конспект урока русского языка в 6 классе по теме: Гласные в приставках пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

конспект урока русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_klass_glasnye_v_pristavkah_pre_i_pri.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гласные в приставках  -пре и -при», 6 класс.

Цель: Изучить и закрепить правило постановки гласной буквы в приставках -пре и -при.

Задачи:

  • Образовательные: 
  • систематизировать знания о правописании  гласных «и», «е» в словах с приставками  -пре и -при;
  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
  • Развивающие:
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
  • развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
  • Воспитательные:
  • воспитывать навыки сотрудничества;
  • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задаче и осознание ее значимости;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;  
  • решать языковые задачи моделированием;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  Коммуникативные УУД:

  • формировать умение  находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений правильно писать  гласные -и- и -е- в приставках, используя алгоритм.
  • создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
  • выведение алгоритма действий;
  • формулирование общего вывода.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа, игровой метод)

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Оборудование:

  • доска
  • рабочая тетрадь;
  • демонстрационные учебные таблицы;
  • карточки с заданиями для групповой работы;
  • ИКТ (презентация к уроку)

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация деятельности

Цель: включение  обучающихся в учебную деятельность

Слайд 2

- Доброе утро, ребята!

Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

Приветствие учителя.

II.Актуализация знаний.

Постановка темы урока.

Цель: осознание потребности к новым действиям

Слайд 3

Перед корнем есть часть слова,

Слитно пишется она.

С её помощью, ребята,

Образуются слова.

-О какой морфеме идёт речь?

-Молодцы, правильно. Именно приставкам и будет посвящен наш сегодняшний урок. А сейчас, внимание на доску!

На доске словосочетания:

бе__звездная ночь, __бросить пиджак, о__хнувший табун, тотчас ра__ступились, на ра__чищенном стадионе, п__сыпался с ветки, пр__морский курорт, пр__милый ребенок.

-Прочитайте словосочетания, выделите морфемы с пропущенными буквами, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

-В этом стихотворении говорится о приставке.

-Дети определяют написание приставок, оканчивающихся на З-С, и написание неизменяемых приставок. Трудность вызывает объяснение выбора буквы И или Е в словах «приморский» и «премилый».

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы

По цепочке проверяем выполнение упражнения (фронтальная работа):

В словах «приморский» и «премилый» должны появиться варианты написания букв  И-Е. Выписываем оба слова на доску.

      И                              И

ПРЕМОРСКИЙ       ПРЕМИЛЫЙ

Учитель:

-Дорогие ребята, я думаю, что, глядя на запись, мы можем сформулировать, чем сегодня на уроке будем заниматься.

-дети называют морфему, в которую вставляли букву, называют букву, которую вставили, и объясняют,  почему именно эту букву вставили.

- Мы должны определить, когда в приставках пишется  гласная «и», а когда -  гласная «е».

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение средств решения проблемы  (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи)

- Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания гласных приставках -пре и -при, понаблюдав над словами.

- Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.

- Какие правила мы обязаны соблюдать?

(Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)

Презабавный, пришить, пришкольный, прибежать, преспокойный, прервать, преградить, приоткрыть, приклеить, прилететь, приехать, присесть, прихлопнуть, привстать, преувеличить, привинтить, придорожный.

 Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.

- Не перебивать друг друга.

- Выслушивать мнение каждого члена группы.

- Принимать общее решение.

V. Поиск и решение проблемы.  Работа в группах.

Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму.

(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)

1. Если учащиеся затрудняются: Помогаем вспомнить все, что дети знают о приставках, вспоминаем, что приставки имеют значение.

Определяем значение приставок в словах по цепочке:

«приморский- находящийся при море, около моря, вблизи моря»;

«премилый- очень милый»(здесь можно спросить у ребят, знают ли они слово с такой же приставкой и уверены в его написании; скорее всего, что вспомнят слово «прекрасный».

2.Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания  гласных в приставках.

После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6)

- Какой вывод вы сделали? (Работаем с вариантами объяснения детей, анализируем каждый из вариантов проверки)

- Проверьте свои предположения, сравнив их с правилом на учебном плакате (демонстрация учебного материала - таблицы)

А поможет нам уяснить это правило песенка из популярной в 70-е гг. передачи "Радионяня"

При- или пре-? Пре- или при-? -

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри -

Сразу получишь ответ. (Слайд 7)

А теперь вернёмся к нашим словам на доске  и исправим ошибки. Какую гласную нужно писать в словах «пр…морский и пр…милый»? (Слайд 8)

- Почему?

