Рабочая учебная программа по предмету «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» (5-9 класс)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_kak_rodnoy.docx | 76.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №5 г. Тулы»
Рассмотрена на заседании ШМО ЦО № 5 Протокол № 1 от 30.08. 2019 г. Председатель ШМО_______________ | Утверждаю: Директор ЦО №5 __________Е.М. Широкая Приказ № от 30.08.2019 |
Рабочая учебная программа
по предмету «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
(5-9 класс)
Автор-составитель: Ястребова Л.В.
учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ «ЦО № 5» г. Тулы
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Родной язык» для уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018 года);
авторской программы (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ЦО № 5 », утвержденной приказом директора МБОУ «ЦО № 5» № 336 от 30 августа 2019 года,
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русский родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной язык».
Цели изучения учебного предмета «Родной язык»
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для МБОУ «ЦО № 5», реализующего наряду с обязательным курсом русского языка, изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Родной язык» в учебном планеМБОУ «ЦО № 5»
Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы,представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 40 часов на уровне основного общего образования (8 часов в год).
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык»
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка сцивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке - «Язык и культура» - представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национальнокультурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок - «Культура речи» - ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке - «Речь. Речевая деятельность. Текст» - представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста:
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, само презентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Личностные:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Метапредметные:
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего нанём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика
заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; S понимание причин изменений в словарном составе языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковыхнорм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основнымистилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических нормсовременного русского литературного языка:
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русскоголитературного языка:
нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русскоголитературного языка:
различение вариантов грамматической нормы:
соблюдение основных норм русского речевого этикета;
ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русскоголитературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русскоголитературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи,
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов,рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа
создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
5 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч).
Русский язык - национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи (8 час).
Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.
Речевой этикет
Правила речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи. Формы речи.
Текст как единица языка и речи .Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Функциональные разновидности языка. Особенности языка фольклорных текстов.
6 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Текст, тематическое единство текста.
Тексты описательного, повествовательного типа. Функциональные разновидности языка.
7 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (4 часа)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в причастиях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи, артикуляция, эмоциональность речи, интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.
Текст как единица языка и речи. Виды абзацев. Функциональные разновидности языка
Язык художественной литературы.
8 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Исконно русская лексика. Собственно русские слова как основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу согласования.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.
Текст как единица языка и речи.Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
9 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет- переписки, интернет-полемики, интернет-дискуссии.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во уроков | |||
5 класс (17ч.) | |||||
Язык и культура (4 ч) | |||||
| Русский язык - национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. | 2 | |||
| Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий. | 2 | |||
Культура речи. (8 ч.) | |||||
| Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте. | 2 | |||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. | 2 | ||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. | 2 | ||||
Речевой этикет Правила речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. | 2 | ||||
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч) | |||||
| Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи. Формы речи. | 2 | |||
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.Функциональные разновидности языка.Особенности языка фольклорных текстов. | 3 | ||||
6 класс (17ч) | |||||
Язык и культура (4 ч) | |||||
| Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры. | 2 | |||
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Роль заимствованной лексики в современном русском языке. | 2 | ||||
Культура речи. (8 ч.) | |||||
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). | 2 | |||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов. | 2 | ||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения. | 2 | ||||
Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет. | 2 | ||||
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч) | |||||
| Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения. Текст, тематическое единство текста. | 3 | |||
Тексты описательного, повествовательного типа. Функциональные разновидности языка. | 2 | ||||
7 класс (17 ч.) | |||||
Язык и культура (4 ч.) | |||||
| Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. | 2 | |||
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 2 | ||||
Культура речи. (8 ч.) | |||||
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в причастиях. | 2 | ||||
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи. | 2 | |||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. | 2 | ||||
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи, артикуляция, эмоциональность речи, интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. | 2 | ||||
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч) | |||||
| Язык и речь. Виды речевой деятельности. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения. | 2 | |||
Текст как единица языка и речи. Виды абзацев. Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. | 3 | ||||
8 класс (17 ч.) | |||||
Язык и культура (4 ч.) | |||||
| Исконно русская лексика. Собственно русские слова как основной источник развития лексики русского литературного языка. | 2 | |||
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | 2 | ||||
Культура речи. (8 ч.) | |||||
| Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | 2 | |||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу согласования. | 2 | ||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу согласования. | 2 | ||||
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия. | 2 | ||||
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч) | |||||
| Речь. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Текст как единица языка и речи.Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. | 3 | |||
Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. | 2 | ||||
9 класс (17 ч.) | |||||
Язык и культура (4 ч) | |||||
| Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 1 | |||
Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка. | 1 | ||||
Культура речи (8ч) | |||||
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 2 | |||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. | 2 | ||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. | 2 | ||||
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет- переписки, интернет-полемики, интернет-дискуссии. | 2 | ||||
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч) | |||||
1 | Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 2 | |||
2 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 2 |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
S Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
S Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
S Из этимологии фразеологизмов.
S Из истории русских имён.
S Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
S О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
S Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
S Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
S Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
S Мы живем в мире знаков.
S Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
S Понимаем ли мы язык Пушкина?
S Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
S Футбольный сленг в русском языке.
S Компьютерный сленг в русском языке.
S Названия денежных единиц в русском языке.
S Интернет-сленг.
S Этикетные формы обращения.
S Как быть вежливым?
S Являются ли жесты универсальным языком человечества?
S Как назвать новорождённого?
S Межнациональные различия невербального общения.
S Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
S Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
S Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
S Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
S Сетевой знак @ в разных языках.
S Слоганы в языке современной рекламы.
S Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
S Синонимический ряд: врач - доктор - лекарь - эскулап - целитель - врачеватель. Что общего и в чём различие.
S Язык и юмор.
S Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
S Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.
S Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА сопутствующего повторения по русскому языку в 5 классе
Познание языка невозможно без установления связей между его подсистемами (фонетикой и графикой, лексикой, морфемикой, грамматикой, включающей морфологию и синтаксис), без приведения...
Рабочая учебная программа для профильного изучения русского языка в 10-11 классах
Программа по русскому языку предназначена для изучения курса русского языка в 10-11 классах социально-гуманитарного профиля. Учебный материал рассчитан на 3 часа в неделю....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Рабочая учебная программа по спецкурсу «Грамматика русского языка» для обучающихся 6 классов
Рабочая программа по спецкурсу "Грамматика русского языка" для 6 класса рассчитана на 1 час в неделю. Она рассчитана на то, чтобы систематизировать имеющиеся знания по изученным орфограммам, а также з...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...