конспект урока русского языка в 6 классе по теме: Гласные в приставках пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
конспект урока русского языка в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_klass_glasnye_v_pristavkah_pre_i_pri.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гласные в приставках -пре и -при», 6 класс.
Цель: Изучить и закрепить правило постановки гласной буквы в приставках -пре и -при.
Задачи:
- Образовательные:
- систематизировать знания о правописании гласных «и», «е» в словах с приставками -пре и -при;
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
- развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
- Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задаче и осознание ее значимости;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- устанавливать аналогии;
- решать языковые задачи моделированием;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
- формирование умений правильно писать гласные -и- и -е- в приставках, используя алгоритм.
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- выведение алгоритма действий;
- формулирование общего вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа, игровой метод)
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.
Оборудование:
- доска
- рабочая тетрадь;
- демонстрационные учебные таблицы;
- карточки с заданиями для групповой работы;
- ИКТ (презентация к уроку)
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. Мотивация деятельности Цель: включение обучающихся в учебную деятельность | Слайд 2 - Доброе утро, ребята! Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. | Приветствие учителя. | |
II.Актуализация знаний. Постановка темы урока. Цель: осознание потребности к новым действиям | Слайд 3 Перед корнем есть часть слова, Слитно пишется она. С её помощью, ребята, Образуются слова. -О какой морфеме идёт речь? -Молодцы, правильно. Именно приставкам и будет посвящен наш сегодняшний урок. А сейчас, внимание на доску! На доске словосочетания: бе__звездная ночь, __бросить пиджак, о__хнувший табун, тотчас ра__ступились, на ра__чищенном стадионе, п__сыпался с ветки, пр__морский курорт, пр__милый ребенок. -Прочитайте словосочетания, выделите морфемы с пропущенными буквами, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. | -В этом стихотворении говорится о приставке. -Дети определяют написание приставок, оканчивающихся на З-С, и написание неизменяемых приставок. Трудность вызывает объяснение выбора буквы И или Е в словах «приморский» и «премилый». | |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы | По цепочке проверяем выполнение упражнения (фронтальная работа): В словах «приморский» и «премилый» должны появиться варианты написания букв И-Е. Выписываем оба слова на доску. И И ПРЕМОРСКИЙ ПРЕМИЛЫЙ Учитель: -Дорогие ребята, я думаю, что, глядя на запись, мы можем сформулировать, чем сегодня на уроке будем заниматься. | -дети называют морфему, в которую вставляли букву, называют букву, которую вставили, и объясняют, почему именно эту букву вставили. - Мы должны определить, когда в приставках пишется гласная «и», а когда - гласная «е». | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи) | - Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания гласных приставках -пре и -при, понаблюдав над словами. - Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах. - Какие правила мы обязаны соблюдать? (Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы) Презабавный, пришить, пришкольный, прибежать, преспокойный, прервать, преградить, приоткрыть, приклеить, прилететь, приехать, присесть, прихлопнуть, привстать, преувеличить, привинтить, придорожный. Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод. | - Не перебивать друг друга. - Выслушивать мнение каждого члена группы. - Принимать общее решение. | |
V. Поиск и решение проблемы. Работа в группах. Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму. | (Учитель выполняет направляющую роль при необходимости) 1. Если учащиеся затрудняются: Помогаем вспомнить все, что дети знают о приставках, вспоминаем, что приставки имеют значение. Определяем значение приставок в словах по цепочке: «приморский- находящийся при море, около моря, вблизи моря»; «премилый- очень милый»(здесь можно спросить у ребят, знают ли они слово с такой же приставкой и уверены в его написании; скорее всего, что вспомнят слово «прекрасный». 2.Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания гласных в приставках. После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6) - Какой вывод вы сделали? (Работаем с вариантами объяснения детей, анализируем каждый из вариантов проверки) - Проверьте свои предположения, сравнив их с правилом на учебном плакате (демонстрация учебного материала - таблицы) А поможет нам уяснить это правило песенка из популярной в 70-е гг. передачи "Радионяня" При- или пре-? Пре- или при-? - Это совсем не секрет. На содержание слова смотри - Сразу получишь ответ. (Слайд 7) А теперь вернёмся к нашим словам на доске и исправим ошибки. Какую гласную нужно писать в словах «пр…морский и пр…милый»? (Слайд 8) - Почему? - Молодцы! | Дети строят алгоритм наблюдения над словами:
- буква «е» пишется… - буква «и» пишется … Вывод детей: ПРИ- = «ОКОЛО,ВБЛИЗИ» и присоединение, неполнота действия. ПРЕ- = «ОЧЕНЬ», можно заменить словом с приставкой ПЕРЕ- Скорее всего, дети увидят, что у слов, приведенных в задании разное значение приставок, от него и зависит выбор буквы. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).
