Открытый урок по биологии 8 класс "Врождённые и приобретённые программы поведения"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Буренкова Ольга Николаевна

Тема урока: «Врожденные и приобретенные программы поведения».

Цель: Изучить программы поведения живых организмов и их классификацию.

 

Задачи:

А) Образовательные:

1) Показать филогенетическую обусловленность врожденных  форм поведения, направленных на сохранение вида в целом и приобретённые формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной и социальной среды.

2) Определить механизм врожденной и приобретенной программ поведения, изучить влияние на поведение рефлексов и инстинктов.

Б) Воспитательные:

1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

2)Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость, любознательность.

В) Развивающие:

1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности, культуры труда;

4) Развивать оперативную память.

Оборудование: таблицы, изображающие схемы слюноотделительных рефлексов.

 

Тип урока – комбинированный.

 

Методы – словесно-наглядно-практические.

 

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация изученных знаний (5 минут)
  3. Изучение нового материала (15 минут)

       4. Лабораторная работа «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (15 минут)

       5. Закрепление полученных знаний (3 минуты)

       6. Домашнее задание (1 минута)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Врожденные и приобретенные программы поведения».

Цель: Изучить программы поведения живых организмов и их классификацию.

Задачи:

А) Образовательные:

1) Показать филогенетическую обусловленность врожденных  форм поведения, направленных на сохранение вида в целом и приобретённые формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной и социальной среды. 

2) Определить механизм врожденной и приобретенной программ поведения, изучить влияние на поведение рефлексов и инстинктов.

Б) Воспитательные:

1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

2)Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость, любознательность.

В) Развивающие:

1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности, культуры труда;

4) Развивать оперативную память.

Оборудование: таблицы, изображающие схемы слюноотделительных рефлексов.

Тип урока – комбинированный.

Методы – словесно-наглядно-практические.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация изученных знаний (5 минут)
  3. Изучение нового материала (15 минут)
  4. Лабораторная работа «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (15 минут)
  5. Закрепление полученных знаний (3 минуты)
  6. Домашнее задание (1 минута)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу. Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Ребята, какой из этих способов вам более близок? Почему? Эйнштейн говорил о  загадках природных так и человеческих. С древних времён человек стремился познать тайны своего существования и поведения. Зачем? Может быть, это не нужно? Конечно, нужно. 1) Это интересно 2) Это может принести пользу человеку 3) Это может быть жизненно необходимо человеку. На протяжении нескольких уроков мы изучали с вами высшую нервную деятельность человека. Ребята как вы думаете всё ли мы узнали? Мы не говорили о загадках поведения, а также, что лежит в основе поведения живых организмов. Сегодня на уроке мы продолжим изучение высшей нервной деятельности человека. Давайте определим тему сегодняшнего урока: «Врожденные и приобретенные программы поведения». Как вы считаете какова цель нашего урока? Давайте определим задачи, которые мы должны выполнить в течении урока?

слайд 1

Записи в тетрадь тему урока.

слайд 2,3,4

Актуализация изученных знаний

Для того, чтобы приступить к изучению нового материала – нам необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

  1. Что такое ЦНС?

Совокупность нервных процессов,  происходящих в высших отделах ЦНС.

слайд 5

  1. Кто принимал участие в разработке учения о высшей нервной деятельности среди наших соотечественников?

Сеченов, Павлов и Ухтомский принимали участие в разработке учения о высшей нервной деятельности человека.

слайд 6

  1. В чём заслуга Сеченова?

  • Что Называют Рефлексами?

Это ответная реакция организма на какой-либо раздражитель.

Сеченова доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Открытие центрального торможения принесло Сеченову всемирную известность и призвание. Так же он доказал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижестоящих отделов. Это доказывало многоуровневую организацию работы мозга.

  1. А кто это учение о рефлексах углубил, разрабатывал далее?

  • Виды Рефлексов?

Условные:

  • Приобретаются в течение жизни.
  • Могут изменяться и исчезать при изменении  условий.
  • У каждого организма вырабатываются свои.
  • Приспосабливают организм к меняющимся условиям.

Безусловные: 

  • Имеются с рождения.
  • Не меняются и не исчезают в течение жизни.
  • Приспосабливают организм к постоянным условиям.
  • Одинаковы для всех организмов данного вида

Павлов продолжил исследования Сеченова и установил, что рефлексы могут быть разделены на 2 большие группы: условные и безусловные.

