Урок-презентация для 5 класса "Имя прилагательное как часть речи".
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя прилагательное как часть речи" разработан по УМК Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова ,Л.А. Тростенцовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc | 79 КБ |
imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi_prezentatsiya.pptx | 260.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Русский язык, 5а класс | ||||
УМК, автор программы | Русский язык, 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. | ||||
Учитель | Шилова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития». | ||||
Тема урока, № урока в рабочей программе | "Имя прилагательное как часть речи" | ||||
Цель урока | сформировать понятие об имени прилагательном как части речи | ||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | ||
развить умение формулировать определение понятий; научиться находить имена прилагательные в тексте; научиться согласовывать имена прилагательные с именами существительными в составе словосочетаний. научиться правильно определять грамматические признаки имен прилагательных в тексте сформировать умение использовать имена прилагательные в речи; обогатить словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения учащихся. | развить у учащихся умение правильно формулировать и доказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать; развить умение применять новые знания на практике; развить творческие, речевые способности учащихся; развить умение опираться на свой жизненный опыт; развить умение формулировать проблему; развить умение групповой и парной работы. | воспитывать интерес и уважение к родному языку; создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; Развить умение работать в группе и по парам. | |||
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |||
Усвоить понятие «имя прилагательное»,уметь определять его признаки, синтаксическую роль. | владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; формировать навыки работы в паре, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения,уметь ее обосновывать (в том числе опираясь на свой жизненный опыт),уметь слушать других. | ||||
Методическое обоснование урока | Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой[1]), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. | ||||
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (проектор, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | ||
Учебник пар.101, стр. 81-86 | Презентация «Имя прилагательное» | Мультимедийный компьютер, проектор, экран |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Создание проблемной ситуации | Создать проблемную ситуацию. В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. | Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а возможно даже и новых открытий. В начале нашего сегодняшнего урока,я хотела бы рассказать вам об одном интересном факте. В русском языке,есть часть речи,которая находится на третьем месте по количеству употребляемых слов после существительного и глагола. И это не случайность,ведь что бы мы с вами не делали,мы стремимся не только назвать сам предмет,но и дать о нем какое-либо представление собеседнику.Как вы считаете, о чем идет речи? (о имени прилагательном) Да,действительно,ребята,речь идет о именах прилагательных.И сегодня на уроке мы будем вести речь именно о них. Верно, это имена прилагательные. Перед вами два варианта текста. Вам необходимо будет выполнить задания к данным текстам (Слайд1) Прочитайте. Сравните тексты. Найдите в них отличия? Где содержится более точное описание окружающей природы?Какая из двух картин описания представляется более детальной?Объясните почему? Потемнело. Молния судорожно передёрнула небо, и я увидел над Окой тот вал, что всегда медленно катится впереди грозы. Потом еще потемнело, и так сильно, что ногти у меня на руках сильно выделялись, как это бывает ночью. Потемнело. Внезапная молния судорожно передёрнула небо, и я увидел над Окой тот дымный облачный вал, что всегда медленно катится впереди сильной грозы. Потом еще потемнело, и так сильно, что ногти у меня на загорелых руках показались ослепительно-белыми, как это бывает ночью. | Перед учениками ставится проблемная ситуация и они постепенно находят способ ее решить. Понимают, что речь пойдет о прилагательных. Работа с карточками. Читают и сравнивают два текста. Делают вывод.Аргументируют свою точку зрения. |
2. Формулирование проблемы | Постановка учебной задачи Постановка учебной цели урока | Совершенно верно, во втором тексте описание окружающей среды развернутое , дает нам возможность детально представить происходящее. Назовите слова,которые дают возможность это сделать? Как вы думаете к какой части речи относятся эти слова и для чего они служат? Я согласна с вами, это имена прилагательные, которые нужны для того, чтобы сделать нашу речь красочнее и выразительнее. Откройте свои тетради ,запишите число и тему урока: «Имя прилагательное как часть речи». | Второй текст более объемный, так как в нем есть имена прилагательные, которые делают текст более выразительным. Также во втором тексте описание состояния окружающей среды представляется более развернутым, детальным. Записывают в тетради тему урока «Имя прилагательное как часть речи» |
