Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vyvedeniya_novyh_znaniy.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 5 класс

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

  1. Образовательно-развивающие цели урока:
  1. Выведение и усвоение учащимися новых понятий: разносклоняемые имена существительные
  2. Применение учащимися опорных понятий (имя существительное, падежное окончание, склонение, единственное число, множественное число, род существительных, падеж существительных)
  3. Овладение учащимися универсальными учебными действиями:

- познавательными (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей)

- регулятивными: определение познавательной цели, контроль, оценка и самооценка)

- коммуникативными: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи)

1.4. Овладение учащимися предметными (специальными) умениями: склонять имена существительные, правильно писать безударные падежные окончания имен существительных, формулировать определение понятий( имя существительное, безударные окончания имен существительных, склонение род)

  1. Воспитательные цели:

2.1.Формирование у учащихся мировоззрения на основе категорий: общее-особенное-единичное, первичное-вторичное, причина-следствие

                 2.2. Развитие личностных УУД:

                  Проявление активности при изучении нового материала, проявление

                    положительной мотивации и познавательного интереса к учению,

самоорганизация, осознание важности полученных знаний.

№ п/п

Содержание урока

Критерии оценки учебного труда

Деятельность  ученика

1

Оргмомент.

знакомство обучаемых с заявкой на оценку.

Планирование обучающимися оценки, фиксирование ее на полях тетради. назначение арбитра для учета и фиксации активности учащихся на каждом этапе урока

«5»-24 балла и выше

«4»- 19-23 балла

«3»- 14-18 баллов

Планируют оценку

2

Объявление темы урока «Разносклоняемые существительные»

Задайте вопрос –понятие и вопрос-суждение к теме урока.

Ответы на эти вопросы мы получим в течение урока.

Сформулируйте цель нашего урока.

Вопрос – понятие 1б

Вопрос- суждение 2 б

1б за формулирование цели

Что называется разносклоняемыми существительными?

Что понимается под разносклоняемыми существительными?

Чем объяснить, что некоторые существительные являются разносклоняемыми?

Как доказать ,что есть такой тип склонения существительных как разносклоняемые?

 Почему некоторые существительные называются разносклоняемыми?

Цель: узнать , что называется разносклоняемыми существительными, какие существительные относятся к разносклоняемым , выяснить почему они называются разносклоняемыми.

3

Повторение опорных понятий посредством ярмарки понятий.

Имя существительное

Род

Склонение

Падеж

Морфология

1б за вопрос

1б за ответ

- Что называется именем существительным?

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

- Что понимается под склонением?

Под склонением понимается изменение существительных по падежам и числам;

- Что такое род?

Род-постоянный морфологический признак, представляющий распределение слов и форм по классам, традиционно соотносимым с признаками пола или их отсутствием.

- Что является падежом?

Падеж- непостоянный морфологический признак существительного, указывает на ту роль, которую имя существительное играет в предложении.

-Что такое морфология?

Морфология-раздел лингвистики, который изучает части речи и их морфологические признаки.

4

Выведение новых знаний

Просклоняйте существительные: поле, степь, время 

(фронтальная проверка)

Сравните их и сформулируйте  сравнение  по карточке №3

Найдите противоречия и сформулируйте их при помощи карточки №4

Сделайте вывод на основании сравнений и противоречий в виде суждения

Правильно просклоняли все три существительных ( за каждое правильно просклоняемое сущ. 1б)

За сравнение 2б

За формулирование противоречия 3б

И. поле     степь     время

Р. поля     степи    времени

Д.полю     степи    времени

В. поле      степь    время

Т.полем    степью  временем

П. о поле  о степи  о времени    

- Сравнивая существительные  степь и время в предложном падеже , можно сказать, что у них одинаковые окончания –и

- Так же , как и у существительного степь, у существительного время в дательном падеже окончание -и.

- Как у существительного полем, так и у существительного временем в творительном падеже окончание –ем

- Так же,  как и существительное поле, существительное время среднего рода.

- Существительное время, несмотря на то, что оно среднего рода, нельзя отнести ко второму склонению.

