Материалы к уроку "Фонетика. Гласные и согласные звуки."
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Коробейникова Елена Романовна

Технологическая карта урока

Презентация к уроку "Фонетика. Гласные и согласные звуки."

Раздаточный материал к уроку

Самоанализ урока

Аудиозапись "Звуки леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otk_ur.ppt1.68 МБ
Файл otkrytyy_urok.docx41.67 КБ
Файл raspechatka.docx11.4 КБ
Файл samoanaliz.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Фонетика. Гласные и согласные звуки».

Слайд 2

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…». Н.В. Гоголь

Слайд 3

Органы речи

Слайд 5

Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка , Со стола упала кошка . В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке , Рыбаки сидят у печки . Путник в город шел мешком . Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!

Слайд 6

Анненская средняя школа 5 классу от звуков речи

Слайд 7

“ Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”

Слайд 8

Отгадайте песню. В лсрдлсьлчк, В лс н рсл. Ио и еооая Еёаяыа. В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная Зелёная была .

Слайд 9

Жили-были КОТ и КИТ. Кот – огромный, просто страшный! Кит был маленький, домашний. Кит мяукал. Кот пыхтел. Кит купаться не хотел, Как огня, воды боялся. Кот всегда над ним смеялся! Время так проводит кит: Ночью бродит, днём храпит. Кит любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше. Позовёшь его: кис-кис! Он охотно прыгнет вниз…

Слайд 10

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…». Н.В. Гоголь

Слайд 11

Итог урока. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? На какие две группы делятся звуки речи? Какие органы речи участвуют в образовании звуков? В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков? Каких звуков больше: гласных или согласных?



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

Тема:

Учитель русского языка и литературы

Е.Р. Коробейникова

Карталы

 2019 г.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.

Тема урока: Фонетика. Согласные и гласные звуки.

Цель деятельности учителя

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока.

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонетика, фонема, транскрипция.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Дети с помощью картинок-смайликов, грустного и веселого, выражают свое настроение.

- Мне приятно, что большинство из вас пребывают в хорошем настрое, думаю, что в конце урока грусть остальных ребят сменится на позитивный настрой!

- Принесли нам два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте ее послушаем.

- Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы?
 (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? 
(Звуки речи).

- Так что же мы на сегодняшнем уроке будем изучать?(звуки)

- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами?

1) знать, что изучает фонетика

2)Повторить деление звуков речи на группы

3)вспомнить элементы транскрипции

Запись в тетради: число, классная работа

Участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Слушают звуки природы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний,  постановка целей урока, мотивация к учебной деятельности

 

- Сегодня у нас с вами необычный урок – урок погружения в мир звуков. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же попробуем разобраться в этом мире. Это поможет нам лучше понять какой раздел науки?(фонетика)

- Так что же изучает фонетика? Давайте поработаем с учебником. Нашли стр. 122. Самостоятельно изучите параграф.

Фонетика – звуки речи.

- Вспомните слова с корнем «фон» (опережающее задание «Словарь иностранных слов»).

  • Телефон 
  • Магнитофон 
  • Мегафон 
  • Микрофон 
  • Диктофон 
  • Таксофон 
  • Фонотека 
  • Фонограмма 
  • Граммофон 
  • Патефон 

- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”. Например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

- Какими знаками обозначаются звуки на письме? (буквы)

- Чем же различаются звуки и буквы?(буквы: пишем, читаем; звуки: слышим, произносим)

Слайд 3

- Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

- Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом «заводе» рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из легких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где «живут» голосовые связки.

Слайд 4

Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

- Давайте попробуем произнести звуки и попытаемся угадать, какие наши органы участвуют в произношении звуков?

Для этого нам понадобится учебник на стр. 122 под звёздочкой:

 [а] - [о], [б] – [п], [у] - [э], [д] - [т], [и] - [ы]

- При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык?(б-п, д-т)

-  А возникают ли подобные препятствия при произношении гласных звуков? (нет)

 - Давайте попробуем произнести гласные звуки:

[а], [о], [и], [ы], [э], [у]

Читают выразительно, выделяют звуки, наблюдают, делают вывод.

