«Нам нужна одна Победа!» (Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»).
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Нам нужна одна Победа!»
(Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»).
Класс: 5.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, работа в парах, самостоятельная работа.
Цель урока: обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.
Задачи:
- обучающие
- обобщить и систематизировать знания по теме «Однородные члены предложения»;
- совершенствовать различные виды самостоятельной работы.
- развивающие
- развивать положительную мотивацию к изучению русского языка;
- развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- воспитательные
- воспитание любви к родному языку.
- воспитание внимательности, умения работать коллективно.
- воспитание уважения к истории и памяти народа.
- воспитание на примере языкового материала чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.
2. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
3. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.
Метапредметные:
- Умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи.
- Умение самостоятельно определять тему и цель своей работы.
- Умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
- Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
- Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мульмедиапроектор, музыкальные файлы с песнями Марка Бернеса «Журавли»и Льва Лещенко «День Победы».
На доске эпиграф:
Поёт на улице народ,
Шумит, ведёт беседы.
Так вот он — час, и день, и год
Свершившейся победы!
Самуил Маршак (слайд 2)
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Добрый день, дорогие ребята. Рада вас приветствовать. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня у нас будет необычный урок.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Обратите внимание на эпиграф. Почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?
(Потому что 9 Мая 2020 года наша страна будет отмечать 75-летие Победы.)
- Да. Наш сегодняшний урок мы посвятим этой великой дате и назовем его «Нам нужна одна Победа!». (слайд 3) Пожелаем себе удачи!
- Скажите, чем осложнено предложение в эпиграфе?
(Однородными членами предложения – сказуемыми и подлежащими).
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
(Однородным членам предложения). (слайд 4)
Обобщение учителя.
- Действительно, сегодня на уроке мы
1) Вспомним, что такое однородные члены предложения.
2) Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами предложения.
3) Узнаем, с какой целью используют в предложениях обобщающие слова при однородных членах предложения.
4) Будем учиться грамотно использовать в своей речи предложения с однородными членами предложения.
А главное, при этом будем использовать предложения и тексты о Великой Победе.
- Работаем на уроке с оценочными листами, отмечая свое участие в ходе урока.
3. Актуализация знаний.
а) Орфографическая разминка. (слайд 5)
Орфографический диктант.
Великая Отечественная война, солдат, ветеран, сражение, Курская дуга, Смоленск, Москва, город-Герой, дивизия, командир, капитан, генерал, лейтенант, госпиталь, Сталинградская битва, Победа, партизаны.
Подберите слово к данным словам, которое будет объединять все эти слова, запишите его, расставьте знаки препинания. (слайд 6)
(Великая Отечественная война, солдат, ветеран, сражение, Курская дуга, Смоленск, Москва, город-Герой, дивизия, командир, капитан, генерал, лейтенант, госпиталь, Сталинградская битва, Победа, партизаны – слова, относящиеся к Великой Победе).
б) Повторение теории. (слайд 7)
- Какие члены предложения называются однородными?
(Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения и выражаются словами одной и той же части речи).
- Какие члены предложения могут быть однородными?
(Как главные, так и второстепенные).
- Как соединяются между собой однородные члены предложения?
(С помощью сочинительных союзов).
4. Обобщение и систематизация знаний
а) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, соотнесите их со схемами.
1) [ О, О, О, О ]. (слайд 8)
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [О, О, О - О ]
6) [О: О, О, О].
7) [ Или О, .или О ].
8) [ О и О, О и О].
1. Смоленщина и Гжатский район стали ареной самых яростных и кровавых событий первого этапа Великой Отечественной.
2. Подступы к городу заминировали опутали проволочными заграждениями.
3. Была создана густая сеть фортификационных сооружений блиндажи ходы сообщения укрытия для бронемашин и орудий.
4. Великая Отечественная война была суровым испытанием и для Вооруженных сил и для системы стратегического руководства ими.
5. Долгих четыре года мы шли к долгожданной Победе, которую ковали все и дети и женщины и мужчины.
6. Смоленск и Тула Киев и Воронеж своей прошедшей славою горды.
