«Определение. Согласованные и несогласованные определения».
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Урок направлен на формирование умения различать согласованные и несогласованные определения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovannye_i_nesoglasovannye_opredeleniya._8klasss.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Определение. Согласованные и несогласованные определения».
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления
Цель: овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях.
Задачи:
- сформировать понятие согласованных и несогласованных определений,
- сформировать умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;
- повторить и закрепить сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов;
- развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию;
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха;
- воспитывать культуру общения в группе.
Планируемые результаты:
предметные умения: знать отличие между согласованными и несогласованными определениями, формировать умение заменять одни определения другими; совершенствовать навыки предложно-падежного управления слов;
личностные: совершенствование логического и критического мышления, умение аргументировать свою точку зрения, развитие способности к самооценке своих действий;
познавательные УУД: поиск информации в учебнике, создание алгоритма действий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение обучающимися главного в теоретической части параграфа;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: развитие речи.
Ход урока.
1. Организационный момент. Формирование психологического настроя на урок.
- Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните негативные эмоции, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза.
2. Определение темы урока. Целеполагание.
- А теперь, ребята, посмотрите на экран. Послушайте стихотворения об осени. (слайд 1)
1) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера…
2) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Кто автор этих строк? Тютчев Ф.И., Бунин И.А.
- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показали поэты? (дивная, хрустальный, лучезарны, расписной, веселый и др.)
- какими средствами художественной выразительности представлены эти слова?( эпитет)
- что такое эпитет? (Художественное определение или
красочное прилагательное)
-а какими членами предложения являются данные слова?( Определение)
Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении.
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока (слайд 2)
- Какую цель поставим перед собой? (овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях)
Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке?
1. Познакомиться с признаками согласованных и несогласованных определений.
2. Научиться находить согласованные определения в тексте.
4.Изучение нового материала
Посмотрите на предложение. (слайд)
Мне подарили вазу из хрусталя.
Каким членом предложения является выделенное слово из хрусталя? (Мнения учащихся разделяются. Кто прав? Создается проблемная ситуация на уроке. Ответ на этот вопрос нам поможет найти опорная запись в учебнике пар.20
Работают с учебником-ТЕОРИЯ
Какие виды определений вы узнали (Согласованные и Несогласованные)
Слово из хрусталя – является несогласованным определением
Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для этого нам нужно выполнить следующее задание. Для Начала нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.(согласование, управление, примыкание) Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика (слайд)
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад
Проверка по ключу (работа в парах- взамоконтроль)
(слайд)
Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад
Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд(несогласованное определение выражено личным местоимением в притяжательном значении)
Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив
А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.
Какой вывод мы можем сделать?
Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.
Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения?
1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
2. Между главным и зависимым словом связь согласование?
3. если да, то это согласованное определение
4. если нет, то это несогласованное определение.
Физкультминутка.
Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.
Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал(р), книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку(н), полосатый шарф(р), желание хорошо учиться(н) , медлительная походка(р)
5. Первичное закрепление теоретического материала.
1.Чем определение может быть выражено?-коллективно
- По дороге двигался нескончаемый поток машин. -причастие
- В прозрачном воздухе звенела музыка.- прилагательное
- Завершилась первая четверть.-числительное
- Какой-то чудак каждое утро приносил мне цветы.-местоимение
- Я живу в доме с колоннами.-существительное
- Её лицо сияло.- личное местоимение с притяжательным значением
- Сосед справа – отличник.-наречие
- О своём желании рисовать я никому не говорила. -неопределенная форма глагола
- Со мной села девочка с голубыми глазами. - неделимое словосочетание
1.Причастие
2.Имя прилагательное
3.Имя числительное
4.Местоимение
5.Имя существительное
6.Личное местоимение с притяжательным значением
7.Наречие
8.Инфинитив
9.Неделимое словосочетание
6. Закрепление материала. Определите вид определения:
1) Где роза без шипов растет?
2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.)
3) Немного дальше росла черемуха потолще.
4) Я совершенно утратил способность писать.
5) Платье из тюля просвечивало на розовом теле.
Проверка
1.несогласованное
2. согласованное
3. несогласованное
4.несогласованное
5. несогласованное и согласованное
7.Самостоятельная деятельность учащихся. (самооценивание по критериям)
А теперь давайте поработаем самостоятельно.
1. Замените согласованные определения несогласованными
А) полосатые брюки
Б) золотой браслет
В) материнское сердце
Г) светловолосая девушка
2. Замените несогласованные определения согласованными
А) небо без облаков
Б) девушка из города
В) площадь у вокзала
Г) дежурство по ночам
ОТВЕТЫ
1.