Знакомятся с артикуляционным аппаратом и принципами его действия; на собственных наблюдениях делают выводы об образовании гласных и согласных звуков

Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Обобщение и систематизация знаний

Теперь давайте вспомним, какими бывают гласные и согласные звуки. Перед вами 3 картинки: подушка, кирпич и колокольчик. Давайте запишем на подушке звуки, которые всегда бывают мягкими, на кирпиче - всегда твердые, а на колокольчике запишем сонорные звуки. (Три ученика записывают звуки на доске)  

 Упр. 263

- Задание: подберите и запишите односложные слова с данными гласными звуками.

(кот и кит, тур и тир, сон и сын, суд и сад, шесть и месть)

- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нём написано: школа № 131, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем?

Слайд 7

“Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”

-Ребята, а если между звуками произойдёт разлад? Как это случилось в одной сказке. Что же будет тогда?

Лингвистическая сказка

В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки.

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а мы ведь все никому не нужны!» Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.

- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.

- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. – Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!

- Подумаешь – широкий! Подумаешь – важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались вконец и не разошлись в разные стороны.

- И что же из этого получилось?

Слайд 5

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит чудесам,

Убедиться может сам!

-Что произошло? Почему получилась путаница?(звуки разругались, поменялись местами и т.д

- А теперь Юля и Аня прочтут нам стихи о звуках, у которых тоже есть любимые занятия.

Ель, топор и руки –

В каждом слове слышим звуки.

Эти звуки разные –

Гласные, согласные.

Гласные звуки – презвонкая штука

Могут и петь и кричать,

Могут в дремучем лесу поаукать,

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс: - змеиный слышен свист.

Шшш: - шумит опавший лист.

Жжж: - шмели в саду жужжат.

Рр: - моторы тарахтят.

В общем тут любому ясно:

Чтоб сказать ты слово мог, дружат гласная с согласной, составляют вместе слог.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Вспоминают, на какие группы делятся звуки, их характеристики, самопроверка по слайду.

 

Физкультминутка

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4.  Применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 -  Вы уже знакомы с понятием «транскрипция». На каких уроках чаще всего им пользуетесь? (На уроках английского языка) Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай слово». 

Перепишите в столбик транскрипции слов, которые вы видите на экране, а рядом укажите буквенную запись слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом для проверки этого задания.

У меня для вас есть еще одна игра, которая называется «Салат», в нее мы поиграем устно. (Слайд 12) 

Итак, в огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла такие, название которых состоит из: 2 слогов, 7 букв, 6 звуков; 2 слогов, с ударением на первый слог, 2 согласных звука мягких; 1 слога, все согласные звуки твердые; 4 слогов. Молодцы ребята вы отлично справились с заданием!

И напоследок  у меня припасены для вас шуточные вопросы. Будьте внимательны, отвечая на них! (Слайд 13)

Чем кончается день и ночь?

Что стоит посредине земли?

Чем кончается лето и начинается осень?

Что находится в начале книги?

Что мы слышим в начале урока?

Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?

За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?

Здорово! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, плодотворно сегодня поработали!

Применение и закрепление полученных знаний в игровой форме: игры «Угадай слово»,  «Салат» (устно), шуточные вопросы

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

7.Рефлексия деятельности.

- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

Слайд 11

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- Какие органы речи участвуют в образовании звуков?

- В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

- Каких звуков больше: гласных или согласных?

Слайд 12

Подведение итогов урока (с помощью фраз-клише), заполнение кластера по теме «Фонетика»

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8. Домашнее задание.

Слайд 13

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!



Предварительный просмотр:

Ель, топор и руки –

В каждом слове слышим звуки.

Эти звуки разные –

Гласные, согласные.

Гласные звуки – презвонкая штука

Могут и петь и кричать,

Могут в дремучем лесу поаукать,

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс: - змеиный слышен свист.

Шшш: - шумит опавший лист.

Жжж: - шмели в саду жужжат.

Рр: - моторы тарахтят.

В общем тут любому ясно:

Чтоб сказать ты слово мог, дружат гласная с согласной, составляют вместе слог.

Анненская средняя школа, 5 классу, от звуков речи.

“Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока «Фонетика. Гласные и согласные звуки.», проведённого учителем русского языка и литературы Коробейниковой Е.Р.

Тема: «Фонетика. Гласные и согласные звуки.»

