учитель. Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…
Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола, называются существительными общего рода.
В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
Такие имена существительные называются существительными общего рода.
8. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?
Имена существительные общего рода (тема записывается на доске и в тетрадях)
V. Воспроизведение нового материала. 2. Работа с учебником.
Учитель. Давайте проверим себя по учебнику [1]: стр. 91, параграф 41. Что ещё вы узнали, прочитав параграф 41?
Ученики. Существительные общего рода имеют окончание –а (-я). Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.
3. Наблюдение за речью героев (сценка).
Учитель. А вот какая история произошла однажды в нашем лагере отдыха. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый, ученик 11-го класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.
Ученики.
– Вот видишь, ты такая большая неряха.
– Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.
– Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
– Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?
Учитель. Вожатый, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?
Ученики. Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить “большой неряха”, “такой неряха”.
Учитель. Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?
Ученики. Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.
Учитель. А если о животном-забияке? Например, о коте или кошке?
Ученики. Тогда надо придерживаться такого же правила: “Васька – страшный забияка”, “Муська – страшная забияка”.
VII. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.
На доске представлены предложения:
Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.
1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.
1.Найдем в предложении существительные общего рода.
2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.
2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.
3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.
3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.
Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.
4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.
Например: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.
2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.
3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.
Работа с учебником.
Работа над материалом. Упражнение №229
На доске:
10. Записать слова в два столбика:
1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека
2 столбик – другие существительные общего рода
1 вариант
задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка
2 вариант
сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка
11. Какая группа получилась больше?
В первом столбике слов больше. Скорее всего это разговорный стиль, реже художественный
12. Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.
6. Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.
Учитель. Нравятся вам люди такого сорта?
Ученики. Нет.
Учитель. И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (слова написаны на доске). Давайте послушаем.
Ученики.
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.
Учитель. Но особенно в старину не любили жадных людей.
Ученики.
Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибётся об скамейку.
Учитель. А эту корилку (от корить, ругать) вы закончите сами:
Что за шум, что за рёв?
Тут не стадо ли коров?
Нет, это не коровушка,
Это Таня …
Ученики. … рёвушка..
Учитель. А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества: “плакса”, “жадина”, “рёвушка”.
13. Работа со словарём.
Учитель. Слово дежурному по словарю.
Дежурный по словарю. Невежа – м. и ж., грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и ж., малообразованный, малосведущий человек. Полный невежда в музыке.
Учитель. Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?
“Он два раза в неделю страдал от обжорства”.
“Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”.
Ученики. Это о Троекурове – герое романа Пушкина “Дубровский”.
Учитель. А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.
Ученики. Он обжора и невежа.
Учитель. Видите, как точно и хлестко характеризуют человека эти маленькие словечки. Запишите их в тетрадь.
Учитель. Что-то мы сегодня всё о плохом да о плохом! А разве нет среди существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?
Ученики. “Молодчина”, “умница”.
14. Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”
Физкультурная минутка
(проводят сами учащиеся)
(Выходит ученица и декламирует дразнилку, показывая при этом движения). Зарядка-дразнилка: “Сони, плаксы и задиры, выше руки, ноги шире …”
Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:
1 предложение – положительные черты характера;
2 предложение – отрицательные черты характера;
3 предложение – свое отношение.
Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.
Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.
VII. Подведение итогов урока.
15. Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?
Существительные общего рода.
Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.
Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.
Оценки за урок.
Домашнее задание упражнение №230
В конце урока игра “Наоборот”:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”
А ты ответишь
“низко”
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь
“близко”
Скажу тебе я слово “трус”
Ответишь ты
“храбрец”
Теперь “начало” я скажу
Ну, отвечай:
“конец!”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
род пол мужской женский Имя существительное
-СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ; Маша картошка - ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ; корова стул - ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ ИЗ 3-Х РОДОВ !!! Ж.Р., М.Р., С.Р. парта кофе шимпанзе Постоянные признаки имен существительных.
