Авторская педагогическая разработка радикальной учебной программы "Эксклюзив"
методическая разработка по теме
Обучение изготовлению украшений и аксесуаров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksklyuziv.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАДИКАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ЭКСКЛЮЗИВ»
(обучение изготовлению украшений и аксесуаров)
Авторы программы:
Лютова Людмила Степановна,
Кочергина Оксана Геннадьевна,
Береза Татьяна Геннадьевна,
педагоги дополнительного образования
муниципального образовательного
учреждения дополнительного
образования детей «Центр творческого
развития и гуманитарного образования
«Радуга»
г.Тайшет – 2007 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу данной учебной программы художественной мастерской «Эксклюзив» положены следующие педагогические идеи:
- Идея разновозрастного обучения. Объединение детей разного возраста в одно творческое объединение обеспечивает более эффективное усвоение учебной программы и реализацию творческих проектов.
- идея интеграции. Необходимость разработки такой учебной программы для обучения детей разного возраста, в которой были интегрированы программы разных видов прикладного творчества.
В данном случае обоснованно объединены следующие учебные программы:
- адаптированная программа «Гильоширование» (художественное выжигание по ткани) утверждена экспертным советом 28.11.02
- адаптированная программа «Фантазия» (изготовление цветов из ткани) утверждена экспертным советом 25.12.00
- авторская программа «Послушные узелки» (плетении из ниток и (макраме) и бисера) утверждена экспертным советом 2005г
освоение знаний, умений и навыков в рамках указанных программ, реализация коллективных творческих проектов в разновозрастных группах создает условия для творчества на высоком, продвинутом уровне.
3. Идея коллективного творчества. Совместны творческий труд обуславливает трансляцию знаний, умений между детьми по схеме «ученик-ученик», а не про традиционной «Учитель-ученик». Новая ситуация бывает , как подтверждает педагогический опыт, более эффективной, полученные детьми знания более прочные
4.В основу организации учебно-воспитательного процесса положены:
метод проектов, метод коллективного творчества, метод творческой мастерской , метод социализации деятельности детей.
5. В числе целей данной программы не только педагогические, но и практические : творческие проекты учащихся мастерской «Эксклюзив» -это обеспечение массовых мероприятий сценического искусства учащихся ЦТР и ГО «Радуга» необходимым реквизитом. Именно в этом реализуется метод социализации детской творческой деятельности. это способствует достижению воспитательных целей- осознанию необходимости и общественной значимости труда детей.
6. Идея личностно-ориентированной педагогики
7. Идея национально-регионального компонента в художественно-прикладном творчестве детей.
Таким образом, данная программа есть результат обдуманного и проверенного на практике педагогического опыта поиска эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса. Основу этой программы составляет метод интегрирования положительных компонентов различных учебных программ и методик. Обучение детей именно по такой программе обеспечивает получение детьми умений и навыков, которые необходимы дял реализации творческих проектов.
Целями программы являются :
- Воспитательная цель-обеспечение условий для осознания детьми общественной значимости их коллективного труда. Развитие коллективизма. Осознание и усвоение богатейшего культурного наследия русского художественно- прикладного искусства.
- образовательная цель -формирование у детей навыков творческой деятельности и понимания ими ценности умения творить, видеть новые функции вещей и комбинировать их по новому.
- Обучающая цель- обеспечить усвоение детьми навыков и умений разных видов художественно- прикладного творчества.
Для достижения поставленных целей предусматривается:
- Организация учебных занятий на основе современных образовательных и воспитательных технологий;
- Освоение педагогами творческой мастерской таких методик как личностно-ориентированной, коллективного труда, работы в малых учебных группах, метод проектов, методика творческой мастерской;
- Наличие соответствующей материально-технической базы;
- наличие в программе национально-регионального содержательного компонента;
- Предварительное освоение детьми основ гильоширования, макраме, изготовления цветов из ткани в творческим мастерских со сроком обучения не менее года.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность с культурологическим акцентом.
