Рабочая учебная программа по спецкурсу «Грамматика русского языка» для обучающихся 6 классов
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа по спецкурсу "Грамматика русского языка" для 6 класса рассчитана на 1 час в неделю. Она рассчитана на то, чтобы систематизировать имеющиеся знания по изученным орфограммам, а также закрепить и обобщить правила. Поэтому спецкурс "Грамматика русского языка" предусматривает углубление знаний по орфографии и повышение уровня обученности и образованности по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rabochaya_uchebnaya_programma.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
по спецкурсу «Грамматика русского языка»
для обучающихся 6 классов
Составители:
Баринова Людмила Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» г. Энгельса
Мурина Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» г. Энгельса
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Грамматика русского языка» для шестого класса рассчитана на 1 час в неделю.
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством общения и взаимодействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Исходя из этого, назначение предмета «Грамматика русского языка» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Организующим центром всей системы языка является грамматика, поэтому в основном работа по анализу коммуникативных единиц и их вариативному продуцированию осуществляется в процессе изучения сведений по грамматике. Знание грамматики даёт практически владеющему словесной речью возможность усвоения основных средств комбинирования слов и словосочетаний для передачи смыслового содержания и помогает извлекать смысл из связанных между собой слов. В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализованы следующие цели и задачи:
- углубление знаний по орфографии;
- знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил,
которые не рассматриваются на уроках;
- систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме
таблиц, опорных схем;
- повышение интереса к изучению русского языка;
- подготовка к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу.
Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому
Приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:
- работа по опорным таблицам и алгоритмам;
- словарно-орфографическая работа;
-морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;
- этимологический анализ слова;
- различные виды диктантов;
- работа с текстом;
- тестирование.
В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знать все нормы правописания;
- уметь классифицировать ошибки, объяснять их;
- графически обозначать орфограммы и объяснять их;
-уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.
Изучение орфографии в разрезе данного спецкурса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе.
Важным является обеспечение правильного соотношения всех форм словесной речи (устной, письменной) на каждом уроке и контроль за написанием обучающимися любого речевого образования (предупреждение, а не исправление «неправильностей» в текстах); обязательное объяснение обучающимися строения и смысла даже безошибочно составленных предложений и текстов. С каждым годом обучения должен возрастать объем письменных работ на уроках русского языка. Все письменные работы, выполненные как в тетрадях, так и на доске, на карточках и т. п., проверяются и объясняются сразу же после их выполнения и самим исполнителем, и
учителем, и одноклассниками. Этим и обеспечивается практическое усвоение языка в действии. Орфографические правила и определения грамматических понятий, а также парадигмы склонения спряжения специально обучающимися не заучиваются, а усваиваются практическим путём при развитии разных видов речевой деятельности.
Речевые умения, приобретённые на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике обучающихся.
Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.
Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология». Поэтому задача спецкурса состоит в том, чтобы работа по орфографии носила повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов в дальнейшем (8 класс - 3 часа, 9 класс -2 часа) не позволит расширить и углубить знания учащихся по орфографии, поэтому такое повторение и закрепление учебного материала учащимися необходимо.
№ | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Самост. работа | Дата | Корректировка | |||
уроки | р/р, вн/чт В том числе, л/р, пр/р | конт-роль-ные рабо-ты | ||||||
1 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | ||||||
2 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова | 1 | ||||||
3 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | ||||||
4-5 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 2 | 1 | |||||
6 | Буквы и у а после шипящих | 1 | ||||||
7 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | ||||||
8 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | ||||||
9 | Тся и ться в глаголах | 1 | ||||||
10-11 | Личные окончания глаголов | 2 | ||||||
12 | Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих | 1 | ||||||
13 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных | 1 | ||||||
14 | Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з с ) | 1 | ||||||
15 | Буквы з и с на конце приставок | 1 | ||||||
16 | Буквы о – а в корнях лаг ложь | 1 | ||||||
17 | Контрольное тестирование за первое полугодие 2014-2015 уч.г. | |||||||
18 | Буквы о – а в корне раст ращ рос | 1 | ||||||
19-20 | Буквы е – о после шипящих в корне слова | 2 | 1 | |||||
21 | Буквы ы – и после ц | 1 |
22 | Большая буква и кавычки в именах собственных | 1 | ||||||
23 | Буква е и и в окончаниях имен существительных | 1 | ||||||
24-25 | Буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных | 2 | 1 | |||||
26 | Правописание падежных окончаний прилагательных | 1 | ||||||
27 | Краткие прилагательные с основой на шипящую | 1 | ||||||
28 | Не с глаголами | 1 | ||||||
29 | Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов во 2 лице единственного числа. | 1 | ||||||
30 | Буквы е и и в корнях с чередованием | 1 | ||||||
31 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | ||||||
32 | Повторение пройденного материала | 1 | ||||||
33 | Повторение пройденного материала | 1 | ||||||
34 | Контрольное тестирование за 2014 – 2015 уч.год | 1 | ||||||
35 | Подведение итогов | 1 | ||||||
Литература:
1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение"
2000 г.
2. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.
- Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М.
«Просвещение», 1991 г. - Руссова НЛО. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.
5. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти,
1994 г.
(Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).
6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение», 1982 г
- Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс. М.
«Просвещение», 1992 г. - Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М.
«Просвещение», 1983 г. - Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград,
1971 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА сопутствующего повторения по русскому языку в 5 классе
Познание языка невозможно без установления связей между его подсистемами (фонетикой и графикой, лексикой, морфемикой, грамматикой, включающей морфологию и синтаксис), без приведения...
Рабочая учебная программа для профильного изучения русского языка в 10-11 классах
Программа по русскому языку предназначена для изучения курса русского языка в 10-11 классах социально-гуманитарного профиля. Учебный материал рассчитан на 3 часа в неделю....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Рабочая учебная программа по предмету «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» (5-9 класс)
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.Русски...