слайд 7

Павлов считал, что выработка условных рефлексов связана с работой коры больших полушарий мозга. по его мнению, условные рефлексы возникают только при сочетании незначительного раздражителя и жизненно важными раздражениями, и эти раздражители становятся сигналами.

  1. Верно. А в чем состоит роль Ухтомского в этом учении?

Открыл доминантный очаг возбуждения мозга, или доминанту, и описал механизм ее действия.

Молодцы, вы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку.

Изучение нового материала

Как вы уже сказали, Павлов разделил все рефлексы на две большие группы – врожденные, или безусловные, и приобретенные, или условные. Врожденные рефлексы присутствуют как у человека, так и у животных. Можно сказать, что они появились в результате эволюции, так как есть рефлексы, присущие одновременно как и животным, так и всем нам. Врождённые рефлексы относят к  врожденной программе поведения человека. Такими формами также являются инстинкты и запечатления. Приобретённые рефлексы  относят к  приобретённой программе поведения человека. Такими формами также являются  условный рефлекс, рассудочная деятельность и динамический стереотип.

Изучать программы поведения человека будем в группах. Каждая группа имеет название, которое соответствует определённой форме поведения. Каждой группе необходимо сделать карту, а затем презентовать её. Когда представитель группы будет презентовать свою форму поведения, состоящую из характеристики и примеров. Примеры в картинках. Помощником будет учебнике параграф 54 (стр.337). Остальные участники групп должны вклеить в тетрадь данную форму поведения. У каждого имеется раздаточный материал. По окончанию урока каждый оценит работу в группе. Вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Не забывайте что вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно и  вас всё получится!

Формы

Отличительные черты

Примеры

Безусловный рефлекс

Врожденные ответы на раздражения, поступающие от внешней и внутренней среды

Глотание, кашель, чихание, поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при ее падении.

 

слайд 8,9

слайд 10

Работа в группах.

Верно. Другой формой врожденного поведения являются инстинкты.

Инстинкт

Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями. Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода и др.

Половые, материнские инстинкты, появление дыхания у новорожденного – расправление легких

И третья форма врожденной программы поведения – это запечатление. Его механизм был открыт австрийским ученым Конрадом Лоренцем, основателем этологии – науки о поведении животных.

Запечатление

Запоминание обстановки, особей своего вида в определенный период своей жизни.

Следование за родителями  у выводковых птиц. Узнавание родных в младенчестве, овладение речью, следование утят за котёнком.

Мы выяснили, какие бывают врожденные программы поведения. А какие же программы поведения приобретаются в течении жизни? Давайте начертим точно такую же таблицу, но назовем ее «Приобретенные формы поведения». И первой формой будет условный рефлекс.

Формы

Отличительные черты

Примеры

Условный рефлекс

Приобретённые в течение жизни реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к воздействиям среды.

Слюноотделение на свет лампочки, который является сигналом к подаче пищи, реакция младенца на бутылочку с молоком, реакция на кличку, дрессура.

Условный рефлекс – это самая простая приобретенная поведенческая программа. Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность.

Рассудочная деятельность

Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями

Обезьяна достаёт высоко подвешенные бананы при помощи ящиков или паки. Ворона сгибает проволоку в попытке достать из ёмкости ведёрко с приманкой.

 

Еще более сложной формой приобретенной поведенческой программы является динамический стереотип.

Динамический стереотип

Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может измениться или исчезнуть

Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей. Могут быть как положительными, так и отрицательными.

Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывание во время работы, курение, навык катания на велосипеде  и др.

Презентация карточек.

Физминутка слайд 11

Групповая работа слайд 12

Закрепление изученных знаний

1. слайд 13

Задание 12 № 17844-ОГЭ

Какие формы поведения человека, а также одноклеточных и многоклеточных животных относят к наследственным?

1) инстинкт

2) условный рефлекс

3) орудийную деятельность

4) динамический стереотип

5) безусловный рефлекс

Пояснение. Врожденным (наследственным) поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить. Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида.

К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты. Таксис — врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных жизненно необходимых условий среды (положительные таксис) или в направлении от неблагоприятных (опасных) для жизни условий (отрицательный таксис).

2. слайд 14

Задание 16 № 1878-ОГЭ

Мать гуляет с ребёнком и вдруг видит, что к ним бежит большая собака. Мать берёт ребёнка на руки. Что является причиной такого поведения матери?

 

1) страх за свою жизнь

2) материнский инстинкт

3) защитный рефлекс

4) особенности воспитания

Пояснение. Материнский инстинкт — собирательное название норм поведения, характеризующихся стремлением особи защитить более слабую особь (особи) от вредного воздействия окружающей среды путём нежной заботы и внимания. Наблюдается как у людей и других млекопитающих, так и у рыб, насекомых и птиц. Зачастую материнским инстинктом называют вид поведения, при котором мать (или же приёмная мать) стремится оберегать, заботиться и воспитать своё чадо.

3. слайд 15

Задание 16 № 977-ОГЭ

Обезьяна с помощью палки достаёт банан. Что позволяет ей решить эту задачу?

 

1) безусловный рефлекс

2) элементарная рассудочная деятельность

3) инстинкт

4) динамический стереотип

Пояснение. Элементарная рассудочная деятельность — способность к решению отдельных поставленных задач (это «способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта»).

4. слайд 16

Задание 16 № 817-ОГЭ

Примером динамического стереотипа служит

 

1) внезапное нахождение ответа при решении математической задачи

2) полёт ночного насекомого на яркий свет фонаря

3) выделение слюны на слово «торт»

4) катание на велосипеде в парке

Пояснение. Под цифрой 4 — катание на велосипеде — динамический стереотип, интеграция условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, достигаемая многократным предъявлением одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. Динамический стереотип — физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей.

Под цифрой 2 — безусловный рефлекс; 3 — условный рефлекс; 1 — абстрактное мышление.

 

5.слайд 17

 Задание 16 № 1137-ОГЭ

К наследственной программе поведения животных относят

 

1) безусловный рефлекс

2) озарение

3) условный рефлекс

4) рассудочную деятельность

Пояснение. Врожденные программы поведения — безусловные рефлексы, инстинкты.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:                слайд 18

     

  1. 1,5
  2. 2
  3. 2
  4. 4
  5. 1

Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным? слайд 19

Безусловные рефлексы, инстинкты и запечатление

Какие формы поведения могут быть отнесены к приобретенным?

слайд 20

Условные рефлексы, рассудочная деятельность и динамические стереотипы

Работа с оценочным листом учащегося в группе.

Рефлексия. слайд 21

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/136f/00072bd6-e4e622ae/640/img38.jpg

Домашнее задание

Домашняя работа(по выбору)

  1. Параграф 54, записи в тетради.
  2. Учебник стр. 344 № 3 «Задание».
  3. Сообщение по одной из программ поведения.
  4. Кроссворд.
  5.  Сообщение по одной из программ поведения.

слайд 22


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом ». Альберт Эйнштейн

Слайд 2

Тема: Врождённые и приобретённые программы поведения.

Слайд 3

Цель урока : Изучить программы поведения живых организмов и их классификацию.

Слайд 4

Задачи урока : Определить механизм врожденной и приобретенной программ поведения, изучить влияние на поведение рефлексов и инстинктов . Показать филогенетическую обусловленность врожденных и приобретённые форм индивидуального поведения. Развить умения обобщать, анализировать .

Слайд 5

ВНД – - совокупность нервных процессов, происходящих в высших отделах ЦНС.

Слайд 6

Сеченов И. М. 1829-1905 г . г . Павлов И. П. 1849-1936 г.г. Ухтомский А. А . 1875-1942 г.г.

Слайд 7

РЕФЛЕКСЫ Условные Безусловные (врожденные) (приобретённые)

Слайд 8

Врожденные формы поведения Безусловный рефлекс Инстинкт Запечатление

Слайд 9

Приобретённые формы поведения Условный рефлекс Рассудочная деятельность Динамический стереотип

Слайд 10

Врождённые формы поведения 1. Безусловный рефлекс 2. Инстинкт 3. Запечатление Приобретённые формы поведения 4. Условный рефлекс 5. Рассудочная деятельность 6. Динамический стереотип

Слайд 13

Задание 12 № 17844 Какие формы по­ве­де­ния человека, а также од­но­кле­точ­ных и мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных от­но­сят к наследственным? 1) инстинкт 2) услов­ный рефлекс 3) ору­дий­ную деятельность 4) ди­на­ми­че­ский стереотип 5) без­услов­ный рефлекс Раздел кодификатора ФИПИ: 5.4 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

Слайд 14

Задание 16 № 1878 Мать гу­ля­ет с ребёнком и вдруг видит, что к ним бежит боль­шая собака. Мать берёт ребёнка на руки. Что яв­ля­ет­ся при­чи­ной та­ко­го по­ве­де­ния матери? 1) страх за свою жизнь 2) ма­те­рин­ский ин­стинкт 3) за­щит­ный рефлекс 4) осо­бен­но­сти воспитания Раздел кодификатора ФИПИ: 5.4 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

Слайд 15

Задание 16 № 977 Обезьяна с помощью палки достаёт банан. Что позволяет ей решить эту задачу? 1) безусловный рефлекс 2) рассудочная деятельность 3) инстинкт 4) динамический стереотип Раздел кодификатора ФИПИ: 4.13 Психология и поведение человека .

