Система подготовки к выполнению задания С (ЕГЭ по русскому языку)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Подготовка к выполнению задания С. (русский язык, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotovki_k_vypolneniyu_zadaniya_gruppy_s.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки к выполнению задания С ЕГЭ по русскому языку ( из опыта работы).
Вступление
Работая в выпускных классах, чувствуешь особенную ответственность перед учащимися, перед родителями, сообществом учителей и коллег. Имея опыт подготовки учащихся к единому государственному экзамену, пришла к выводу о необходимости систематизации материала, его обобщения и обработки. Свой опыт работы хочу представить на основе подготовки 2010 года выпуска и поделиться теми наработками, которые использую при подготовке учащихся к сдаче обязательного экзамена по русскому языку.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью качественно подготовить ребят к написанию сочинения-рассуждения. Написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных и объемных заданий. В ходе подготовки к данному виду задания необходимо уделять внимание формированию у выпускников коммуникативной компетенции: адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения; определять последовательность предложений в тексте и средства связи между ними; умение свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными нормами литературного языка. Кроме этого, обучающимся необходима и психологическая подготовка к сдаче обязательного экзамена. Именно эта неподготовленность и повлекла за собой неудовлетворительные результаты у 4 экзаменуемых 2008 года выпуска. Они не преодолели порог и на экзамене по набранному ими количеству баллов и получили неудовлетворительную оценку. Причина, прежде всего, по моему мнению, состояла в том, что эти учащиеся не приступали к написанию сочинения. По их словам, выполнив задания группы А, они обеспечили себе удовлетворительную оценку. В связи с вышеизложенным пришла к выводу о необходимости более тщательной и качественной подготовки выпускников к сдаче обязательного экзамена по русскому языку, в частности, к выполнению задания повышенного уровня.
Глава I. Планирование системы работы по подготовке к выполнению задания.
Руководствуясь этими мыслями, разработала свою систему подготовки к ЕГЭ. Учебный план в химико-биологическом предусматривает изучение русского языка в объёме 35 часов. Составляя свою рабочую программу по русскому языку в 10 классе, уделяла внимание и попутной подготовке учащихся к работе с текстом. Наряду с программным (обязательным изучением материала согласно календарно-тематическому планированию) спланировала и систему уроков по теме, непосредственно касающейся отработки навыков, необходимых для написания сочинения-рассуждения. УМК – учебник Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, а также пособие-практикум Русский язык , 3 часть, авторы - О.В.Загоровская, О.В.Григоренко).
№ | Сроки проведения уроков | Тема урока, его номер в КТП | Подготовка к ЕГЭ | Отработка навыка |
1 | № 16 Изобразительные возможности лексики и фразеологии. | Знакомство с теоретическим минимумом для выполнения задания С | Овладение основными теоретическими понятиями, применение их на практике | |
2 | № 19 Выразительные словообразова тельные средства | Критериально-рейтинговая система оценки сочинения-рассуждения | Знание критериев оценивания, значимости и важности каждого из них | |
3 | № 21 Нормативное употребление форм слова | Понимание содержания исходного текста | Анализ текстов научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Умение интерпретировать содержание исходного текста | |
4 | № 24 Роль лексического и грамматического разбора при написании слов | Понимание содержания исходного текста | Умение анализировать форму исходного текста, композицию текстов научного, публицистического, разговорного стиля | |
5 | № 28 Текст. Его строение. Виды преобразования текста. | Языковое оформление сочинения | Знакомство с композицией сочинения-рассуждения | |
6 | № 29 Виды преобразования текста. | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. | Написание различных вариантов вступления сочинения-рассуждения | |
7 | № 32 Термин и терминология. Толкование терминов. | Основная часть сочинения. | Формулировка проблемы, её комментарий, аргументация собственного мнения. | |
8 | № 33 Использование средств научного стиля в речи. | Финал сочинения-рассуждения | Оформление вывода, оформление речи в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. |
Материал, необходимый для дополнительной работы на уроке по подготовке к написанию сочинения-рассуждения предлагается учащимся в виде таблиц, схем, памяток. Записи ведутся в отдельной тетради, при необходимости учащиеся консультируются с учителем.
Глава II. Основное содержание программы по подготовке.
Для написания сочинения выпускнику необходимо знать определенные теоретические сведения или теоретический минимум. Именно с него и начинается работа по подготовке к написанию сочинения.
Урок №1 Знакомство с теоретическим минимумом для выполнения задания С
Текст– группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.
Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?» Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Комментарий к проблеме – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, ее толкование. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть те ее аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли.
Позиция –это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы. Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста.
Аргументация- это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями.
Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Это та мысль, которую надо доказать. В нашем случае тезисом будет выражение собственной позиции по рассматриваемой проблеме.
Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса.
Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни
великих людей, художественной литературы, Библии СМИ, статистических данных и т.п.
Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей.
Абзац – это отступ в начале строки, красная строка, а также отрезок текста между двумя такими отступами.
Фактическая (фактологическая) точность – это приведение фактов в точном соответствии с действительностью, в том числе отсутствие искажений мысли при интерпретации авторского текста, при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию.
Ключевое слово (словосочетание) –это слово (словосочетание) в составе тематического предложения, требующее распространения, детализации определенным способом.
Логическая схема текста – схематическое изображение содержания текста, выявляющее связь доводов, частей и свойств с основной темой и заключающееся выводом, в котором, как правило, содержится проблема.
Урок №2 Критериально-рейтинговая система оценки сочинения-рассуждения.
Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.
Следует учесть, что система оценивания ответа на задание С ежегодно претерпевает изменения, поэтому данная таблица тоже меняется.
№ | Критерии оценивания ответа на задание С 1 | Баллы |
1 | Содержание сочинения | |
К 1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
К 2 | Комментарий к сформулированной проблеме текста | |
Сформулированная проблема прокомментирована. Фактических ошибок нет. | 2 | |
Проблема прокомментирована, но допущено не более одной ошибки в комментариях | 1 | |
Проблема не прокомментирована, или допущено более одной ошибки в комментариях, или в качестве комментария дан пересказ текста, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. | 0 | |
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Позиция автора сформулирована верно, фактических ошибок нет. | 1 | |
Позиция автора сформулирована неверно или вообще не сформулирована | 0 | |
К 4 | Аргументация собственного мнения по проблеме | |
Экзаменуемый выразил свое мнение, аргументировал его (привел не менее 2 аргументов) | 2 | |
Свое мнение выражено, но приведен один аргумент | 1 | |
Свое мнение сформулировано, но не приведен ни один аргумент | 0 | |
2 | Речевое оформление сочинения | |
К 5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; в работе нет нарушений абзацного членения текста; | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, последовательностью, но допущена одна логическая ошибка или есть одно нарушение абзацного членения | 1 | |
Допущено более одной логической ошибки, два случая нарушения абзацного членения | 0 | |
К 6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм | 2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи | 1 | |
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
Грамотность | ||
К 7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или одна негрубая) | 2 | |
допущена 1 ошибка | 1 | |
допущено более 1 ошибки | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая) | 2 | |
допущены 1-2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 9 | Соблюдение языковых норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
допущены 1-2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение речевых норм | |
допущено не более 1 речевой ошибки | 2 | |
допущены 2-3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К 11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 | |
К 12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
допущены 1 и более ошибок в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 20 баллов | 20 |
Уроки 3, 4 Понимание содержания исходного текста
Научный стиль
Сфера применения (где?) | Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т.п.) |
Функция (зачем?) | Сообщение, научное объяснение |
Основные стилевые особенности | Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер, отсутствие эмоциональности |
Основные языковые средства | Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, вакуоль, рентген); абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов ( в течение, в результате, за счет, в связи и др.); значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, по-видимому, вероятно, таким образом и др.); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия. |
Жанры | Статья, отзыв, рецензия, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция. |
Публицистический стиль
Сфера применения (где?) | Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги |
Функции (зачем?) | Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции: побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу, проблеме; |
Основные стилевые особенности | Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта; |
Основные языковые средства | Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы и восклицания); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории) |
Жанры | Статья, очерк ( в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, фельетон, интервью, ораторская речь, выступления на собрании) |
Художественный стиль
Сфера применения (где?) | Художественная литература |
Функции (зачем?) | Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция); |
Основные стилевые особенности | Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность; |
Основные языковые средства | Слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства языка; использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов; |
Жанры | Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение |
Разговорный стиль
Сфера применения (где?) | Бытовая (неофициальная обстановка); |
Функции (зачем?) | Непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам; |
Основные стилевые особенности | Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность; |
Основные языковые средства | Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, кот наплакал, длиннющий); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией. (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? – Нет.) отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами |
Жанры | Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма |
Урок №5 Языковое оформление сочинения
- Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
- Проблема, поднятая в тексте.
- Комментарий к проблеме.
- Авторская позиция.
- Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
- Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный или жизненный опыт)
- Заключение (2-3 предложения должны придать завершённость сочинению, связать его с исходным текстом)
Анализ сочинений-рассуждений с точки зрения наличия всех необходимых композиционных частей созданного текста.
Урок №6 Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Различные приемы оформления вступления сочинения:
1) именительный темы;
2) вопросно-ответное единство;
3) сообщение об авторе;
4) риторическое восклицание;
5) сообщение о теме;
6) афоризм;
7) цитата из текста.
Вариант вступления сочинения, связанный с определением темы текста.
« Автора текста, который я прочитал, как и многих из нас, привлекает тема активности и пассивности людей, деятельности и созерцательности».
Дугой вариант вступления – сообщение об авторе.
« Автор текста (Ф.И.О.), который я прочитал, настоящий мастер слова, публицист и общественный деятель, чьи статьи неизменно вызывают интерес читателей, заставил нас задуматься о …».
Удачный вариант начала сочинения может быть связан с применением афоризма или цитаты:
«О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста».
«Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто рублей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящен текст…».
Введение в тему может осуществляться с помощью именительного темы, риторического вопроса и восклицания. Рассмотрим следующие примеры:
«Счастье…Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется».
«Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!»
«Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?»
«Наследственность или воспитание? Природное или социальное? Что же определяет направление формирования способностей личности?»
Урок № 7 Основная часть сочинения
Определяем проблему текста.
Справка: чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Оно и является предметом рассуждения или описания.
Формулировка проблемы содержит образные и оценочные слова. Сформулировать проблему можно, используя речевые обороты, типа: Автор обращается к… (философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме….(воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности….) и …(вскрывает противоречие между…., показывает, обращает внимание читателя на….,выражает сожаление по поводу того, что…)
Существует два наиболее распространенных способа формулирования проблем текста.
Вариант 1. Формулировка проблем текста в виде вопроса.
Этот способ универсален: он подходит к любому тексту. Учащийся просто «переносит» вопрос в чистовик своего сочинения, минимально
его корректируя. Например: Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противостоит ей? Именно эта проблема – в центре внимания автора….
Справка: во всех случаях после вопроса необходимо сделать ссылку на исходный текст, благодаря чему проблема оказывается сформулированной.
Вариант 2. Формулировка проблем текста с использованием типовых конструкций, включающих слова « проблема, вопрос».
Наиболее употребительные конструкции:
1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) –(какая?) актуальная проблема (чего?)
2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)
3. В анализируемом тексте автор рассматривает проблему ( чего?)
4. (если проблем несколько). В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема (чего?)
5.(если проблема вынесена в заголовок). Проблема (чего? какая?), рассматриваемая (поставленная) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.
6. (если проблема не рассматривается подробно). В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?), ставит также вопрос (о чем?)
Данные конструкции называются типовыми, то есть это готовые речевые обороты, стереотипные выражения, клише, воспроизводимые в типичных речевых контекстах и ситуациях. Типовые конструкции создаются по типовым моделям на основе базовых слов.
Вниманию учащихся предлагается таблица, которая успешно используется в дальнейшей работе над сочинением.
Проблема (какая?) - | Проблема (чего?) - | Автор заставляет читателя (что делать?) |
-злободневная | -лени | - глубоко задуматься о чем? (над чем?) |
- актуальная | - совести | - серьезнее относиться( к чему?) |
- острая | - экологии | - по-иному посмотреть (на что?) |
- важная | - нравственного выбора | - оценить собственную позицию |
-серьезная | - наследственности и воспитания | - переосмыслить свое отношение (к чему?) |
- основная | - интеллигентности | - лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы…) |
- научная | - назначения искусства | -поделиться мыслями ( с кем? о чем?) |
- назревшая | -нравственной прочности человека | - с горечью понять, что… |
- наболевшая | - добра и зла | - оценить истинный масштаб (чего?) |
- общественно значимая | - понимания национальных традиций и обычаев | -выявить истоки неуважения к … |
-межнациональная | -духовного совершенствования человека | -стать гуманнее и человечнее по отношению к … |
- спорная | - приобщения людей к чтению | - искать истину |
- неразрешимая | -милосердия и сострадания | - взывает к нашей душе |
Опорная карточка( памятка) для создания комментария к исходному тексту.
1. Прокомментировать надо только сформулированную вами проблему (проблемы) исходного текста. Задайте себе вопросы:
- что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?
- на какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего свое внимание (соответственно – и внимание читателя)?
-что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет…)?
Обязательно укажите эти аспекты.
- как это делает автор ( просто описывает, прибегает к антитезе, строит свой текст на взаимодействии текста и подтекста…).
Только не сбейтесь на пересказ. Не излагайте точку зрения автора по этой проблеме. Не исказите авторскую мысль. Помните, что комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. А потому здесь уместны такие клише, как:
-проблему (чего, какую) автор рассматривает на примере одного из своих героев;
-комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)
-рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на …
-в литературе нет ( существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме;
-проблема (какая, чего?) по-разному решается исследователями. Одни рассматривают ее так… Другие, напротив…
-проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…
-проблема (чего?) входит в широкий пласт (каких?) нравственно-этических (философских) проблем;
-это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных) проблем нашего времени;
-актуальность этой проблемы (ее актуальность) состоит в том, что…(обусловлена тем, что…).
«Переходное предложение» может быть и в форме вопросительного или побудительного предложений, например:
- в чем заключается сущность данной проблемы?
- разве не странно, что проблема…
- кто из нас не сталкивался с этой проблемой?
-остановимся на этой проблеме подробнее…
- рассмотрим эту проблему подробнее. Ее актуальность очевидна (не вызывает сомнений…) Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…
«Переходное предложение» очень важно в вашем сочинении. Оно указывает на связность вашего текста: переход от одной микротемы к другой; от одного абзаца к другому. После «переходного предложения» должен последовать ваш собственный комментарий.
Структура аргументации собственного мнения по проблеме
ТЕЗИС
Довод 1 Довод 2
Иллюстрация Иллюстрация
ВЫВОД
Справка:
Тезисом может быть только спорная мысль, относительно которой могут быть выдвинуты разные суждения. Если мысль представляет собой нравственную аксиому, в справедливости которой никто не сомневается («Надо беречь природу», «Нельзя мусорить» и т.п.), то бессмысленно доказывать ее истинность. Однако в жизни эти принципы часто нарушаются, то есть практика противоречит здравому смыслу, законам, принятым людьми, и моральным нормам. Значит, доказательство в данных случаях должно сводиться к тому, чтобы с помощью аргументов показать состоятельность и незыблемость этих истин и тот вред, который может быть нанесен в случае их нарушения. Такая аргументация всегда окрашена личными оценками пишущего, его отношением к тому, что он описывает
Типовые конструкции для выражения собственного мнения по тому или иному вопросу (проблеме, позиции автора)
- с мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться…
- нельзя (не) согласиться с мнением автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…
- позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…
- вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых…
- трудно согласиться с …
- точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…
- я (не) разделяю позицию автора, потому что, во-первых…
- я полагаю ( считаю), что вряд ли кто осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора)…
Переход от тезиса, выражающего позицию, к доводам может осуществляться с помощью фраз:
- попытаюсь доказать это…
- справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов…
-каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции…
- кто из не сталкивался с ситуацией, когда…
- ярчайшими примерами тому могут служить не только, но и…
Связь между аргументами можно установить с помощью вводных слов ( во-первых, наконец), а вывод – с помощью слов итак, следовательно, таким образом.
