Открытое занятие по теме "Односоставные предложения" 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Пензева Галина Николаевна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык 8

Тема урока: Основные группы односоставных предложений и их особенности.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: Дать понятие о структурных особенностях односоставных предложений и сформировать умения различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений и опознавать их в тексте.

Деятельностная цель: : формирование у учащихся коммуникативных навыков и способностей к систематизации знаний об односоставных предложениях.

Содержательная цель: достичь целостного представления о предложении.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Стадия вызова.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Дано 5 предложений.

1.На улице падает первый снег.

2.Люблю классическую музыку.

3.По радио объявили о посадке самолёта.

4.Мне не спится.

5.Какая ночь!

Внимательно рассмотрите эти предложения. Обратите внимание на их грамматическую основу. Подумайте, как их можно разделить на две группы?

По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения - состав основ предложения).

Что мы уже знаем? Двусоставные предложения. Чем выражены главные члены в этом предложении? (подлежащее выражено существительным мужского рода 2 склонения, сказуемое - глаголом настоящего времени). В двусоставном предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов- подлежащего и сказуемого. Оба они необходимы для понимания смысла предложения.

Чего мы ещё не знаем? (односоставные предложения)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Односоставные предложения.

В них грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого)

А каковы цели нашего урока?

1. Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

2. Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.

3. Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.)

А зачем нам нужны эти знания? (На ЕГЭ знания об односоставных предложениях необходимы. Пригодится в жизни. Это умение формулировать мысли ясно, чётко, коротко.)

На презентацию выводится схема односоставных предложений

Вот по какому маршруту мы сегодня с вами пойдём.

Учащиеся определяют цель урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения.

Стадия осмысления.

Перед вами односоставные предложения, они разные. Их тоже можно поделить на две основные группы по форме главного члена. Подумайте. Какие? (Каждая группа имеет карточки с предложениями)

(Разделение зависит от того, чем выражен главный член предложения).

Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

Составление алгоритма определения односоставного предложения(стр86, 90)

  1. Зачем?
  2. Как?
  3. Что делали?

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

физминутка.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

А) Выборочный диктант.

Учитель: Итак, теперь я буду читать вам предложения, а вы на слух выписываете в тетрадь через точку с запятой только грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены. (подлежащее или сказуемое) 

  1. Вижу горы и долины.
  2. Кому-то принесли от мастера ларец.
  3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
  4. Одной рукой и узла не развяжешь.
  5. К вечеру похолодало.
  6. Летнее утро.
  7. Рассвет.

Проверка. (устно)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

 Индивидуальная работа.

Учитель: Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ. Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится. Время у вас ограничено. 5 минут.

Вариант 1.

Выпишите односоставные предложения:

  1. На перевале караван задержался.
  2. Тянуло вечерней прохладой.
  3. Присаживаемся к костру.
  4. Густой туман. Изморось.
  5. Дождь гонит с гор ветер.
  6. С утра морозит.
  7. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
  8. К вечеру похолодало.
  9. Снежинки медленно падали на сырую землю.

(на доске)

Вариант 2.

Распространите односоставные предложения.

  1. Тишина.
  2. Вечереет.
  3. Не укроешься.
  4. Сижу и читаю.
  5. Дружба.
  6. Лес.
  7. Похолодало.

(на доске)

Вариант 3.

Творческая работа.

Написать сочинение-миниатюру «Осень».

Проверка.

  • Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.
  • Второе задание выполняется на доске.
  • Третье задание пишется в тетрадях и сразу зачитывается.

Все оценки выставляются по ходу выполнения всех работ.

Тайна и секрет который увидеть может наблюдательный человек.Что хотите нарисовать словами.Какие чувства хотите вызвать у читателя.

Проверь себя: Выпишите односоставные предложения:

  1. На перевале караван задержался.
  2. Тянуло вечерней прохладой.
  3. Присаживаемся к костру.
  4. Густой туман. Изморось.
  5. Дождь гонит с гор ветер.
  6. С утра морозит.
  7. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
  8. К вечеру похолодало.
  9. Снежинки медленно падали на сырую землю.

Курсивом (а в презентации  зелёным цветом) высвечиваются односоставные предложения.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о задании на самоподготовку

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания.

•§ 21

•1. Записать 5 пословиц.

2. Найти в произведениях М.Ю. Лермонтова 5 примеров односоставных предложений и записать.

3. Сочинение-миниатюра "Парк зимой

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и сверстниками в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то ….

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то...

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то …..

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

Конспект занятия: «Решение генетических задач»  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генети...

Открытое занятие по математике.10 класс. Элективный курс. Решение квадратных уравнений с параметрами

Сценарий элективного курса. 10 класс. Мультимедийное приложение SMART...

Открытое занятие в 6 «Б» классе по внеурочной деятельности на тему: «Изготовление тюльпана».

Цель: научиться выполнять цветок из гофрированной бумаги.Задачи: - овладеть практическими навыками изготовления цветка, - расширить представлений о весенних цветах; - закрепить знания п...

Конспект открытого занятия "My hobbies" 5 класс

Урок по теме «Hobbies» является 19 в разделе «Hobbies. Любимые занятия». Нетрадиционный, комбинированный урок обобщающего повторения направлен на активизацию и обобщение изученного материала....

Открытое занятие для учащихся 4 класса "Птицы - наши друзья"

Занятие направлено на формирование обобщения обобщения представления о зимующих и перелётных птицах...

Открытое занятие для учащихся 3 класса "Хлеб - всему голова"

В ходе занятия познакомить детей с материалом по теме и закрепить их познания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.- В развитие разговора о профессиях познакомить детей с новыми професси...

Открытое занятие по ритмике 2 класс

    Тема: Изучение литовского танца «Ойра-ойра»....