ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е–И
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
урок в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_e_i_5_klass.docx | 48.74 КБ |
cheredovanie_e_i_5_kl.pptx | 136.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе на тему: ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е–И
Цели деятельности учителя | Выяснить совместно с учащимися условие написания букв е и и в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора е–и в корнях с чередованием; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания букв е–и в корнях Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы | Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся; бортовой журнал; учебник |
Основные понятия | Чередование, орфограмма-буква |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы зации совзаимодействия | Формируемые умения | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учеб- | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности. – Эпиграфом к нашему уроку являются слова Алекса́ндра Петро́вича Сумаро́кова (русский поэт, драматург и литературный критик. Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века) Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат, Но скудно вносим мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить. Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть, А правильно писать потребно всем уметь. (Слайд 1) – В чём смысл стихотворения? Какой наказ в нём? – Предположите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока. (Ответы учащихся). -Откройте, пожалуйста, свои бортовые журналы, запишите в них число. Классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее. | Слушают учителя, участвуют | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Устные ответы, обратная связь |
2. Актуализация ствие. Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних | -Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран! СЛАЙД № 1 Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок - Прочитаем пословицы. (Ученики читают). -Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? ( Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться). – Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в бортовой журнал (Ученики списывают). Слова появляются на слайде. Слайд № 2 БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ. -Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? (Чередование звуков Е-И). -Что такое чередование звуков? (Это замена одного звука другим). -(обращаясь к записи на доске) Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов? (Нет). -Почему? (Потому что мы не знаем правила, которое надо применить). | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы, письменные работы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||||
3. Целеполагание и по- строение проекта выхода | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, работа | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием). Цель урока: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием. -Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку. (ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е–И -Запишем ее в пропущенную строчку СЛАЙД № 3 ТЕМА УРОКА: ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е–И | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; выдвигают гипотезы, работают с учебником, осваивают лингвистические термины | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения | Вопросы для уточнения информации |
4. Твор- ческая практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Составление алгоритма | Создание проблемной ситуации. -Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с материалом № 2 в бортовых журналах в парах. Слова какой части речи вы видите в левой колонке? (глаголы). -Определите их вид. (Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?). -Подберите к каждому глаголу видовую пару – глагол из правой колонки. Запишите парами. По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде. СЛАЙД № 4 РАСТЕРЕТЬ – РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ – РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ – ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ – ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ – ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ – РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ -Выделим корни глаголов с чередованием. Слайд № 5 -ТЕР - -ТИР- - БЕР-- БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ-
-Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е- И. . От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё «открытие»? (Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е). Слайд № 6 В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет. Исключение: сочЕтАть, сочЕтАние! Чтение текста-определения с маркировкой по методу insert (инсерт) . – Откроем учебник, стр. , параграф , орфограмма № и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Текст читаем не просто так, а делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял. (Учащиеся в парах читают определение) – Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание «Закончи предложение». СЛАЙД №7 1. Выделяю в слове (корень). 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И). 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 4. Если есть (суффикс А), пишу (И), если нет – (Е) СЛАЙД №8 Алгоритм. | Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, составляют алгоритм действий; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают Регулятивные: контролируют учебные действия, заме- | Устные ответы; выполнение заданий |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Физкультминутка | -Как графически будем выделять орфограмму? СЛАЙД №9 Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение.
Игра «Хлопок». -Я буду диктовать вам слова с чередующимися Е и И в корне. Если в корне И – хлопок, а если Е-два хлопка, поднимая руки. Блестеть протирать отмирающий Блистать умирать вытирать Запереть расстелить выбирать Выберу вычитание расстилать Забирать протереть добираться -Молодцы! Я вижу заряд положительных эмоций. | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | чают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Выполнение упражнений | |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение вторение | Обобщение Выполнение практического задания, составление связных рассказов об изученных нормах. Взаимопроверка. Обобщение полученных на уроке сведений | Задание 5. (слайд № 10)Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы. Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег. Задание 6. (слайд №11) Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Вспомните, из каких произведений А. С. Пушкина взяты эти примеры. На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним. А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит. Прибежал бесенок задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь… Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету. Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает. Конь упирается, дрожит… Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. – Дополните столбики слов своими примерами, используя корни с чередованием, которые не встретились в упражнении. | Выполняют упражнения; работают у доски, пользуясь алгоритмом; коллективно проверяют правильность выполнения работы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, | Вопросы для уточнения информации, письменные работы |
Окончание табл.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок
БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЕШЬ
ТЕМА УРОКА: Правописание корней с чередованием Е – И ЦЕЛЬ УРОКА: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием
РАСТЕРЕТЬ – РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ – РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ – ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ – ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ – ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ – РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
-ТЕР - -ТИР- - БЕР-- БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ-
! В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а , и буква е , если этого суффикса нет. Исключение: сочЕтАть , сочЕтАние !
«Закончи предложение» 1. Выделяю в слове (__________). 2. Вспоминаю (______________________). 3. Проверяю, (_______________________). 4. Если есть (___________), пишу (_), если нет – (_)
Алгоритм 1. Выделяю в слове корень . 2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И . 3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня . 4. Если есть суффикс А , пишу И , если нет – Е .
Как графически будем выделять орфограмму? ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ
Задание 5. Протер Заберу Вымерли Придерется Подстелить Отпер Блестел Сжег
Задание 6. На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним. А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит. Прибежал бесенок задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь… Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету. Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает. Конь упирается, дрожит… Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Задание 7. ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ
Проверка БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ ЗАПИРАТЬ КЛАСС ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
Задание 8. 1) Засыпает роза, вся в р_се бл_стя , наступает вечер спи мое д_тя ! (К. Бальмонт) 2) Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали ! И ум_реть мы обещали… (М. Лермонтов) 3) Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И. Бунин) 4) Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит , ковылем-тр_вой ра_ст_лается . (А. Кольцов) 5) Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М. Прилежаева ) 6) Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б. Белова)
Домашнее задание: № 595, стр. 173 (для уч-ся с?), Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + - Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» с использованием слов с чередующимися корнями - для уч-ся + Всем параграф 52 в теории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание корней с чередованием Е-И
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
Правописание корней с чередованием о -а. Урок в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ
Урок русского языка по теме "Правописание корней с чередованием о -а. Урок в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ...
Правописание корней с чередованием
Презентация схематично излагает орфограмму "Правописание корней с чередованием"...
«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...
Правописание корней с чередованием гласных
Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...