| -Теперь, попробуем выполнить упражнение что бы закрепить свои знания. Учитель раздает карточки с упражнением. Запишите данные в столбиках слова в строчку, образовывая со словами площадь, сквер, участок, рассказ словосочетания, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы. Дополнительное задание- На какое значение приставок пре- и при- нет примеров? Приведите 2-3 своих примера. Образец рассуждения: Пр..ехать (площадь) — приехать на площадь. Пишем букву и в приставке, потому что приставка имеет значение приближения. Пр...вокзальная (площадь) — привокзальная площадь. Пишем букву и в приставке, потому что приставка имеет значение близости к чему-либо, в данном случае к вокзалу. Пр..скучный (рассказ)-прескучный рассказ. Пишем букву е в приставке, потому что приставка имеет значение очень, в данном случае очень скучный рассказ. При выполнении данного упражнения: Можно вызвать к доске ученика для выполнения этого упражнения. Он работает, рассуждая про себя. После выполнения упражнения одноклассники могут задать вопросы относительно выбора приставок пре-, при-(само- и взаимопроверка, обсуждение). Можно организовать работу в парах, обосновывая друг другу, в соответствии с «Образцом рассуждения», выбор приставки при- или пре-). Затем проводим фронтальную проверку, обсуждаем. На слайде, спроецированном на экран, даны словосочетания с ошибками в написании слов с приставками при-пре-. Учащимся необходимо увидеть эти ошибки и исправить их, объясняя свой выбор. Грустный клоун- бегемот Грустным голосом Поет. Песню грустную- Пригрустную: -Я люблю лягушку вкусную. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прилестный? Здравствуй, князь ты мой прикрасный. Что ты тих, как день ненастный?» | Ученик читает задание Самостоятельная работа с последующей проверкой. | |
VII. Включение в систему знаний. Цель: выполнение задания на новый способ действия. | А сейчас мы немножко поиграем. Я буду называть слово, а вы поднимать руку: если слово пишется с приставкой пре- левую; если с приставкой при-правую. | ||
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности. | (Слайд 17) - Дети, а сейчас закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… я научился… я затруднялся… я открыл для себя … мне показалось важным… - Как вы считаете: вы плодотворно поработали? Оцените свою работу смайликом на полях тетради. (Слайд 18) - Молодцы! Спасибо за урок! | (Дети оценивают свою работу на уроке) | |
IХ. Домашнее задание. | - Ребята, дома потренируйтесь выполняя упр. 205 или 207 по выбору, выучите правило п. 40 (с. 112). Домашнее задание внесено в электронный дневник. | Читают текст задания, задают возможные вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе пл теме: "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-"
Цели урока:*Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.*Развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично- поисковых умений, р...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Конспект написан в соответствии с ФГОС основного общего образования. Тип урока: урок усвоения новых знаний....
Видеоурок в 6 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Видеоурок в 6 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Ссылка для скачивания https://drive.google.com/file/d/0B0dibuBm8WQSV1IyRjRaaW1ZNDQ/view?usp=sharing...
Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,
Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при...
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Гласные в приставках пре и при
Презентация традиционного урока "Гласные в приставках пре и при" представляет собой конспект урока с применением мнемонических приемов и творческих заданий с последующей самопроверкой....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в приставках пре- и при- "
Представлена технологическая карта урока. Цели урока: формирование представления о способе выбора написания гласных е, и в приставках пре-, при-; умения определять значение приставок...