- Молодцы! 

Дети строят алгоритм наблюдения над словами:

  1. Прочитай (произнеси) слово.
  2. Выдели приставку.
  3. Определи смысловую группу слова.
  4. Сделай вывод:

- буква «е» пишется…

- буква «и» пишется …

Вывод детей:

ПРИ-  = «ОКОЛО,ВБЛИЗИ» и  присоединение, неполнота действия.

ПРЕ-   = «ОЧЕНЬ», можно заменить словом с приставкой ПЕРЕ-

Скорее всего,  дети увидят, что у слов, приведенных в задании  разное значение приставок, от него и зависит выбор буквы.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).

  1. Работа у доски

  1. Работа в парах

  1. Самопроверка.

-Теперь, попробуем выполнить упражнение что бы закрепить свои знания.

Учитель раздает карточки с упражнением.

Запишите данные в столбиках слова в строчку, образовывая со словами площадь, сквер, участок, рассказ словосочетания, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.

Дополнительное задание- На какое значение приставок пре- и при- нет примеров? Приведите 2-3 своих примера.

Образец рассуждения: Пр..ехать  (площадь) — приехать на площадь. Пишем букву и в приставке, потому что приставка имеет значение приближения.

Пр...вокзальная (площадь) — привокзальная площадь. Пишем букву и в приставке, потому что приставка имеет значение близости к чему-либо, в данном случае к вокзалу.

Пр..скучный (рассказ)-прескучный рассказ. Пишем букву е в приставке, потому что приставка имеет значение очень, в данном случае очень скучный рассказ.

При выполнении данного упражнения:

Можно вызвать к доске ученика для выполнения этого упражнения. Он работает, рассуждая про себя. После выполнения упражнения одноклассники могут задать вопросы относительно выбора приставок пре-, при-(само- и взаимопроверка, обсуждение).

Можно организовать работу  в парах, обосновывая  друг другу, в соответствии с «Образцом рассуждения», выбор приставки при- или пре-). Затем проводим фронтальную проверку, обсуждаем.

На слайде, спроецированном на экран, даны словосочетания с ошибками в написании слов с приставками при-пре-. Учащимся необходимо увидеть эти ошибки и исправить их, объясняя свой выбор.

Грустный клоун-

бегемот

Грустным голосом

Поет.

Песню грустную-

Пригрустную:

-Я люблю лягушку вкусную.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прилестный?

Здравствуй, князь ты мой прикрасный.

Что ты тих, как день ненастный?»

Ученик читает задание

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

VII. Включение в систему знаний.

Цель: выполнение задания на новый способ действия.

А сейчас мы немножко поиграем. Я  буду называть слово, а вы поднимать руку:  если слово пишется с  приставкой пре- левую; если  с приставкой при-правую.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение  цели урока и результата, самооценка деятельности.

(Слайд 17)

- Дети, а сейчас  закончите предложения:

Сегодня на уроке

я узнал…

я научился…

я затруднялся…

я открыл для себя …

мне показалось важным…

- Как вы считаете: вы плодотворно поработали?

Оцените свою работу смайликом на полях тетради.

(Слайд 18)

- Молодцы!

Спасибо за урок! 

(Дети оценивают свою работу на уроке)

IХ. Домашнее задание.

- Ребята, дома потренируйтесь выполняя  упр. 205 или  207 по выбору, выучите  правило п. 40 (с. 112). Домашнее задание внесено в электронный дневник.

Читают текст задания, задают возможные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе пл теме: "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-"

Цели урока:*Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.*Развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично- поисковых умений, р...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

Конспект написан в соответствии с  ФГОС основного общего образования. Тип урока: урок усвоения новых знаний....

Видеоурок в 6 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

Видеоурок  в 6 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Ссылка для скачивания https://drive.google.com/file/d/0B0dibuBm8WQSV1IyRjRaaW1ZNDQ/view?usp=sharing...

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,

Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при...

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Гласные в приставках пре и при

Презентация традиционного урока "Гласные в приставках пре и при" представляет собой конспект урока с применением мнемонических приемов и творческих заданий с последующей самопроверкой....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в приставках пре- и при- "

Представлена  технологическая карта урока. Цели урока: формирование представления о способе выбора написания  гласных е, и в приставках  пре-, при-; умения определять значение приставок...