Рабочая учебная программа для профильного изучения русского языка в 10-11 классах
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Программа по русскому языку предназначена для изучения курса русского языка в 10-11 классах социально-гуманитарного профиля. Учебный материал рассчитан на 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilnogo_izucheniya_rus._yazyka_10-11_kl.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для Х – ХI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержательная часть программы соответствует стандартам образования для средней (Х – ХI) школы.
Срок реализации программы 2 года.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познание, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и овладения компетенциями: языковой и лингвистической, коммуникативной, культуроведческой.
Это определяет и цели обучения:
- воспитание гражданина патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять , классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
В системе школьного образования учебные предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, поэтому необходимо совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроками такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного, самостоятельного изучения материала.
На основании содержания программы учебным планом МОУ «СОШ № 12» отведено следующее количество часов на изучение русского языка:
10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
11 класс – 102 часа (3 часа в неделю)
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.
Стандарт среднего (полного) общего образования
по русскому языку (профильный уровень)
Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Введение в науку о языке
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Общее и различное в русском и других языках.
Основные этапы исторического развития русского языка. Сведения об истории русской письменности.
Форма существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, диалект, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Русский литературный язык как высшая форма существования национально языка.
Языковая норма, ее функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.
Языковая система
Система языка, ее устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы.
Разговорная речь, ее особенности.
Литературный язык и язык художественной литературы, его особенности.
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Правописание: орфография и пунктуация.
Разделы и принципы русской орфографии.
Основные орфографические нормы русского языка.
Принципы русской пунктуации.
Основные пунктуационные нормы русского языка.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения.
Различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Закономерности построения текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров. Редактирование собственного текста.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, статьи, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенности, резюме).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Культура письменной речи.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Диалекты как историческая база литературных языков.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Общие сведения о языке | 9+1 |
3 | Языковая система | 65+5 |
4 | Речь и речевая деятельность | 12 |
5 | Культура речи | 6+1 |
6 | Итоговая контрольная работа | 2 |
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Общие сведения о языке | 11 |
3 | Синтаксис и пунктуация | 55+4 |
4 | Стилистика | 6 |
5 | Культура речи | 22+1 |
6 | Итоговая контрольная работа | 2 |
Содержание учебного материала
Содержание, обеспечивающее формирование
языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Введение в науку о языке
Язык как общественное явление.
Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Русский язык в современном мире.
Язык как особая система знаков; ее место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательна и допускающая выбор, вариативная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система.
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка.
Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Сходства и различия фонетической системы родного и русского языков.
Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.
Общая лексика русского языка и языков народов России.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Сходства и различия лексической системы родного и русского языков.
Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Сходства и различия морфологической системы родного и русского языков.
Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная 9грамматическая0 основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Сходства и различия синтаксической системы родного и русского языков.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка.
Лингвистические особенности научных, официально-деловых публицистических текстов и их основных жанров.
Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.
Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.
Средства словесной образности.
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация.
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.
Перевод с родного языка на русский.
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.
Особенности ведения диалога в ситуации межкультурной коммуникации.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.
Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т. п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.
Русский язык в контексте русской культуры.
Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.
Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.
Русский речевой этикет в сравнении с принятым в родной культуре.
Перечень контрольных работ
10 класс
1. Контрольная работа № 1 по теме «Общие сведения о языке».
2. Контрольная работа № 2 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
3. контрольная работа № 3 по теме «Орфография».
4. Контрольная работа № 4 по теме «Лексика. Фразеология».
5. Контрольная работа № 5 по теме «Морфемика. Словообразование».
6. Контрольная работа № 6 по теме «Морфология».
7. Контрольная работа № 7 по теме «Речь и речевая деятельность. Культура речи».
8. Итоговая контрольная работа.
11 класс
1. Контрольная работа № 1 по теме «Синтаксис и пунктуация»
2. Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения»
3. Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис сложного предложения»
4. Контрольная работа № 4 по теме «пунктуация».
5. Контрольная работа № 5 по теме «Стилистика. Культура речи»
6. Итоговая контрольная работа.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснить взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин(, деловых сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увлечения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Календарно-тематическое планирование
Русский язык
10 класс (3 часа в неделю)
№ п/п | Номер урока в теме | Тема | Сроки |
1 | 1 | Вводный урок | 1 неделя |
I. Общие сведения о языке | |||
2 | 1 | Язык как средство общения. Функции языка. | |
3 | 2 | Русский язык – государственный язык российской Федерации и язык межнационального общения. | |
4 | 3 | Русский язык в кругу других языков. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. | 2 неделя |
5 | 4 | История славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия: славянская азбука (глаголица и кириллица). | |
6 | 5 | Краткие сведения из истории русского языка, старославянский, церковно-славянский и древнерусский языки. | |
7 | 6 | Национальный русский язык и его разновидности. Современный русский литературный язык. | 3 неделя |
8 | 7 | Функциональные стили. Свойства ЛЯ. Языковая норма. | |
9 | 8 | Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Становление русского литературного языка. | |
10 | 9 | Контрольная работа № 1 по теме «Общие сведения о языке» | 4 неделя |
II. Языковая система | |||
11 | 1 | Фонетическая система русского языка. Звуки русского языка и их классификация. | |
12 | 2 | Понятие о фонетической позиции (сильная и слабая). Ударение как фонетическая единица. | |
13 | 3 | Интонация. Фонетическая транскрипция. | 5 неделя |
14 | 4 | Орфоэпия. Произносительные нормы современного литературного языка и культура речи. | |
15 | 5 | Особенности произношения заимствований. Ударение в орфоэпии. | |
16 | 6 | Понятие вариативности. Младшая и старшая нормы. | 6 неделя |
17 | 7 | Территориальные варианты литературного произношения. Орфоэпические словари. | |
18-19 | 8-9 | Русская графика. Краткие сведения из истории русской орфографии и графики. | 7 неделя |
20-21 | 10-11 | Реформы орфографии. Орфографические словари. | |
22 | 12 | Контрольная работа № 2 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 8 неделя |
23 | 13 | Орфография и культура речи. Назначение орфографии как науки о правильном написании текста. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии | |
24-25 | 14-15 | Разделы русской орфографии: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса и графического сокращения слов. | 9 неделя |
26-28 | 16-18 | Трудные случаи правописания слов. | 10 неделя |
29 | 19 | Контрольная работа № 3 по теме «Орфография» | |
30-32 | 20-22 | Лексика. Слово как единица языка. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха. Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. | 11 неделя |
33-35 | 23-25 | Лексика русского языка с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической дифференциации. | 12 неделя |
36-38 | 26-28 | Культура речи. Лексические нормы. Лексикография. Важнейшие словари русского языка. | 13 неделя |
39-41 | 29-31 | Фразеология. Основные источники фразеологизмов. Фразеологические словари. | 14 неделя |
42 | 32 | Контрольная работа № 4 по теме «Лексика. Фразеология». | |
43-45 | 33-35 | Морфемика. Классификация морфем. Исторические изменения в структуре слов. Связь морфемики с этимологией. | 14 неделя |
46-48 | 36-38 | Словообразование. Способы словообразования: синхронический и диахронический взгляд. | 15 неделя |
49-51 | 39-41 | Способы словообразования отдельных частей речи. | 16 неделя |
52 | 42 | Контрольная работа № 5 по теме «Морфемика. Словообразование». | 17 неделя |
53-55 | 43-45 | Морфология как учение о частях речи. Грамматическое и лексическое значения слова. Постоянные и непостоянные грамматические признаки. Система частей речи в русском языке. | 18 неделя |
56-58 | 46-48 | Имена. Склоняемые части речи. | 19 неделя |
59-61 | 49-51 | Местоимение как лексико-грамматическая категория. | 20 неделя |
62-64 | 52-54 | Глагол. Грамматические категории русского глагола. | 21 неделя |
65-67 | 55-57 | Глагольные формы – причастие и деепричастие. | 22 неделя |
68-70 | 58-60 | Наречия и наречные сочетания. | 23 неделя |
71-73 | 61-63 | Служебные части речи. | 24 неделя |
74-76 | 64-66 | Классы слов, не входящие в части речи. Омонимия частей речи. | 25 неделя |
77-79 | 67-69 | Культура речи. Грамматические и словообразовательные нормы. | 26 неделя |
80 | 70 | Контрольная работа № 6 по теме «Морфология». | |
III. Речь и речевая деятельность | |||
81-83 | 1-3 | Речевое общение как форма взаимодействия людей. Виды речевой деятельности: говорение и понимание. Устная и письменная форма речи. Монолог и диалог. | 27 неделя |
84-86 | 4-6 | Речевая ситуация и ее компоненты. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. | 28 неделя |
87-89 | 7-9 | Речевые жанры. Жанры письменных высказываний. Жанры устных высказываний. Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного и устного высказывания. | 29 неделя |
90-92 | 10-12 | Текст как речевое произведение. Тема и основная мысль текста, его структура. Функционально-смысловые типы речи. Их использование и взаимодействие в различных текстах. | 30 неделя |
IV. Культура речи | |||
93-95 | 1-3 | Культура речи и ее основные аспекты. Понятие о коммуникативной целесообразности речи. Речевой этикет. Отбор этикетных формул. | 31 неделя |
96-98 | 4-6 | Средства языковой выразительности. Художественные возможности русской фонетики. Лексические, стилистические ресурсы русского языка. Грамматические и словообразовательные средства выразительности. | 32 неделя |
99-100 | 7-8 | Контрольная работа № 7 по теме «Речь. Культура речи» | 33 неделя |
101/102 | 9-10 | Итоговая контрольная работа. | 34 неделя |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык
11 класс (3 часа в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Тема | Сроки (неделя) |
1 | 1 | Вводный урок | 1 |
I. Общие сведения о языке | |||
2-3 | 1-2 | Лингвистика как наука о языке. Основные проблемы современной лингвистики. | |
4 | 3 | Понятие о системе и структуре языка. Уровни языка и основные разделы языкознания. | 2 |
5-6 | 4-5 | Язык как знаковая система. Язык и действительность. | |
7-8 | 6-7 | Язык и история народа. | 3 |
9 | 8 | Активные процессы в современном русском языке. | |
10-12 | 9-11 | Активные процессы в современном русском языке. | 4 |
II. Синтаксис и пунктуация | |||
13-15 | 1-3 | Синтаксис. Словосочетание и предложение как единица синтаксиса. | 5 |
16-18 | 4-6 | Предложение как минимальное речевое высказывание. Интонационные и грамматические признаки предложения. | 6 |
19-21 | 7-9 | Предикативная основа предложения. Морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения. | 7 |
22 | 10 | Контрольная работа № 1 по теме «Синтаксис и пунктуация» | 8 |
23-24 | 11-12 | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. | |
25 | 13 | Слова-предложения. | 9 |
26-27 | 14-15 | Простое предложение и его виды (часть 1) | |
28 | 16 | Простое предложение и его виды (часть 1) | 10 |
29-30 | 17-18 | Простое предложение и его виды (часть 2) | |
31-32 | 19-20 | Простое предложение и его виды (часть 2) | 11 |
33 | 21 | Простое осложненное предложение | |
34-35 | 22-23 | Простое осложненное предложение | 12 |
36 | 24 | Слова, грамматически не связанные с предложением. | |
37-38 | 25-26 | Слова, грамматически не связанные с предложением. | 13 |
39 | 27 | Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения» | |
40-42 | 28-30 | Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды. Сложносочиненные предложения. | 14 |
43-45 | 31-33 | Бессоюзное сложное предложение. Виды бессоюзных предложений. | 15 |
46-48 | 34-36 | Сложноподчиненные предложения. Их структурно-семантическая классификация. | 16 |
49-51 | 37-39 | Способы оформления чужой речи. | 17 |
52-54 | 40-42 | Сложные синтаксические конструкции. Особенности синтаксиса научного и художественного текста. | 18 |
55-57 | 43-45 | Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. | 19 |
58 | 46 | Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис сложного предложения» | 20 |
59-60 | 47-48 | Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. | |
61 | 49 | Основы русской пунктуации. | 21 |
62-63 | 50-51 | Знаки препинания отделительные и выделительные. | |
64 | 52 | Сочетание знаков препинания. | 22 |
65-66 | 53-54 | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. | |
67 | 55 | Русская пунктуация (обобщение) | 23 |
68-69 | 56-57 | Знаки препинания в связном тексте. Трудные случаи пунктуации. | |
70 | 58 | Трудные случаи пунктуации. | 24 |
71 | 59 | Контрольная работа № 4 по теме «Пунктуация» | |
III. Стилистика | |||
72 | 1 | Стилистика: предмет, основные категории и разделы стилистики. | |
73-74 | 2-3 | Основные категории и разделы стилистики. | 25 |
75 | 4 | Стилистические фигуры как синтаксические построения. | |
76-77 | 5-6 | Стилистические фигуры как синтаксические построения. | 26 |
IV. Культура речи | |||
78 | 1 | Совершенствование навыков речевой деятельности. | |
79-80 | 2-3 | Совершенствование навыков речевой деятельности. | 27 |
81 | 4 | Совершенствование навыков речевой деятельности. | |
82-84 | 5-7 | Культура речевого общения. | 28 |
85 | 8 | Культура речевого общения. | 29 |
86-87 | 9-10 | Речевые коммуникации в деловых переговорах. | |
88 | 11 | Речевые коммуникации в деловых переговорах | 30 |
89-90 | 12-13 | Ораторская речь. Аспекты полемики. | |
91 | 14 | Аспекты полемики. | 31 |
92-93 | 15-16 | Культура работы с текстами. | |
94-95 | 17-18 | Стилистический анализ текста. | 32 |
96 | 19 | Комплексный анализ текста. | |
97-99 | 20-22 | Комплексный анализ текста. | 33 |
100 | 23 | Контрольная работа № 5 по теме «Стилистика. Культура речи». | 34 |
101-102 | 24-25 | Итоговая контрольная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по русскому языку для 9-11 класса «Юный лингвист» Исмагиловой Алсу Нуретдиновны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных пред
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемы...
Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5-8 классах
Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5-8 классах...
Рабочая программа по изучению русского языка как неродного.
В связи с тем, что с 2016 года я обучаюсь в магистратуре по специальности: русский язык как иностранный, преподавание своего родного языка для людей, не изучавших его, входит в область моих интересов....
Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"
Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...
Рабочая учебная программа по родному (русскому) языку (5-9 кл.)
Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ (в части, не противоречащей нормам соответствую...
Рабочая программа углубленного изучения русского языка 9 класс, 136 часов
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по авторской программе к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Бархударова С. Г., Крючкова С. Е., Максимова Л. Ю. (М.: Про...