(1. Смоленщина и Гжатский район стали ареной самых яростных и кровавых событий первого этапа Великой Отечественной. - 2
2. Подступы к городу заминировали, опутали проволочными заграждениями. - 1
3. Была создана густая сеть фортификационных сооружений: блиндажи, ходы сообщении, укрытия для бронемашин и орудий. - 6
4. Великая Отечественная война была суровым испытанием и для Вооруженных сил, и для системы стратегического руководства ими. - 4
5. Долгих четыре года мы все шли к долгожданной Победе: и дети и женщины и мужчины. - 6
6. Смоленск и Тула, Киев и Воронеж своей прошедшей славою горды. – 8).
- На некоторые схемы нет предложений. Составьте сами предложения по этим схемам о Победе. (слайды 9-11)
(3) [О, а О].
В 1942 году Гжатск напоминал больше не провинциальный городок, а неприступную крепость.
(5) [О, О, О - О].
Блиндажи, ходы, укрытия для бронемашин и орудий – все эти сооружения составляли густую сеть укрепительных сооружений вокруг города.
(7)[Или О, или О].
6 марта 1943 года Гжатск был освобождён, он был похож или на руины, или на пепелища.
б) Выпишите предложения с однородными членами и укажите, какими они являются членами предложения. (слайд 12)
Уходят в глубь истории года
Со славою военной, как солдаты.
Но остаются с нами даты
И вечные герои-города.
Москва и Ленинград,
Керчь, Новороссийск,
Киев, Волгоград,
Севастополь, Минск,
Одесса, Тула, Брест,
Мурманск и Смоленск,
Герои-города!
Мы отдаём Вам честь всегда! Всегда!
(Но остаются с нами даты и вечные герои-города.
Москва и Ленинград, Керчь, Новороссийск, Киев, Волгоград, Севастополь, Минск,
Одесса, Тула, Брест, Мурманск и Смоленск, Герои-города!)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
а) Синтаксический разбор предложения. Составление схемы.
Великая Отечественная война задела каждую семью печалью и горем. (слайд 13)
(Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, простое, распространённое, осложнено однородными дополнениями. [О: О, О, О - О и О ].)
б) Работа в парах. Сколько рядов однородных членов в этих предложениях? Каких?
Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточенных сражений, местами массового героизма людей. (2 подлежащие, дополнения) (слайд 14)
Героизм и мужество защитников города-героя Ленинграда вошли в историю, показали величие духа нашего народа. (2 подлежащие, сказуемые) (слайд 15)
в) Исправьте ошибки в данном предложении. Запишите в исправленном виде.
- Во время войны народ надеялся и верил в победу. (слайд 16)
(Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё. (слайд 17)
Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им.)
г) Работа с текстом. Проверка домашнего задания.
- Дома вы писали сочинение «Война в истории моей семьи». Сейчас один из вас прочитает свою работу, а остальные должны найти однородные члены и записать их. Подчеркните их как члены предложения.
(слайд 18 )И пусть не думают,
Что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят…
Н. Майоров
Война – самое страшное, что может случиться в человеческой судьбе. Ужас на лицах женщин, детей, стариков. Грохот орудий. Свист пуль. Грязь, ненависть и смерть. Это и есть война. 22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, напала на СССР. Кровью и слезами была омыта наша земля. Немцы планировали молниеносную войну, но благодаря спокойствию и мужеству нашего народа эта стратегия рухнула. Нашей Родине удалось выстоять и победить.
Война не обошла стороной и мою семью. Мой прадедушка Земцев Егор, родившийся 27 июня 1910 года в селе Сурково Курской области, был призван на военную переподготовку в мае месяце 1941 года в Прибалтийский военный округ. Известно, что он при штабе возил большого начальника. Последние сведения о нём датируются 1943 годом. Весной того же года пришла весть о том, что он погиб.
Второй мой прадедушка Иванов Василий, 1909 года рождения, по состоянию здоровья работал в тылу на Томском шинном заводе, изготавливал шины для автомобилей Красной Армии…
Выросло не одно поколение. Изменилось многое в нашей стране. Но мы продолжаем говорить огромное спасибо нашим прадедушкам и прабабушкам, всем тем, кто подарил нам светлое, счастливое, мирное детство!!!
(Женщин, детей, стариков. - дополнение
Грязь, ненависть, смерть. - подлежащее
Кровью и слезами. - дополнение
Спокойствию и мужеству. - дополнение
Выстоять и победить. - сказуемое
Прадедушкам и прабабушкам. - дополнение
Светлое, счастливое, мирное. - определение).
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Тест.