3. Выдвижение версии решения проблемы | Учащиеся выдвигают различные версии для решения проблемной ситуации | Хотели бы вы с легкостью и без затруднений находить имена прилагательные в тексте? Как вы думаете, что для этого нужно? Правильно, нужно знать признаки данной части речи, тогда вам не составит труда отыскать все прилагательные в тексте. | Ученики отвечают, что хотели бы с легкостью находить прилагательные в тексте и научиться не путать их с другими синонимичными частями речи . Предлагают решение проблемы: как же отыскать прилагательные. Для того, чтобы отыскать имя прилагательное в тексте и уметь отличить его от других частей речи, нужно знать все признаки имен прилагательных. |
4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности. | Решение проблемной ситуации при помощи диалога | Давайте с вами вспомним,что же обозначают имена прилагательные? Совершенно верно: признак предмета (проецируется на слайде). Скажите, можете ли вы описать внешность своего товарища по парте, не используя при этом прилагательных? Конечно же нет. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Представьте на минутку, что у вас есть друг, который живет от вас очень далеко, в другом конце страны. Вам нужно записать ему письмо, в котором вы должны как можно более детально описать его внешность (похвалить его): глаза, нос, губы, волосы - использую прилагательные. Объем 5 предложений. Записать их в тетрадь.. Потом мы их прослушаем и обсудим какие моменты были более удачными,а какие нет. Кто готов? Молодцы, ребята, вы проделали замечательную и интересную работу. | Отвечают на вопрос: Имя прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета. Отвечает на вопрос: какой? чей? Внешность своего товарища по парте невозможно описать, не пользуясь при этом именами прилагательные. Составляют описание товарища, записывают в тетрадь,затем по желанию зачитывают вслух и обсуждают удачные и неудавшиеся моменты |
5. Поиск решения (открытие нового знания) | Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. | Исходя из своих наблюдений, скажите, имя прилагательное - это изменяемая часть речи? (Да, имя прилагательное - изменяемая часть речи). Можем ли мы это доказать? (Для того, чтобы доказать, что имя прилагательное изменяемая часть речи, ее необходимо включить в состав словосочетания и просклонять) Давайте просклоняем по падежам словосочетание прекрасное утро Какой вывод мы можем сделать? (имена прилагательные изменяются по падежам). Да,действительно, имена прилагательные изменяются по падежам
Можем ли мы подобрать к прилагательному другое определяемое слово? Приведите примеры (прекрасный день,прекрасная погода) Что изменилось? Вы правы, изменился род. Значит, мы можем сделать вывод, что имя прилагательное изменяется ещё и по родам. А может ли прилагательное изменяться про числам? ( Да,может). А можете привести пример? ( дождливые дни,прекрасные времена,красивые закаты...). Исходя из этого,к какому выводу мы можем с вами прийти? ( имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде,числе,падеже). Да,действительно,ребята. Имена прилагательные имеют форму рода,числа,падежа. Знаете ли вы, каким членом предложения является имя прилагательное? Верно, определением. А только ли определением, является имя прилагательное? В предложении прилагательное также может быть и сказуемым. Это темы наших последующих уроков. Молодцы, вы сами доказали все признаки имен прилагательных. Физминутка (проводит ученик): Раз - подняться, потянуться, | Ученики склоняют словосочетание: И. прекрасное утро Р.прекрасного утра Д.прекрасному утру В.прекрасное утро Т. прекрасным утром П. о прекрасном утре Дождливый день,прекрасное время,красивый закат можно поставить во множественное число: дождливые дни прекрасные времена красивые закаты Также к прилагательному дождливый можно подобрать другие определяемые слова, например, дождливая погода. Физминутка |
6. Выражение решения. | Обобщают, делают вывод по проблеме. | Чтобы привести в систему и запомнить признаки имени прилагательного составим кластер (опорную таблицу) «Имя прилагательное» Итак (схема последовательно появляется на экране): 1. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? 2. Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. 3. В предложении имя прилагательное является определением или сказуемым. | Ученики самостоятельно составляют кластер, тем самым делая вывод по предложенной теме «Имя прилагательное». Записывают в тетрадь, сверяя с тем кластером, что появляется на экране, дополняют свой. |
7. Применение нового знания | Создание условий для применения полученных знаний | Молодцы! Теперь давайте разделимся по парам для выполнения следующего задания. У вас на парте лежат карточки с текстом, но там пропущены имена прилагательные. Восстановите его. Текст какой команды получится более выразительным, та команда претендует на отличную оценку. (Групповая работа. Раздается текст, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные) ... муравей жил в старом пне. ... пень развивался. Был уже конец лета. Задумал муравей строить ... дом.Всё утро ... труженик бегал по ... тропинкам. Вот он спустился в ... яму и выполз с ... крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили дом.Возле ... берёзы выбрал место для жилья ... Муравей. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на берёзу. С каждым встречным муравьём он остановливался. Теперь все ... муравьи побежали к яме с крупинками. К зиме будет ... муравейник. Следующее задание будет выполнить не так просто и потребует вашей смекалки. На экране даны два столбика слов. Составьте из них словосочетания.Дополнить каждый ряд двумя собственными примерами. Веселый юноша Тихий вода Ловкий айсберг Весенний ливень Пасмурный день Огромный заяц Составьте с любым словосочетанием предложение. Кто готов прочитать? Молодец! Следующее задание индивидуальное. Посмотрите в карточки. Попробуйте продолжить ряды прилагательных Цвет: сизый,... Вкус: сладкий,... Размер: гигантский,... Температура: теплый,... Качество характера: отзывчивый,... Кто готов прочитать нам свои ряды? У кого вызвало затруднение наше задание? | Ученики работают в группе. 1. Работа по карточкам, дополняют текст своими прилагательными 2. Составляют словосочетания 3. Дополняют ряды имен прилагательных 4.Прочитывают получившиеся варианты. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Рефлексия учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Прослушайте стихотворение и посчитайте сколько в нем «зеленых» прилагательных. Если б все на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, на зеленой спать перине Под зеленым одеялом? И зеленою водою на рассвете умываться, И зеленым-презеленым Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелеными домами Ярко солнце зеленеет. Видеть мир привыкли люди Белым. Желтым. Синим. Красным. Пусть же все на свете будет Удивительным и разным. (5) Ребята, давайте вспомним, о какой части речи мы сегодня говорили? Что обозначает имя прилагательное?Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные? Какие признаки имен прилагательных вы знали? О каких вы узнали на сегодняшнем уроке | Ученики на слух определяют в стихотворении имена прилагательные и отвечают на вопросы. |
9. Информация о домашнем задании | Даются разноуровневые задания | -Выполните задание на выбор: 570 или 572. Выучить параграф 101 Составить текст ( 7-10 предложений) «Что нового я для себя узнал о именах прилагательных на прошлом уроке?» | Записывают информацию о домашнем задании |
[1] Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя.- М., 2013. 138 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравните тексты. Найдите в них отличия? Где содержится более точное описание окружающей природы?Какая из двух картин описания представляется более детальной?Объясните почему? Потемнело. Молния судорожно передёрнула небо, и я увидел над Окой тот вал, что всегда медленно катится впереди грозы. Потом еще потемнело, и так сильно, что ногти у меня на руках сильно выделялись, как это бывает ночью. Потемнело. Внезапная молния судорожно передёрнула небо, и я увидел над Окой тот дымный облачный вал, что всегда медленно катится впереди сильной грозы. Потом еще потемнело, и так сильно, что ногти у меня на загорелых руках показались ослепительно-белыми, как это бывает ночью.
Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? который?чей ?
Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся темными ночами). Начальная форма имен прилагательных - именительный падеж в единственном числе мужского рода.
И. прекрасное утро Р.прекрасного утра Д.прекрасному утру В.прекрасное утро Т. прекрасным утром П. о прекрасном утре
В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого
Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Его походка 6ыла небрежна и ленива .
1. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? 2. Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. 3. В предложении имя прилагательное является определением или сказуемым.
... муравей жил в старом пне. ... пень развивался. Был уже конец лета. Задумал муравей строить ... дом. Всё утро ... труженик бегал по ... тропинкам. Вот он спустился в ... яму и выполз с ... крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили дом. Возле ... берёзы выбрал место для жилья ... Муравей. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на берёзу. С каждым встречным муравьём он остановливался . Теперь все ... муравьи побежали к яме с крупинками. К зиме будет ... муравейник.
Составьте словосочетания. Дополните каждый ряд двумя собственными примерами. Составьте с любым словосочетанием предложение. Тихий Ловкий Веселый Весенний Пасмурный Огромный Юноша Вода Айсберг Л ивень День З аяц
Продолжите ряд Цвет: сизый,... Вкус: сладкий,... Размер: гигантский,... Температура: теплый,... Качество характера: отзывчивый,...
Прослушайте стихотворение и посчитайте сколько в нем «зеленых» прилагательных. Если б все на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, на зеленой спать перине Под зеленым одеялом? И зеленою водою на рассвете умываться, И зеленым-презеленым Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелеными домами Ярко солнце зеленеет. Видеть мир привыкли люди Белым. Желтым. Синим. Красным. Пусть же все на свете будет Удивительным и разным.
Домашнее задание Выполните задание на выбор: упр 570 или 572. Выучить параграф 101 Составить текст ( 7-10 предложений) «Что нового я для себя узнал о именах прилагательных на прошлом уроке?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...