Выявление и развитие способностей учащихся
статья

Тимофеева Наталья Ивановна

Выявление и развитие способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей учащихся

Каждый человек талантлив, но талантлив по – своему. Природа щедро наделила ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Главное, чтобы у него был интерес. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию. «Слово – дело великое!» – говорил Л.Н.Толстой. Чтобы научить детей владеть словом, необходимо использовать эффективные формы работы, которые развивают творческие способности. Учить творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось, необходимо. Ведь потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью и, как считает психолог О. Дьяченко, «...не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности»

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Творческие способности не есть знания, умения и навыки, но они обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостоятельностью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самостоятельности», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Категории  способностей:

  1. Высокие  общие интеллектуальные.
  2. Умственная одаренность  в определенной области наук
  3. Высокие  творческие  (художественные).
  4. Лидерские  (руководящие)
  5. Яркая  познавательная активность,  оригинальность мышления и психического склада. 

Принципы работы:

  • максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • возрастания роли внеурочной деятельности;
  • индивидуализации и дифференциации обучения;
  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Способы выявления и развития способностей учащихся:

Педагогическое наблюдение, анкетирование, диагностическое тестирование, дифференциация индивидуальных работ, разработка и проведение предметных тестов, викторин, творческих мастерских, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям,  спектаклям, анализ портфолио учащихся, беседы с учащимися и их родителями.

Своей целью считаю: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочное время.

Основные задачи:

1. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.                                                                                                              

2. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей учащихся.                    

3. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.

В своей работе применяю педагогические методики:

Метод проектов Л.С. Выготского, метод индивидуального подхода Е.И. Пассова, Г.А. Китайгородской, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманской.

Свои способности дети проявляют в первую очередь на уроке. Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса; правильно  распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль знаний и коррекцию результатов.

Чтобы добиться желаемых результатов на уроке, надо, учитывая индивидуальные особенности учащегося, выявить его способности. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип. Поэтому обучение на уроке должно быть дифференцированным.

То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Поэтому при знакомстве с ребёнком на уроке начинаю выявлять его способности. Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями. Далее  составляю  или подбираю  дифференцированные задания, которые помогают мне выявить способности каждого учащегося. По результатам работ учащихся меняется характер  других разно уровневых заданий. Чтобы разнообразить учебные будни, я  использую различные формы урока:  урок-путешествие, урок-игра, урок-выставка и т.д. При проведении традиционных уроков использую различные приемы. Например,  составление таблиц, опорных схем, составление викторин, подготовка и защита докладов. На уроках литературы часто  использую задания на развитие воображения учеников под рубрикой «Пофантазируем». Например, в 5-ом классе при изучении сказок даю домашнее задание сочинить сказку. При этом дети не только выступают в роли автора сказки, но и оформителя книжки. Своё сочинение они дополняют красивым дизайнерским оформлением. При подготовке к сочинению по комедии Грибоедова «Горе от ума» сначала перед девятиклассниками ставлю вопрос: Чацкий для вас: победитель или побеждённый. Затем на этот вопрос дети развёрнуто будут отвечать в  эссе.  В десятом классе после прочтения романа Гончарова «Обломов» прошу детей написать сочинение: «Письмо Обломову». Творческий человек непременно должен регулярно решать  такого рода задачи и создавать продукты творчества.  Часто после изучения творчества какого-то поэта провожу уроки-концерты, где звучат стихи, иногда песни на слова поэта. На таких уроках дети и участники концерта, и зрители, и жюри. Подводя итог урока, с детьми выясняем, чьё прочтение было лучшее, и за выразительность, мастерское исполнение добавляем баллы. Еще один путь развития воображения — это целенаправленная работа самого школьника. Результат этой работы можно выявить при чтении по ролям, инсценировании эпизодов произведения, пересказа от лица одного из персонажей.

Развивая творческое воображение детей, часто даю в качестве домашнего задания написать какую-то словесную картину на прочитанный эпизод из художественного произведения.

Проектная деятельность является ведущей для развития творческих навыков учащихся на уроке русского языка и литературы и во внеурочное время.

Под творческим проектом понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.   Пример урока - проекта, проведенного мною в 5-ом классе по теме: «Дни недели рассказывают о себе». Класс делится на семь групп в соответствии с количеством дней в неделе, вместе с детьми  определяем  цель исследования: опровергнуть или подтвердить распространенную гипотезу о том, что названия дней недели напрямую связаны с числами.

Ставим задачи исследования:

  • посредством лингвистических методов выяснить, каково происхождение слов, обозначающих дни недели;
  • рассмотреть слова, обозначающие дни недели, не только с этимологической, словообразовательной, исторической точки зрения, но и рассмотреть эти слова в рамках родственных групп славянских языков;
  • сделать выводы;
  • создать продукт (сочинение)

Выясняем методы исследования:

  1. описательный метод;
  2. сравнительно-исторический метод;
  3. сопоставительный метод.