Слайд 16

Задание 16 № 817 Примером динамического стереотипа служит 1) внезапное нахождение ответа при решении математической задачи 2) полёт ночного насекомого на яркий свет фонаря 3) выделение слюны на слово «торт» 4) катание на велосипеде в парке Аналоги к заданию № 817 : 4638 Все

Слайд 17

Задание 16 № 1137 К наследственной программе поведения животных относят 1) безусловный рефлекс 2) озарение 3) условный рефлекс 4) рассудочную деятельность Раздел кодификатора ФИПИ: 5.4 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

Слайд 18

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1,5 2 2 4 1

Слайд 19

Врожденные формы поведения Безусловный рефлекс Инстинкт Запечатление

Слайд 20

Приобретённые формы поведения Условный рефлекс Рассудочная деятельность Динамический стереотип

Слайд 22

Домашнее задание. Параграф 54, работа в тетради . На выбор: Учебник стр. 344 № 3 «Задание». Сообщение по одной из программ поведения . Кроссворд по теме урока.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ САМООЦЕНКИ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Ученика- (цы) МОБУ Новобурейской СОШ № 3___________________________________________

ФИ учащегося, класс____________________________________________________

Оцени свою работу в паре. Отметь значком  + , в какой мере ты согласен (а) со следующими утверждениями.

Утверждение

Полностью

согласен(а)

Частично согласен(а)

Не согласен (а)

Затрудняюсь

ответить

Мы всегда приходили к общему мнению

Работать в группе легче, чем одному (одной)

Наша работа в группе была интересной и полезной

Большинство решений было предложено мной

Я активно работал (а) в группе

Помогал (а) группе в выборе правильных решений

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

ЛИСТ САМООЦЕНКИ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Ученика- (цы) МОБУ Новобурейской СОШ № 3___________________________________________

ФИ учащегося, класс____________________________________________________

Оцени свою работу в паре. Отметь значком  + , в какой мере ты согласен (а) со следующими утверждениями.

Утверждение

Полностью

согласен(а)

Частично согласен(а)

Не согласен (а)

Затрудняюсь

ответить

Мы всегда приходили к общему мнению

Работать в группе легче, чем одному (одной)

Наша работа в группе была интересной и полезной

Большинство решений было предложено мной

Я активно работал (а) в группе

Помогал (а) группе в выборе правильных решений

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Врождённая программа поведения-

________________________________________

Название формы

Характеристика

Примеры

Врождённая программа поведения-

________________________________________

Характеристика

Примеры

thanks%20britannica_com.jpg       https://dynamic-cdn.tinystep.in/image/admin-panel-image-ff21f850-1c86-4cd5-96f9-b9411c01707d-1506062099774.jpeg

   https://essentiallydogs.com/wp-content/uploads/2014/09/Food-Kibble-vs-Raw-Meat.jpg   https://a57.foxnews.com/a57.foxnews.com/static.foxnews.com/foxnews.com/content/uploads/2018/12/640/320/1862/1048/iStock-124874137.jpg?ve=1&tl=1?ve=1&tl=1

Врождённая программа поведения-

________________________________________

Название формы

Характеристика

Примеры

Врождённая программа поведения-

________________________________________

Название формы

Характеристика

Примеры

Приобретённая программа поведения-

________________________________________

Название формы

Характеристика

Примеры

Приобретённая программа поведения-

________________________________________

Название формы

Характеристика

Примеры

Приобретённая программа поведения-

________________________________________

Название формы

Характеристика

Примеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

методическая разработка к открытому уроку в 10 классе на тему "Культура поведения" "

ГОУ СОШ № 111210.02.2009г.Открытый урок в 10 классеУчитель: Ткачева Е.А.Тема: Culture of behaviourЦель урока: развитие продуктивных умений говоренияЗадачи урока: развитие устной речизнакомство с матер...

Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»

ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока по дисциплине Обществознание на тему: Социальное поведение

В современных условиях существует необходимость формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей...

Открытый урок «Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом»

Сервировка стола — это подготовка и оформление стола для приёма пищи. Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая прису...