Лингвистическая разминка Задание: распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.
Лингвистическая разминка Ж.Р. М.Р. С.Р. Вещь хлеб яблоко Книга пенал кольцо Умница мяч ружьё
« Умница !» – сказала мама. «Что же ты за непоседа ?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? О ком идёт речь?
« Умница , дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа , внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня !» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род. СРАВНИТЕ.
« Умница , сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа , внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня !» - не выдержал папа. Запишите те же существительные и определите род. А так можно?
ВЫВОД. Имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода. НО Род – это постоянный признак имён существительных. Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода? Как они называются?
Работа с текстом Вот подходит к детворе, Затевает драку. Все боятся во дворе Так___ забияку
Работа с текстом Вот подходит к детворе, Затевает драку. Все боятся во дворе Такого забияку
Работа с текстом Вот подходит к детворе, Затевает драку. Все боятся во дворе Такую забияку
В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе , которые относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола , и к женскому роду , если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.
Тема урока Имена существительные общего рода
Цели урока: -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных; сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте; - формировать умения употреблять в речи существительные общего рода; определить сферу употребления существительных общего рода.
Допиши окончание прилагательных и местоимений. Мой брат Витя – настоящ_ забияка. Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты .
Допиши окончание прилагательных и местоимений. Мой брат Витя – настоящий забияка. Сестрёнка Оля – всем известная тихоня. Этот маленький непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты .
Работа с учебником Упражнение 229, стр.96
Словарная работа Пустомеля – (пустослов) тот, кто болтает вздор; Ябеда – 1)мелкий донос, клевета;2)то же, что ябедник; Тихоня – тихий, смирный человек; Соня – любящий много спать человек; Плакса – тот, кто много и часто плачет; Лежебока – лентяй, бездельник; Непоседа – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок; Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры; Неряха – неряшливый человек; Белоручка – тот или та, кто боится трудной, грубой работы.
Толковый словарь Неве ж а – грубый , невоспитанный человек Неве жд а – безграмотный, необразованный человек
Лексическая работа Запишите слова в два столбика: с положительной характеристикой и с отрицательной характеристикой человека. Умница, сластена, тихоня, выскочка, задира, капризуля, ломака, неряха, невежа, невежда, забияка, симпатяга, работяга, трудяга.
Лексическая работа Умница Выскочка Сластена Задира Тихоня Капризуля Симпатяга Неряха Работяга Невежа Трудяга Невежда Забияка
Дразнилки и корилки . Плакса, вакса, гуталин, На носу горячий блин. Плакать не годится, Можно простудиться
Дразнилки и корилки . Жадина-говядина, Три копейки дадено, За четвертую копейку Расшибётся об скамейку.
Дразнилки и корилки . Что за шум, что за рёв? Тут не стадо ли коров? Нет, это не коровушка, Это Таня - рёвушка
Физкультминутка Тихони, непоседы и задиры, Выше руки, ноги шире Наклонитесь в стороны, Поморгайте глазками.
Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру «Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану: 1 предложение –положительные черты характера; 2 предложение – отрицательные черты характера; 3 предложение – своё отношение.
Слова, обозначающие профессии Врач, директор, хирург, биолог Какого они рода?
Примеры Врач Иванова выписала рецепт. Врач Иванов назначил лечение.
Итог урока. Какова тема урока? Существительные общего рода. Что нового узнали? Существительные общего рода могут быть женского рода , если обозначают лица женского пола, и могут быть мужского рода , если обозначают лица мужского пола . Чему научились? Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в п.в.
Домашнее задание. -Параграф 41 + т.-опрос; - Упражнение № 230 (по заданию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"
Цели: Обучающие: 1. Умение определять род имени существительного.2. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с именами существите...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка_6 класс_НЕ с существительными
Конспект урока+презентация...
Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"
Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...
Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...