Выдвигаем гипотезу: название дней недели связано не только с их порядковым номером.  Далее начинается основная деятельность учащихся:

Каждая группа готовит объяснение материала об одном дне недели, используя различную литературу. Пишет свою исследовательскую работу, затем, применяя полученные знания, защищает свой проект. Практическим результатом урока станет сочинение «Дни недели рассказывают о себе». Логически размышляя, они легко находят ответ словам: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Чтобы выяснить, почему такое название у слов суббота и воскресенье, им приходится  обратиться за помощью к различным словарям, к Интернету, к родителям  и изложить разные точки зрения на один и тот же вопрос. В итоге они выясняют, что день недели «воскресенье» назван в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия. Глагол «воскресать» имеет древние корни и происходит от старославянского «крѣсати» или «воскрешать» (производное от «кресѣ» — оживление, здоровье). В этот день все отдыхают, набираются сил перед новой предстоящей неделей.

В христианских странах воскресный день считается праздником — днём, когда верующие обычно посещают церковь. В этот день христианам нельзя работать или же работа считается нежелательной. В некоторых консервативных христианских семьях в воскресенье считается грехом работать самому или делать что-либо. Кто-то к историческому материалу добавляет свои размышления по поводу названия дня, рассказывают о своих традициях в семье. Дети с интересом слушают каждую группу.

Подобные задания позволяют приучать учащихся к самостоятельной работе с учебным материалом, а также на его основе создавать творческие работы.

На уроке русского языка в 6 классе дети готовят проект -  презентацию «Путешествие в страну…». Внеклассное мероприятие с презентацией «Путешествие в страну Лингвистику» проводила с детьми в школе №4 г. Сухэ-Батора. Конечно, монгольские дети не всегда понимали смысл каких-то русских  слов, они очень активно и с удовольствием принимали участие, проявляя свои творческие способности.  

Развитию творческих способностей также способствует исследовательская деятельность. При выборе  темы для исследования, сначала провожу анкетирование, какое направление интересно школьнику, чем ему нравится заниматься, какая тема его интересует. В постановке проблемы исследования особое внимание уделяем её актуальности. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий и не даст необходимых педагогических результатов. Два года подряд дети  выступали в краеведческой конференции, принимали участие в конференции «Шаг в будущее». Например, Сахияева Аня, учащиеся 8-го класса, заинтересовалась такой темой, как приметы. Она рассказала, что у них дома бабушка очень верит в них. Вместе с нею мы провели огромную работу.  В  исследовании участвовали учащиеся нашей школы, вся семья Ани, родственники их семьи, жители деревни, где жила её бабушка, девочка из школы г. Сухэ-Батора. Итог совместной работы  - участие Ани в районной конференции «Шаг в будущее» - 1 место, участие в республиканской конференции. Для Ани это были первое публичное выступление, поэтому результатом своей деятельности она осталась довольна.

Театрализованная деятельность тоже выявляет способности детей и является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

«В процессе этого сопереживания – как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

А выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Опираясь на свои детские воспоминания, К.С. Станиславский отмечал, что именно в процессе раннего общения с театрализованной игрой «…у детей вскрываются тайники их творческой силы».

Именно на основе творчества мы имеем возможность обогащать и развивать личность ребёнка.

На протяжении нескольких лет веду кружок «Мини-театр».  Цель этой работы:  выявление путей развития творческих способностей  детей   средствами театрализованной  деятельности.

 Сначала с детьми изучаем теорию. Проводим уроки на разные темы. Например: история театра, актёрское мастерство, речевая гимнастика и т. д. Затем начинаются практические занятия: подготовка к постановке спектакля, к участию  в различных мероприятиях.  

Результативность:

Призовые места на республиканских мероприятиях, посвящённые творчеству Лермонтова, Крылова, призовые места в  школьном и районном конкурсе «Живая классика», проведение открытого урока с элементами инсценирования по рассказу Чехова «Хирургия», по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Участие многих детей в международном проекте «ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ».  На этом мероприятии учащиеся Овчинникова Даша (9класс) и Зимирев Алёша (11класс) разыграли сценку «Евгений Онегин и Татьяна», Медведев Сергей показал актёрское мастерство, прочитав отрывок из поэмы  «Василий Тёркин», а коллектив учащихся из восьми человек сыграли спектакль «А зори здесь тихие».

Результат деятельности заключается в умении  самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения, в творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы, во внеклассных занятиях, в различных мероприятиях.

Литература:

1. Волина В.В. «Занимательное литературоведение». – М.: Просвещение, 1994.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.

3. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание. 1991.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО.  2006.

5.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.

Интернет ресурсы:

1. http://pedsovet.su/ 
2.
http://festival.1september.ru/ 
3.
http://it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...