Статья "Пять радикальных средств от «врождённой неграмотности»
статья по русскому языку (5 класс)
То, что в обычных упражнениях по русскому языку называется «вставить пропущенные буквы», можно назвать «заштопать дырки». Эти дырки в словах дети придумывают сами для соседа по парте. В каком месте текста могут быть дырки? Конечно, в слабом месте. В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании. Каждая дырка – непременно какая – нибудь орфограмма. Ученик выписывает из любой книжки маленький текст. Можно пропустить знаки препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pyat_radikalnyh_sredstv.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пять радикальных средств от «врождённой неграмотности»
Средство первое. Гербарий – корнярий.
«Гербарий» - это маленький блокнотик или полтетрадки. Гербарий – это коллекция растений, а здесь– целых деревьев. Коллекционер обязан следовать особым правилам:
- Все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах, вырастающих на ветках;
- Предпочтительны такие словоформы, когда гласная в корне – безударная;
- В каждом слове, выросшем на дереве, обязательно отметить корень.
Например, ясно, неясный, проясниться, ясновидящий, ясность, выяснить.
С каждым новым деревом список корней на последней странице гербария пополняется.
Например, на дом задано нарисовать очередную пару деревьев, например, с корнями ЕДИН и КАЗ/Ж. На пятиминутной словесной разминке ребята читают свои слова, добавляют к своему дереву из тех, что прозвучали. Можно ограничить круг прочитываемых слов (по частям речи).
Средство второе. Дырявый текст.
То, что в обычных упражнениях по русскому языку называется «вставить пропущенные буквы», можно назвать «заштопать дырки». Эти дырки в словах дети придумывают сами для соседа по парте. В каком месте текста могут быть дырки? Конечно, в слабом месте. В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании. Каждая дырка – непременно какая – нибудь орфограмма. Ученик выписывает из любой книжки маленький текст. Можно пропустить знаки препинания. Уговор таков: во-первых, не больше двух дырок в слове, во-вторых, текст должен быть написан разборчиво, в-третьих, дырки должны быть достаточно вместительны. Книжка, из которой «дырявили» текст, прилагается. (Папа в…шёл в комн…ту скор…ми мал…нькими ша…ками и п…д…шёл к Люб…чке, к…торая п…р…стала играть, увид…в е…о). В данном случае ученик встречается с текстом несколько раз: когда нашёл подходящий кусочек текста, когда проделывал в нём дырки и когда проверял работу соседа по парте).
Средство третье. Таблица умножения словарных слов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов много. Как же всех их запомнить? Если ученик ошибся в слове, его нужно написать на лучах солнышка, под разным углом зрения не менее пяти раз. И чтобы буква, из-за которой слово угодило на солнышко, бросалась бы в глаза своей величиной (например, кАрман). Второе условие: солнышко вывесить на стенку. Неделю слова висят, а ребята их обживают, рассматривают, иллюстрируют, попутно запоминают. Через какое-то время все слова снимаются со стенки. Учитель диктует эти же слова, а ребята записывают в тетрадях, проверяют. Опять же с этими словами ребёнок встречается несколько раз и как тут не запомнить даже самое длинное слово, например, мИстИфИкация. Если ни у кого ошибки не обнаружено, то слово отправляется на «отдых», хотя через месяц может опять оказаться на стенке.
Средство четвёртое. Поднимем орфографические паруса!
Учитель после очередной проверки тетрадей выписывает двадцать слов с детскими ошибками на листочке. Раздаются по штуке на каждого предварительно нарезанные полоски бумаги – «паруса». «Левый борт» - это те, что сидят по левую сторону, «правый» - те, что сидят справа. Учитель начинает диктовать по одному слову левому и правому борту по очереди – всего по десять слов каждому. Слова диктуются очень быстро, переспрашивать и переговариваться нельзя. Слова пишутся в столбик, и парус каждый раз надо сворачивать (загибать бумажку) ровно на одно слово. Дети разворачиват бумажки, открывая по слову. Проверка начинается с последнего. «Левый борт, найдите в своём слове двойную «эс» (непроизносимую букву, корень «плав», ит.д.)». Нашли – обвели в кружок.
Средство пятое. Проработка ошибок и неточностей.
В ученических тетрадках вместо символов (палочка, галочка) на полях появляются разные цифры. Цифра без кружочка соответствует какой-либо орфограмме, цифра в кружочке – пунктограмме. Каждой ошибке соответствует цифра. У каждого ученика есть маленькая рукодельная брошюрка. Например, 54 орфограммы и 16 пункограмм.
Вижу орфограммы | Прорабатываю так |
21. Частица НЕ с глаголом и деепричастием: не был, не раздумывая, ненавидеть (исключение) | Пишу три глагола или деепричастия (смотря в чём ошибся) с частицей НЕ |
22. –тся или -ться в глаголах | Задаю к глаголу нужный вопрос: надо (что сделать?) извиниТЬСЯ; он (что сделает?) извиниТСЯ |
Ученик, увидев цифры, открывает Проработку на нужной цифре и, отыскав на строчке место с ошибкой, прорабатывает её по инструкции, изложенной в правом столбике. Проработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Пятый юбилейный конкурс"
Статья посвящена деятельности РМО преподавателей ДШИ в контексте конкурсного проекта, которому исполнилось ровно 5 лет....
Работа над ошибками как средство преодоленя неграмотности
Практический материал работы над ошибками...
памятка для родителей "Развитие ребёнка с врождёнными аномалиями" Развитие тактильного восприятия у тотально слепых детей.
Незрячие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и д...
Статья "Пять причин выбора редактора Adobe Photoshop для работы с растровой графикой в школе"
Статья содержит обоснование выбора графического редактора Adobe Photoshop для работы в школе при изучении темы «Растровая графика». Приведены пять причин в пользу выбора данного редактора....
Статья "Пятое время года"
Статья про лагерные смены МЭШДОМ...
Открытый урок по биологии 8 класс "Врождённые и приобретённые программы поведения"
Тема урока: «Врожденные и приобретенные программы поведения».Цель: Изучить программы поведения живых организмов и их классификацию. Задачи:А) Образовательные:1) Показать филогенетичес...
Ликвидация неграмотности
Материал содержит текст к презентации, посвященной теме ликвидации неграмотности. Рассказаны об этапах и причинах ликвидации. Материал подойдет как учителю так и учащемуся....