1. Выберите правильный ответ: (слайд 19)
Однородными членами предложения могут являться:
а) только главные члены предложения
б) только второстепенные члены предложения
в) главные и второстепенные члены предложения
2. Как называется слово, общее для всех однородных по значению? (слайд 20)
а) обобщающее
б) основное
в) значимое
3. Какой знак препинания ставится после такого слова? (слайд 21)
а) запятая
б) тире
в) двоеточие
4. Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая? (слайд 22)
1) а 2) но 3) и
5. В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая? (слайд 23)
1) Если однородные члены связаны союзами а, но;
2) Если однородные члены связаны союзом и.
6. Спишите, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены предложения. (слайд 24)
Сколько маленький Коля помнил себя в в…йну, он всегда был г…лодным. Он никак не мог привыкнуть приладиться к гол…ду, и его ввалившиеся гл…за с…рдито поблескивали, постоянно искали добычу. Ч…рноволосый нестриженый взъ…рошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого в…лчонка. Он т…нул в рот все щавель вяжущие яг…ды ч…ремухи какие-то корни дикие л…сные ябл…ки. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать доб…вляла в муку веники от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный м…льчонка съедал мгновенно.
(1в, 2а, 3в, 4-1,2, 5-2
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все: щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно.)
7. Выставление оценок.
- Сегодня на уроке все работали очень хорошо, активно. Оценки получают….
Листки учета знаний вложите в тетради. Я проверю ваши работы и выставлю итоговую оценку.
8. Итог урока. (слайд 25)
- Чему научились?
- Какой вид работы показался вам наиболее интересным?
- Какую полезную информацию для себя вынесете с урока?
- На каком этапе работы испытывали трудности?
- Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое однородные члены предложения, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами предложения, узнали, с какой целью используют в предложениях обобщающие слова при однородных членах предложения, учились грамотно использовать в своей речи предложения с однородными членами предложения.
- (слайд 26)А главное, мы поговорили о Великой Победе. Долгих 1418 дней и ночей советские люди шли к этой Победе. Дорога была страшная из голода и холода. Об этом нельзя никогда забывать! Поэтому 9 Мая 2020 года мы с гордостью будем праздновать Юбилейную 75-тую Победу!!!
- Пусть радость повсюду гремит не смолкая:
Праздником мира войдёт в календарь
Праздник Победы — Девятое мая! (слайд 27)
- Минутой молчания отдадим дань героям войны. Звуки метронома (слайд 28)
- А сейчас мы все вместе споём самую главную песню этого всенародного праздника «День Победы». (звучит песня «День Победы», дети тоже поют). (слайд 29)
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы, прошагали, пол-Земли, -
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
7. Рефлексия. (слайд 30)
- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо журавлей – священных птиц, символ здоровья, долголетия, счастья и чистоты. Из конвертов выберете журавля того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.
Белый журавль - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. - Я не допустил ни одной ошибки.
Голубой журавль - Старался, но ошибался 1-3 раза.
Серый журавль - Вы считаете, что было трудно на уроке. Я ошибался более 3 раз.
Жёлтый журавль - Я не понял материал.
Дети по рядам прикрепляют журавлей на экран. Звучит песня Марка Бернеса «Журавли». (слайд 31)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей (слайд 32)
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...
9. Домашнее задание. (слайд 33)
Написать сочинение-миниатюру «Спасибо деду за Победу!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"
Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....
Урок по теме "Однородные члены предложения". 8 класс.
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)Город: МагнитогорскОУ № 31Учитель: Юсупова Светлана СергеевнаКласс: 8Тема учебного занятия: Однородные член...
Разработка урока по теме "Однородные члены предложения" 5 класс (в соответствии с ФГОС)
Урок разработан по учебнику А.Д.Шмелева...
Урок по теме: "Однородные члены предложения"
1) сформировать пунктуационную грамотность; развивать навык правильной постановки знаков препинания при однородных членах предложения; 2) повторить и закрепить знания учащихся о слово...
Урок на тему "Однородные члены предложения" 8 класс в ТДМ
Технологическая карта урока по теме "Однородные члены предложения" 8 класс. Тип урока - открытие нового знания. Расписаны универсальные учебные действия учащихся в соответствии с ФГОС....
Урок русского языка в 8 классе "Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения"
Урок проводился по учебно-методическому комплексу под редакцией Л.З.Шакировой. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строилось на задани...
«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»
laquo;Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них.Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»...