- Существительное время в родительном, дательном и предложном падежах имеет окончание  третьего склонения, однако в творительном падеже имеет окончание второго склонения.

Окончания в  существительном «время»

 в Р.П. Д.П. П.П. имеет окончание 3-го склонения ,

 а в Т.П. окончание 2-го склонения -ЕМ.    

Определите склонения существительных. В каких словах  в определении склонения есть сомнение? Выпишите их.

 Плач, знамя, мышь, время, родина, племя, горе, вымя, верность, имя, Ваня

(самопроверка)

Если эти существительные имеют окончания 2 и 3 склонения, как по-вашему, они могут называться? Сделайте вывод в виде суждения.

 За каждое правильно выписанное существительное

За суждение 3 балла

Знамя, время, племя, вымя, имя

Существительные, оканчивающиеся  на -МЯ  и относящиеся к  среднему роду,

 называются разносклоняемыми

Творческое задание: дополнить данный текст подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными

В стародавнее древнее …

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое …

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевали седло и … – 

Необразованное было это … .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их …         забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …,

Что кислород всегда поддерживает… .

Над тем, как в булку превратить простое …,

С утра до вечера они  чесали … . (самопроверка)

- Подберите синоним к слову дорога.

Сколько разносклоняемых существительных?

10б  за все правильно вставленные слова

(1б за каждое слово)

Время, племя, вымя, имя, стремя, племя, бремя, знамя, пламя, семя, темя

Путь

К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на –мя и одно слово м.р. путь

Поставьте  слова знамя. Бремя . имя  в Р.П., Д.П.и П.П. (фронтальная проверка)

Сделайте еще один вывод в виде суждения

1 б

2б. за суждение

Р. знамени     бремени    имени

Д. знамени    бремени    имени

П. о знамени   о бремени   об имени

При склонении разносклоняемых

 существительных к корню прибавляется    суффикс  -ЕН.

Спишите,  поставив разносклоняемые существительные в нужную форму, затем обсудите в группах, подготовьте выступления от групп

Занимать много время,    в пламя костра, масло из семя,                        

нога в стремя, звать по имя,                            

подъём знамя,  история о племя,  согнуться под бремя.

(4 группы, каждая обсуждает по два словосочетания                                                          

                                                                                 

8б (1б за каждый правильный ответ)

По 1 б за выступление

Занимать много времени,    в пламени костра, масло из семени,                        

нога в стремени, звать по имени,                            

подъём знамени,  история о племени,  согнуться под бременем

Составьте пословицу. Слово путь поставьте в нужную форму)

Никто,

заменить,

на путь,

не может,

вас самих,

к знанию.

1 балл

Никто,

заменить,

на пути,

не может,

вас самих,

к знанию.

5

Определение достигнутых целей урока

- Вспомните какие цели мы ставили  в начале урока, чтобы проверить достигли мы их или нет

Ответим на вопросы, которые мы задавали к теме урока

2 балла за ответ

  1. Разносклоняемые существительные -это 11 имен существительных, которые имеют падежные окончания разных склонений.
  2. 11 существительных относятся к типу разносклоняемых существительных, потому что они имеют падежные окончания как существительных второго склонения, так и третьего склонения.
  3. Чтобы доказать, что есть такие существительные как разносклоняемые, надо их просклонять и сравнить окончания .

Самооценка. Рефлексия самооценки

-Поднимите руку у кого оценка совпала с заявленной,

- поднимите руку у кого выше,

-поднимите руку у кого ниже заявленной,

- кто не добрал баллы?

Считают баллы, сравнивают оценку с заявленной

6

Домашнее задание

  1. Упр. 54, (выучить правило стр.133-134)
  2. 2. Сформулировать и записать 2 вопроса суждения на изученную орфограмму. Данные вопросы мы будем задавать на следующем уроке, поэтому продумайте ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...

Урок в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"

Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные"...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»

Тема:          Разносклоняемые имена существительные (с презентацией)Тип урока. Урок открытия новых знаний.Цели : перерабатывать и преобразовывать информац...

Урок русского языка в 5 классе. Разносклоняемые имена существительные

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Урок русского языка в 6 классе РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Урок русского языка в 6 классе РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ...