Урок русского языка_6 класс_НЕ с существительными
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Алтухова Олеся Владимировна

Конспект урока+презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слово учителя

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и (не)нависти». (Эпиграф урока).    На доске            

2. Игра «Кто зоркий»

Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

(Не)бросай друга в (не)счастье.

Дружба (не)служба; а кому дружить, на того служить.

Друг спорит, а (не)друг поддакивает.

Кто ищет друга без (не)достатков, тот останется без друга.

- Прочитайте предложения (выразительно вслух)

- Что это такое? Как мы называем такие предложения?(пословицы)

- Есть ли в этих пословицах слова с НЕ?

- Какие из них являются именами существительными? (лестью, несчастье, служба, недруг, недостатков). Докажите это.

- Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)

- Вы доказали мне, что многое вам уже известно об имени существительном, молодцы

- Что же мы должны узнать сегодня? (Когда НЕ пишется слитно, когда раздельно)  

- Итак, сформулируем ЦЕЛЬ нашего урока: научиться правильно писать не с именами существительными, знать, когда пишем слитно, когда – раздельно

- Для этого давайте вспомним, что такое НЕ? Что вам уже известно? (частица или приставка), могут вспомнить, что изучали, когда глагол проходили

Слайд №2

Побывал я однажды в стране,

Где пропала частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но вокруг было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная,

      И гуляла собака счастная,

      И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

-Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.)

-Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).

-Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)

-Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).

- Ребята, вы абсолютно верно отметили, что эти слова не употребляются без не. Давайте запишем, как правильно звучат эти слова.

Изучение нового материала.

Как вы думаете, ребята, почему эти слова пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).

Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть?  Почему?

Исследовательская работа (См. приложение № 3).                        

-А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»

Для этого разобьёмся на мобильные группы из четырёх человек: ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад. Распределите роли:

1)руководитель группы;

2)оформитель;

3)спикер;

4)эксперт.

В задачу руководителя входит организация работы группы, оформитель записывает ответ в «Лист контроля», спикер отвечает на вопрос, данный группе, эксперт оценивает работу группы по предложенным критериям.

        

Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос.

Внимание! На экране - порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы-7-10 минут.

        Обсуждение итогов исследовательской работы

Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп. Слово предоставляется спикерам.

 

1группа.     Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.)

2 группа.     Приведите примеры.

3 группа.      Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а).

4группа.      Приведите примеры

Кто смог придумать свои примеры?

-Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с.100, п.43). Прочитаем правило вслух (п.2 и 3).

К правильным выводам мы пришли?

Эксперты, оцените работу своей группы и сдайте «Листки эксперта». Оформители, сдайте «Листы контроля».  Работа в группах окончена. Займите свои места.

                Систематизация знаний с помощью алгоритма

Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм.

Применение алгоритма на практике        

Попробуем применить его в работе. На доске даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.

1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.

2)Каждая (не)удача прибавляет ума.

3)(Не)вежество - орудие (не)вежды.

Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (уровень А)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

                               Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (уровень Б)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В помощь тебе опора-напоминание:

неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);

приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).

     

           Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (уровень В)

   1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

   2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3.Попробуй привести свои примеры.

Лист контроля (заполняет оформитель)

Не с существительными пишется слитно, если его можно заменить ………………….. или ………………....................................................

Например:………………………………………………………………

Не с существительным пишется раздельно, если в предложении есть ……………………………. с союзом ….

Например: ………………………………………………………………

Листок эксперта

1.Правильно ответили на вопрос … чел.

2.Неправильно ответили … чел.

3.Участвовали в обсуждении … чел.

4.Не участвовали в обсуждении … чел.

5.Пользовались подсказками (опоры, учебник) … чел.

6.Не пользовались подсказками … чел.

Приложение № 4

Тест на первичное усвоение материала

по теме «Не с существительными»

А1  Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

  1. Полная (не)лепица.
  2. Причины (не)успеваемости.

А2  Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А3  Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б  Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В   Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н. Толстой «слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти»

Слайд 2

Кто зоркий? ЛОВИ ОШИБКУ! Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Небросай друга в несчастье. Дружба не служба; а кому дружить, на того служить. Друг спорит, а недруг поддакивает. Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

Слайд 3

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Не бросай друга в несчастье. Дружба не служба; а кому дружить, на того служить. Друг спорит, а недруг поддакивает. Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

Слайд 4

Тема урока ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

Слайд 5

Какая неточность допущена в стихотворении? Побывал я однажды в стране, Где пропала частица не. Посмотрел я вокруг с доумением, Что за лепое положение! Но вокруг было тихо-тихо, И во всём была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые росли забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.

Слайд 6

Исследовательская работа Алгоритм работы в группах Внимательно прочитайте задания. Поделитесь с товарищами по группе своими мыслями по вопросу. Запишите ответ в «Лист контроля» (оформитель). Озвучьте ответ группы (спикер). Оцените работу группы по данным критериям (эксперт). Удачи!

Слайд 7

НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ алгоритм Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом А? ДА НЕТ Пиши раздельно: Не правда, а ложь Употребляется без НЕ? ДА НЕТ Пиши слитно: Неряха, невежда Можно заменить синонимом без не Пиши слитно: Говорить неправду(ложь)

Слайд 8

Спишите предложения в тетрадь. Раскройте скобки. Ум определяется ( не)возрастом , а головой. Каждая ( не)удача прибавляет ума. (Не)вежество – орудие (не)вежды.

Слайд 9

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Ум определяется не возрастом , а головой. Каждая неудача прибавляет ума. Невежество – орудие невежды.

Слайд 10

ОЦЕНИ СЕБЯ! Нет ошибок 1-2 ошибки Более 3-х ошибок

Слайд 11

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс

Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...

Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)

Урок русского языка "Несклоняемые существительные"  в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания.  ...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Урок русского языка по теме "Имя существительное" 5 класс

Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Имя существительное как часть речи».Тип урока: комбинированный урок.Элементы содержания: имя существительное как часть речи, морфологические признаки существитель...

Презентация к уроку русского языка по теме Имя существительное в 5 классе (ФГОС)

Презентация к уроку  по теме Имя существительное в 5 классе (ФГОС)...