В качестве аргументов можно привести следующее:
1.реальные факты из жизни окружающих (достойные подражания или крайнего осуждения);
2. свои собственные наблюдения и выводы;
3.предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях);
4. пословицы и поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, народную мудрость ( в этом случае учащийся не просто приводит пословицу, это еще не аргумент), а раскрывает, комментирует ее, объясняет ее связь с тезисом;
5.примеры из художественной литературы;
6. примеры из исторической и научно-популярной литературы, данные статистики;
7. примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле-и радиопередач;
8. ссылки на «авторитет» (учащийся приводит мнение известного уважаемого человека: ученого, политика, специалиста по определенному вопросу).
Урок № 8 Финал сочинения-рассуждения
Отрабатываем варианты заключения, также используя различные приемы:
1) обобщение;
2) цитата из текста;
3) призыв;
4) нравственный вывод;
5) афоризм;
6) возврат к началу («кольцо»);
7) пословица;
8) обращение к читателям.
Типовые конструкции, используемые в заключении:
- в заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)
-следует сказать (отметить, подчеркнуть…);
-особо следует выделить (отметить);
-обобщая сказанное, можно сделать вывод...
- итак,…
- следовательно, …
- таким образом,…
Заключение в сочинении обязательно, так как именно оно обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения в целом.
Заключение
Опыт такой работы дал положительные результаты. Данная таблица позволяет говорить о динамике результатов обучения учащихся. В частности, количество баллов, полученных учащимися в 2011 году за задание С, варьируется от 7 до 20 баллов.
Учебный год | ||
2007-2008 | 2010-2011 | |
Количество выпускников | 40 | 31 |
Не преодолели порог | 4 | 0 |
Набрали от 44 до 50 баллов | 23 | 9 |
Набрали от 50 до 79 | 13 | 22 |
Представленный педагогический опыт применялся в 10 классе (базовый уровень). В 11 классе основное внимание уделяла практическим занятиям, которые направлены на отработку умения абитуриентов приводить в качестве аргументов примеры из читательского опыта и жизненных наблюдений, а также развитию навыков оценивать текст с точки зрения эксперта и редактировать текст, приближая его к правильному варианту. В данный момент работаю над обобщением данного опыта, систематизацией материала.
Необходимо, чтобы представленный опыт соответствовал содержанию образования и уровню современной науки, был направлен на создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Важно, чтобы учащиеся осознавали приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. В 11 классе, готовя учащихся к сдаче обязательного экзамена по русскому языку, необходимо строить обучение с опорой на пройденное. Таким образом, развивая имеющиеся умения и навыки, выпускники смогут устанавливать связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация теоретического материала для выполнения задания А3 ЕГЭ по русскому языку
Теория о морфологических нормах русского языка отдельными "горошинами" рассеяна по всему курсу русского языка 5-9 классов. В данной презентации я собрала и систематизировала данный материал. Он поможе...
Алгоритмы выполнения заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку
Материал в накопительную папку учащихся....
Теория и памятки для подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал содержит теорию и памятки для подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку. Думаю, он окажется полезным не только учителям, но и учащимся....
О выполнении задания 7 ЕГЭ по русскому языку
В данной публикации содержится проверочная работа по теме, виды грамматических ошибок...
Алгоритм выполнения задания 24 ЕГЭ по русскому языку
В данном пособии все изобразительно - выразительные средства языка разделены на 4 группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 24....
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы...