Определения согласованные и несогласованные.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Чмиль Маргарита Александровна

Цель: закрепить и расширить понятие определения, выявить 2 вида определений, выяснить способы выражения несогласованных и согласованных определений; развивать умения анализа и синтеза предложенного материала, умения доказывать, опираясь на признаки явления; развивать речь.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наступает долгая ночь. Крепко пахнет от оврагов перегнившими листьями. Этот образ жизни был дёшев. Двухэтажные здания высятся посреди ровной площадки. Первый подснежник пробился.

Слайд 3

Определение - это ВЧП, который отвечает на вопросы … обозначает … зависит от … подчеркивается … выражается … ч.р.

Слайд 4

Солнце висело над дальней грядою гор. Из-под бурелома на берег реки срывается водопад в пять струй. В комнату входит небольшой круглый человечек без возраста. Некоторые парни ходят в рубашке навыпуск.

Слайд 5

Никнут шёлковые травы. Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака. Я совершенно утратил способность писать. Вблизи дороги стояли цветы самых разных оттенков. Это была обыкновенная кукла с голубыми глазами, на ней было платье из тюля.

Слайд 6

У меня врождённая страсть противоречить. Мама попросила меня купить хлеба. Мы имели терпение тащить на себе пудовый груз дроби и патронов. Желание учиться целиком овладело мною. Редки среди нас счастливцы, сохранившие прекрасную способность преображаться.

Слайд 7

На террасу высочил, как бомба, мальчик лет восьми или десяти. Он был в легком матросском костюмчике с обнаженными руками и голыми коленками. Следом за мальчиком выбежало еще шесть человек: две женщины в фартуках, старый лакей во фраке без усов и без бороды, красноносая девица в синем клетчатом платье, молодая болезненного вида, но очень красивая дама и толстый лысый господин.

Слайд 8

Определение. Тест № 1 1. Определение может быть выражено: 1) именем прилагательным; 2) именем существительным; 3) глаголом. 2. Определение правильно указано в предложении: 1) Его взгляд был полон тоски . 2) Солнце висело над грядою гор. 3) На столе горела лампа без стекла .

Слайд 9

3. Определение, выраженное причастием, есть в предложении: 1) Из-за поворота выскочил опаздывающий поезд. 2) От оврагов крепко пахнет листьями и древесной корой. 3) Мы пересели в другой вагон. 4. Согласованное определение есть в предложении: 1) Повороты Лены радовали нас. 2) И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я. 3) Не нагнать тебе бешеной тройки.

Слайд 10

5. Несогласованное определение есть в предложении: 1) Белый снег белым почти не бывает. 2) Но скоро гаснет луч зари. 3) Я остановился возле простого белого памятника с надписью «Александр Сергеевич Пушкин» 6. Несогласованное определение есть в предложении: 1) Дорога туда есть на вашей карте. 2) За столом сидел странный человек неопределенного возраста. 3) Это хладнокровие ободряло меня в сложных ситуациях.

Слайд 11

1. Определение — это ВЧП, который обозначает: 1) признак действия 2) признак предмета 3) признак признака 2. Определение правильно указано в предложении: 1) Необыкновенной красоты озеро окружало нас. 2) Мы вели его под руки. 3) Наступила долгая тревожная ночь.

Слайд 12

3. Определение, выраженное именем прилагательным, есть в предложении: 1) Машин образ жизни мне не нравился. 2) Посреди ровной площадки возвышается горка. 3) Река покрылась корочкой льда. 4. Согласованное определение есть в предложении: 1) Осиновые листья дружно блестят на солнце. 2) Пение дверей раздавалось по дому. 3) Первый выпавший снег радует нас.

Слайд 13

5. Несогласованное определение есть в предложении: 1) Обычай пить чай в пять часов существует у англичан с незапамятных времен. 2) У меня врожденная страсть противоречить. 3) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом …. 6. Несогласованное определение есть в предложении: 1) Я смотрю на железнодорожный мост. 2) Эту легенду мне рассказали давно. 3) Тикают часы с гирькой!

Слайд 14

согласованные и несогласованные Определения

Слайд 15

Определения согласованные несогласованные согласуются в р,ч,п с определяемым словом не согласуются



Предварительный просмотр:

Определения согласованные и несогласованные.

Цель: закрепить и расширить понятие определения, выявить 2 вида определений, выяснить способы выражения несогласованных и согласованных определений; развивать умения анализа и синтеза предложенного материала, умения доказывать, опираясь на признаки явления; развивать речь.

  1.  Оргмомент Игра «Комплимент»

II 1. Введение понятия определения, способы его выражения;

Слайд 1. Найти определения.

Наступает долгая ночь. (прил., какая?)

Крепко пахнет от оврагов перегнившими листьями. (прич., какая? что сделавшая?)

Этот образ жизни был дёшев. (мест., какой? который?)

Двухэтажные здания высятся посреди ровной площадки. (прил, какой?)

Первый подснежник пробился. (числ., какой по счёту?)

Выяснить, какими частями речи выражены. На какие вопросы отвечают.

2. Вспомнить, что такое определение. Записать на зеленой доске.

Признак предмета или явления

Обозначает... (определение).

Чей и какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Схема: ответа на доске вопросы.  

Определение:    1.ВЧП

2. отвечает на вопросы: какой? который? чей?

3. обозначает признак предмета или явления;

4. зависит от существительного

5.                                 

6. выражается   именем   прилаг-м,   местоим, числит…..

   III. Интрига. Проблемная ситуация. Разберите предложение

Слайд 2. По улице шла девушка с косой.  Докажите свое мнение. (дополнение, определение) 

Контекст!!! Придумайте такие ситуации, чтобы можно было понять, с какой косой шла девушка.

Итак, определение может быть выражено и существительным. Найдите подобные определения.

На сколько групп можно разбить данные предложения? Чем они выражены?

Слайд 3.  Солнце висело над дальней грядою гор. (прил., сущ.)

Из-под бурелома на берег реки срывается водопад в пять струй. (сущ., словосоч.)

Тикают часы с гирькой! (сущ.)

В комнату входит небольшой круглый человечек без возраста. (прил., сущ.)

Некоторые парни ходят в рубашке навыпуск.  (мест., нареч.)

На две, три, четыре в зависимости от выбора критерия: с определениями, без определений, с какими определениями.

Сравните: Пятиструйный водопад – водопад в пять струй (согласование – управление).

Берег реки – речной берег

Гряда гор - горная гряда

Всегда ли возможен подбор синонимичного словосочетания?

Девушка с косой -? Человек без возраста -?  Рубашка навыпуск - ?  НЕТ

В соответствии с этим: сколько видов определений  вы можете выделить? Два. 

По какому критерию? Определения могут отвечать на разные вопросы. По типу согласование согласуются в роде, числе и падеже. Докажите примером.

Название видам определений было придумано давно. Как, по вашему мнению,  они называются? Согласованные и несогласованные. Почему не управленческие? Примыкательные? Не всегда возможна замена. ЗАПИСЬ ТЕМЫ.

Слайд 4.   Разберите эти предложения, найдите определения. Группы? Частеречная принадлежность?

Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой росой. (прил.)

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака. (прил.)

Я совершенно утратил способность писать. (инф.)!!!!!!!

Вблизи дороги стояли цветы самых разных оттенков. (словосоч.)

Это была обыкновенная кукла с голубыми глазами, на ней было платье из тюля. (словосоч., сущ.)

Слайд5.  Найди лишнее.

У меня врождённая страсть противоречить. (Несогласованное определение, выраженное инфинитивом. Согласованное определение, выраженное причастием)

Мама попросила меня купить хлеба. (Дополнение, выраженное инфинитивом)

Мы имели терпение тащить на себе пудовый груз дроби и патронов. (Согласованное определение, выраженное прилагательным; несогласованные определения, выраженные инфинитивом, существительными)

Желание учиться целиком овладело мною. (Согласованное определение, выраженное инфинитивом)

Редки среди нас счастливцы, сохранившие прекрасную способность преображаться. (Согласованное определение, выраженное причастным оборотом; несогласованное определение, выраженное инфинитивом)

Лишнее с дополнением, выраженным инфинитивом, или с причастным оборотом, главное, чтобы ребята доказывали.

Слайд 5. Работа с текстом.

На террасу высочил, как бомба, мальчик лет восьми или десяти. Он был в легком матросском костюмчике с обнаженными руками и голыми коленками. Следом за мальчиком выбежало еще шесть человек: две женщины в фартуках, старый лакей во фраке без усов и без бороды красноносая, девица в синем клетчатом платье, молодая, болезненного вида, но очень красивая дама и  толстый лысый господин.

Вопрос с определяемым словом: 1.Мальчик в  матросском костюмчике с обнаженными руками и голыми коленками.

В матросском костюмчике (каком?) с обнаженными руками и голыми коленками. НЕТ, это смешно.

Мальчик (какой?) в костюмчике, с обнаженными руками и голыми коленками. Определяемое слово – мальчик с тремя однородными  несогласованными определениями, выраженными существительными (в костюмчике, с руками и коленками). Значит, нужно быть внимательным с определениями и согласованными и несогласованными при расстановке знаков препинания.

2. Старый лакей во фраке без усов и без бороды. То же самое: нужно поставить запятую при трех однородных несогласованных определениях, выраженных существительными во фраке, с усами, без бороды, определяемое слово – лакей.

IV. ИТОГ УРОКА. Определения согласованные и несогласованные. Повторить понятие определения, его признаки.

 V. Домашнее задание:  на выбор тесты или вопросы из ЕГЭ и ГИА.

 Доп зад. Выпишите определения согласованные и несогласованные из текста худ произв, изучаемого на уроках литературы или читаемого самостоятельно.

Домашнее задание.

  1. ОГЭ и ЕГЭ

В5. Среди предложений 14—24 найдите предложение с одним обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг — их главный мотив. (20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг.

В5. Среди предложений 9—13 найдите предложения с необособленным согласованным распространённым определением.

(9)Работа нам предстоит немалая, — сказала одна из женщин» — дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, — и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками машинописи: это был список подлежавших уничтожению книг. — (10)Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти всё, что подлежало уничтожению, — добавила женщина с удовлетворением, — так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

(11)Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплёты. (12)А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что, по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

(13)В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

2. Определение. Тест № 1

1. Определение может быть выражено:

1) именем прилагательным;

2) именем существительным;

3) глаголом.

2. Определение правильно указано в предложении:

1) Его взгляд был полон тоски.

2) Солнце висело над грядою гор.

3) На столе горела лампа без стекла.

3. Определение, выраженное причастием, есть в предложении:

1) Из-за поворота выскочил опаздывающий поезд.

2) От оврагов крепко пахнет листьями и древесной корой.

3) Мы пересели в другой вагон.

4.  Согласованное определение есть в предложении:

1) Повороты Лены радовали нас.

2) И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я.

3) Не нагнать тебе бешеной тройки.

5.  Несогласованное определение есть в предложении:

1) Белый снег белым почти не бывает.

2) Но скоро гаснет луч зари.

3) Я остановился возле простого белого памятника с надписью «Александр Сергеевич Пушкин»

6.     Несогласованное определение есть в предложении:

1) Дорога туда есть на вашей карте.

2) За столом сидел странный человек неопределенного возраста.

3) Это хладнокровие ободряло меня в сложных ситуациях.

Определение. Тест № 2

1. Определение  — это ВЧП, который обозначает:

1) признак действия

2) признак предмета

3) признак признака

2. Определение правильно указано в предложении:

1) Необыкновенной красоты озеро окружало нас.

2) Мы вели его под руки.

3) Наступила долгая тревожная ночь.

3.     Определение, выраженное именем прилагательным, есть в предложении:

1) Машин образ жизни мне не нравился.

2) Посреди ровной площадки возвышается горка.

3) Река покрылась корочкой льда.

4.     Согласованное определение есть в предложении:

1) Осиновые листья дружно блестят на солнце.

2) Пение дверей раздавалось по дому.

3) Первый выпавший снег радует нас.

5. Несогласованное определение есть в предложении:

1) Обычай пить чай в пять часов существует у англичан с незапамятных времен.

2) У меня врожденная страсть противоречить.

3) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом….

6. Несогласованное определение есть в предложении:

1) Я смотрю на железнодорожный мост.

2) Эту легенду мне рассказали давно.

3) Тикают часы с гирькой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.  в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...

Тест по русскому языку по теме "Согласованные и несогласованные определения в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" 8 класс

Данный тест можно использовать на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы "Согласованные и несогласованные определения". Я проводила интегрированный урок русского языка и литературы по теме ...

«Культуроведческий подход при изучении синтаксиса на примере темы «Согласованные и несогласованные определения». 8 класс

Данный урок  формирует представление о языке как едином разнообразном процессе, средстве общения и отражения окружающего мира, носителе культуры нации ,в том числе  и особенностей культуры, ...

Согласованные и несогласованные определения.

Урок русского языка в 8 классе. Тема:"Согласованные и несогласованные определения"...

«Определение. Согласованные и несогласованные определения».

Урок направлен на формирование умения различать согласованные и несогласованные определения...