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию сегодня было предложено учебное занятие по русскому языку в 5 классе по теме ««Фонетика. Гласные и согласные звуки». Данное учебное занятие в курсе русского языка в 5 классе относится к теме «Фонетика», в этой теме урок 1-й. Тема урока выбрана согласно  календарно-тематическому планированию. Исходя из типа урока целью данного урока являлась систематизация учебного материала изученного в начальных классах по разделу "Фонетика".

Урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

Предметные: знать  предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Были определены следующие задачи:

  1. Образовательные:

- обобщить знания учащихся о роли гласных звуков и букв  в языке;

- продолжить формирование умения выделять гласные звуки и буквы и давать им характеристику;

- актуализировать знания учащихся о работе гласных букв;

- рассмотреть функции в слове букв е,ё,ю,я.

- обеспечить применение учащимися знаний на практике.

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;

- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;

- развивать речь учащихся;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку;

-создать условия для заинтересованной работы на уроке;

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке прослеживалась межпредметная связь: с уроками музыки, биологии.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

Личностные УУД. Формировать учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; находить в словах гласные звуки, правильно их произносить, различать гласные звуки и буквы, соотносить количество букв и звуков в словах, объяснять причины разного количества звуков и букв в словах.

Коммуникативные УУД. Слушать и понимает речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные УУД. Повторить и обобщить представления детей о признаках гласного звука; о буквах, обозначающих гласные звуки; закрепить знания детей о буквах е,ё, ю,я, об их функции в слове; закрепить умение выполнять звуко- буквенный анализ слов.

  3.Использование современных образовательных технологий - ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, сан пин) 

 

Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

 

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

По итогу урока поставленные цели и задачи были достигнуты.

Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию сегодня было предложено учебное занятие по русскому языку в 5 классе по теме «Согласные звонкие и глухие». Данное учебное занятие в курсе русского языка в 5 классе относится к теме «Фонетика», в этой теме урок 5-й.

По типу урока он отнесен к уроку изучения нового материала, формой урока является сказка.

При разработке данного учебного занятия в качестве методологического ориентира для меня выступил:

-системно-деятельностный подход, который предполагает формирование универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы:

-Принцип развития, означающий выстраивание обучения в «зоне ближайшего развития» школьника и учет особенностей конкретного возрастного этапа.

-Принцип поиска, предполагающий, что знания не даются в готовом виде, а выводятся в процессе решения системы заданий. Данный принцип проявился в эксперименте, состоящим из трех опытов, которые были направлены на различение согласных звонких от согласных глухих, в работе с предложенной таблицей согласных звуков.

Во время учебного занятия создавала проблемные ситуации в решении тех или иных заданий. Например, в начале урока ввела образ Пети Ошибкина, который обратился за помощью к пятиклассникам. Проверяя записи Пети по фонетике, ребята самостоятельно исправили ошибки в последнем задании, пришли к выводу о том, как образуются согласные звуки. В середине урока также была создана проблемная ситуация в виде вопроса к учащимся «Как же все-таки отличить звонкий согласный от глухого?», с которым ребята без затруднений справились.

-Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных материалов не только как средств, улучшающих восприятие учебного материала, но и как способов представления ученического результата: на уроке была использована таблица согласных звуков. Для того чтобы заинтересовать учащихся, работа на уроке сопровождалась с использованием презентации, содержащей слайды – поддержки.

-Принцип систематичности и последовательности, главным в котором является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов учебного занятия.

Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней (например, проверка работы Ошибкина Пети явилась для учащихся отправной точкой в изучении основных понятий темы «Согласные звонкие и глухие»). Для логичности и последовательности переходов от этапа к этапу на уроке была применена такая форма обучения как эвристическая беседа.

Во время учебного занятия я использовала чередование различных видов деятельности учеников и учителя: работа учащихся с записями на слайде сменилась на сказку учителя о волшебной стране «Фонетика», лингвистический эксперимент - на работу с волшебным предложением, работа с таблицей согласных звуков – с заданием Незнайки, выполнение разноуровневых заданий – с анализом стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и т.д.