А) брюки в полоску
Б) браслет из золота
В) сердце матери
Г) девушка со светлыми волосами
ОТВЕТЫ
2.
А) безоблачное небо
Б) городская девушка
В) привокзальная площадь
Г) ночное дежурство
8- «Молодец» 7-6- «Хорошо» 5-6 - «Нужно поработать»
Менее «5» - нужно повторить материал
8.Итог урока
- Что называется определением?
- Какими бывают определения?
- Какую роль играют определения в художественном тексте?
- Над чем мы работали в течение урока? . Решили мы те задачи, которые ставили в начале урока?
9.Рефлексия
А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
10.Выставление оценок
11. Домашнее задание :
ПАРАГРАФ20,1. Творческое задание: составить текст-описание любимой игрушки из детства с использованием согласованных и несогласованных определений. 2.Упр.208 на стр.80
Обоснование методов и принципов урока
Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» входит в тему «Второстепенные члены предложения» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – изучение нового учебного материала. При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, индивидуальные особенности детей.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.
Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в парах, фронтальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый, практический и словесный методы. Их сочетание помогло учащимся научиться различать согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.
1.1) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера…
2) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2.Определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика(согласование, управление, примыкание) работа в парах
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад
Физкультминутка.
Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.
Кожаный пиджак, иллюстрированный журнал, книги из библиотеки , дорогой друг, юбка в клетку, полосатый шарф, желание хорошо учиться , медлительная походка.
Закрепление теоретического материала.
1.Чем определение может быть выражено?
- По дороге двигался нескончаемый поток машин. -
- В прозрачном воздухе звенела музыка.-
- Завершилась первая четверть.-
- Какой-то чудак каждое утро приносил мне цветы.-
- Я живу в доме с колоннами.-
- Её лицо сияло.-
- Сосед справа –
- О своём желании рисовать я никому не говорила. -
- Со мной села девочка с голубыми глазами. -
2.Определите вид определения:
1) Где роза без шипов растет?
2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.)
3) Немного дальше росла черемуха потолще.
4) Я совершенно утратил способность писать.
5))Платье из тюля просвечивало на розовом теле.
7.Самостоятельная работа.
А теперь давайте поработаем самостоятельно.
1. Замените согласованные определения несогласованными
А) полосатые брюки
Б) золотой браслет
В) материнское сердце
Г) светловолосая девушка
2. Замените несогласованные определения согласованными
А) небо без облаков
Б) девушка из города
В) площадь у вокзала
Г) дежурство по ночам
8- «Молодец» 7-6- «Хорошо» 5-6 - «Нужно поработать» Менее «5» - нужно повторить материал
Анкета
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Анкета
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Анкета
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Анкета
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Анкета
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Анкета
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Домашнее задание :ПАРАГРАФ20,1.выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения . 2.Упр.208 на стр.80
Домашнее задание :ПАРАГРАФ20,1.выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения . 2.Упр.208 на стр.80
Домашнее задание :ПАРАГРАФ20,1.выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения . 2.Упр.208 на стр.80
Домашнее задание :ПАРАГРАФ20,1.выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения . 2.Упр.208 на стр.80
Домашнее задание :ПАРАГРАФ20,1.выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения . 2.Упр.208 на стр.80
Домашнее задание :ПАРАГРАФ20,1.выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения . 2.Упр.208 на стр.80
Домашнее задание :
ПАРАГРАФ20,1.выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения . 2.Упр.208 на стр.80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"
Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...
Тест по русскому языку по теме "Согласованные и несогласованные определения в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" 8 класс
Данный тест можно использовать на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы "Согласованные и несогласованные определения". Я проводила интегрированный урок русского языка и литературы по теме ...
«Культуроведческий подход при изучении синтаксиса на примере темы «Согласованные и несогласованные определения». 8 класс
Данный урок формирует представление о языке как едином разнообразном процессе, средстве общения и отражения окружающего мира, носителе культуры нации ,в том числе и особенностей культуры, ...
Согласованные и несогласованные определения.
Урок русского языка в 8 классе. Тема:"Согласованные и несогласованные определения"...
конспект урока по русскому языку в 8 классе "Согласованные и несогласованные определения"
Конспект открытого урока...
Тестовая работа по теме "Согласованное и несогласованное определение.Приложение"
проверочная работа...
Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 классе Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений
Открытый урок на кафедре гуманитарных дисциплин...