-Принцип прочности определяет, что усвоение материала и развитие личностных качеств ученика на уроке зависят как от внешних факторов (структурирование учебного материала, применяемые формы обучения), так и от субъективного отношения ученика к материалу, учителю, к процессу обучения. Поэтому начальной и основной целью своей работы с учениками я всегда ставлю обеспечение их положительного отношения к изучаемому предмету через создание интриги, занимательный факт. Поэтому, урок я начала с необычного персонажа двоечника Пети Ошибкина, ввела в учебное занятие звуков - человечков и т.д.

-Принцип связи теории с практикой, означающий, что настоящие знания и есть жизнь. Я стремлюсь на своих уроках сделать так, чтобы теория не просто связывалась с практикой, а вытекала из практической деятельности учеников на основе ее рефлексивного осмысления ими.

Тип урока – урок освоения новых знаний.

Моей основной целью в данном учебном занятии было создание условий для формирования учащимися универсальных учебных действий по теме «Согласные звонкие и глухие».

Учащиеся включались в процесс целеполагания.

Решалась триединая задача (образовательная, развивающая, воспитывающая).

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, научить различать согласные звонкие и глухие.

Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Учебное занятие состояло из трех этапов:

На первом мотивационно-ориентировочном этапе решались следующие задачи:

- получение информации об эмоционально-психологическом настрое каждого ученика для правильной организации деятельности на уроке;

- актуализация имеющихся у детей знаний и умений по теме «Фонетика»;

- установление личностного контакта с классом, через приветствие в стихотворной форме и знакомство с учащимися, настрой детей на работу с помощью интригующего начала (введение в учебное занятие образа двоечника Пети Ошибкина);

- целеполагание и ориентировка в предстоящих действиях на учебном занятии

На втором основном этапе учащиеся, выполняя различные задания, анализируя их результаты, получали знания о согласных звуках речи. Знания не давались в готовом виде, а были получены учащимися в процессе решения системы заданий. На этом этапе был проведен лингвистический эксперимент со звуками речи. Кроме того была создана проблемная ситуация «Как образуются согласные звонкие и глухие».

Урок проводился с учетом требований к уроку с позиций здоровьесбережения:

  1. Количество видов учебной деятельности было разнообразно: слушание, письмо, чтение, работа с таблицей, ответы на вопросы, выполнение упражнений. Применялся дифференцированный подход в виде карточек с разноуровневым заданием. Виды учебной деятельности чередовались.
  2. Использовались различные методы: словесный, наглядный, исследовательский.
  3. На уроке была создана атмосфера, в которой учащиеся могли высказать свое мнение, проявить самостоятельность суждений.
  4. На уроке проводилась физминутка, которая позволила, на мой взгляд, снять физическую и эмоциональную напряжённость учащихся, так как включала в себя и общеукрепляющие движения и зарядку для глаз.
  5. Был создан благоприятный психологический микроклимат на уроке, характер общения с учащимися доброжелательный.

Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза», разгадывание загадок о звуках речи, выставление отметки за урок сопровождалось отгадыванием шарады).

Нужно отметить, что данный урок является интегрированным с предметом «литература» (разгадывание загадок, анализ стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза», персонаж сказки Николая Николаевича Носова «Незнайка на Луне»).

Для того чтобы повысить интерес к учебному занятию по русскому языку, мною были использованы игровые технологии в виде человечков – звуков речи, которые на протяжении всего урока вели диалог с классом и задавали темп.

Заключительный рефлексивно-оценочный этап урока предполагал проведение:

- содержательной рефлексии - как оценки собственных действий учащихся на УЗ;

- эмоционально-ценностной рефлексии, ориентирующей учащихся на осознание ценности приобретенных в ходе учебного занятия умений и навыков;

- получение информации об эмоционально-психологическом настрое каждого ученика по результатам деятельности на уроке.

Учащиеся были достаточно активны и мотивированны в учебно-познавательной деятельности. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по- своему успешен.

Степень результативности занятия на (достаточном) высоком уровне.

Условия (познавательные, социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, здоровьесберегающие) созданы.

Поставленная мною цель достигнута, планируемые задачи занятия удалось реализовать, используя современные педагогические технологии, в частности проблемное обучение и ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся  термин “фонетика”. Дает  понятие об образовании гласн...

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"

Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Гласные и согласные звуки"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Гласные и согласные звуки" с презентацией....