Особенностью работы в творческой мастерской является:
- Одновременное участие в проведении учебных занятий и выполнении творческих проектов трех преподавателей в разных группах детей;
- Разделение детей на учебные, творческие группы и четкой постановки их роли в общем проекте
Программа реализуется в два этапа:
В первые два года наряду с обучением ремеслам идет выявление творчески одаренных детей. В последствии проявление интереса к углубленному изучению художественных ремесел продолжают обучение в творческой мастерской «Эксклюзив» сочетая образовательную деятельность с учебно-исследовательской и проектной деятельностью выполнением заказов художественного совета Центра, публичной презентацией итогов образовательной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Реализация программы предусматривает использование как традиционных так и нетрадиционных форм организации образовательного процесса. Программа рассчитана на детей, предварительно прошедших по индивидуальным образовательным маршрутам обучения и технологии рукоделия в объединениях декоративно-прикладного творчества на продвинутом уровне. Программа «Эксклюзив» предполагает интеграцию вышеперечисленных технологий с учетом современных тенденций моды. С изготовлением изделий высокой технологической , по собственному замыслу.
Технология творческих мастерских предлагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию.
Очень важно то, что в мастерской формируются проблемные группы по решению творческих задач, где каждый из участников по собственному выбору отвечает за конкретное дело (сбор информации, эскизы, разработка технологии выполнения и непосредственно изготовление изделия, демонстрацию коллекции и др).
Познавательный процесс в творческой мастерской строится на принципах ученического самоуправления, что выражается:
- В совместном с учащимися планировании содержания, объема и глубины изучаемого материала, а также сроков его освоения;
- В участии обучающихся в оценке и выборе форм предъявления итогов образовательной деятельности
ОБУЧЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ И СОВРЕМЕННОГО РУКОДЕЛИЯ «ЭКСЛЮЗИВ»
Третий год обучения
Учащиеся третьего года обучения по собственному выбору осваивают два любые из технологий художественной обработки материалов: бисероплетение. Гильоширование, макраме, цветоделие из ткани и др, изучают истории народной культуры и художественных промыслов по специализированным образовательным программам в мастерских художественных ремесел ЦТР и ГО «Радуга».
Творческий уровень | Продвинутый уровень |
| 1. Поиск. Сопоставление , использование информации из различных источников 2. Исследовательская деятельность 3. Разработка эскизов, дизайнерского оформления по результатам исследовательской деятельности 4.Разработка, реализация оформление проектов по собственному замыслу и их публичная презентация 5. Высокая сложность работ в сочетании с безукоризненным качеством 6. Участие в публичной презентации изделий, в конкурсах профессионального мастерства
|
ОБУЧЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ И СОВРЕМЕННОГО РУКОДЕЛИЯ «ЭКСЛЮЗИВ»
Четвертый год обучения
Учащиеся четвертого года обучения изучают основы имиджелогии, сочетают сочетание трех-четырех технологий художественной обработки материалов и их интеграцию с дизайнерскими разработками, исследовательской деятельностью и практическим выполнением творческих проектов по собственному выбору, а также по заявкам художественного совета ЦТР и ГО «Радуга»
Учащиеся проявляют особый интерес и способности, продолжают по индивидуальным образовательным планам обучение свыше четырех лет до окончания средней школы. При этом получают специализацию по собственному выбору.
Творческий уровень | Продвинутый уровень |
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- Материалы и приспособления по основным базовым технологиям. Приемы работ по базовым технологиям, народные традиции и промыслы и структуру оформления проекта.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнить изделия в 2-х по выбору технологиям современного рукоделия. Проектировать , прогнозировать и защищать свои творческие проекты;
- Уметь работать в проблемных группах по решению творческих задач;
- Составлять интерьерные композиции
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ К КОНЦУ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- Базовые и сопутствующие технологии художественной обработки материалов
- Алгоритм проектной деятельности и самостоятельное , проектное планирование работы
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять работы с интеграцией 2-3 технологий декоративно-прикладного творчества, повышенной сложности с авторским дизайнерским оформлением ;
- Самостоятельно анализировать, выполнять и презентовать творческие проекты;
- Принимать и отстаивать собственные идеи и творческие замыслы;
- Вести исследовательскую деятельность;
- Организовывать, оформлять выставочные экспонаты и выставки коллекций изделий.
ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИТОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Основными формами контроля на всех этапах обучения является выставочная деятельность с публичной защитой творческих проектов, публичные презентации,
- конкурсы профессионального мастерства кружковцев «Рукотворное чудо»,
- конкурс «Кружковец года» ;
- Фото-сессии;
- Концертные номера, подготовленные совместно с театром моды «Свой образ»;
- Участие в областных и районных тематических выставках декоративно-прикладного творчества;
- Научно- практические конференции по декоративно-прикладному творчеству
Критерии результативности освоения программы
- Уровень теоретических знаний
Показатели : правильность, полнота, систематичность
- Высокое качество выполнения практических работ
Показатели: соответствие техническим и технологическим требованиям, правильные приемы выполнения работ, отработанная технология
- Индивидуальность ;
- Оригинальность изделий;
- Использование этнографического материала
Прогнозируемые результаты
Модель выпускника творческой мастерской «Эксклюзив»
Владеет технологиями:
- Художественной обработки материалов (выжигание по шелку, цветы из ткани, кожи, меха, бумаги, ниток, пластика, бисероплетение)
- Росписи по ткани, коже, дереву.
Владеет навыками познавательной самостоятельности.
Знают и уважают национальное художественное наследие и традиции, способствуют их возрождению.
Способны к усвоению ценностей культуры и продуктивной творческой деятельности в социуме.
Видит перспективы :
- своей будущей профессии;
- Способны предъявить продукты своей творческой деятельности публично.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
творческой мастерской «Эксклюзив»
3 год обучения
№ п/п | Тема | кол-во часов по программе | теории | практика |
1. | Вводное занятие . Материаловедение | 3ч | 3 | - |
2. | Имиджелогия (основы) | 12 | 6 | 6 |
3. | Эксклюзивные аксессуары, выполненные в различных технологиях | 60 | 12 | 48 |
4. | Дизайн текстиль | 60 | 12 | 48 |
5. | Разработка и изготовление коллекций для шоу-показов | 60 | 12 | 48 |
6. | Рекламно-пропагандистская деятельность | 18 | 9 | 9 |
7. | Итоговое занятие | 3 | 3 | - |
Итого: | 216 | 57 | 159 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
«ЭКСКЛЮЗИВ»
3 год обучения
1.Вводное занятие
- Задачи и цели курса
- Техника безопасности, пожарной безопасности
- Материаловедение
- Выставка работ учащихся (3час)
2. Имиджелогия
- Создание стиля с учетом индивидуальных особенностей
- Основы калористики
-цветометрия (лахоничная, на контрастах)
-цветовая гармония
Практическая работа- подбор цветовой гаммы по заданию
Правила этикета
Правила знакомства
Правила приветствия
Поведение в общественных местах (12 часов)
3. Эксклюзивные аксессуары, выполненные в различных технологиях рукоделия
-для прически (детские -для разных возрастных групп)
-для обуви
-для одежды ( броши, пояса, сумки, шляпки, перчатки) (60 час)
Практическая работа- разработка эскизов аксессуаров
4. Дизайн-текстиль
Практическая работа : обработка края изделия кружевом , ажуром
-одежда (ажур, кружева)
Практическая работа : выполнение салфетки
-столовый текстиль (салфетки)
-интерьерный дизайн ( краевой ажур с элементами аппликации)
Практическая работа : создание эскиза по заданию (60 час)
5. Разработка и изготовление коллекций для шоу показов
-театральные аксессуары (бутафории)
-карнавальные маски (элементы костюма)
-этнические (сувениры, обереги, элементы костюма- специализация изготовления масок, сувениров), оберегов, стилизованных костюмах (60 час)
6. Рекламно-пропагандистская деятельность
Мастер -классы
Защита проектов
Шоу-показы
Фото-сессия (18 час)
7. Итоговое занятие
Поведение итогов, планирование работы на будущий год (3 час)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
творческой мастерской «Эксклюзив»
4 год обучения
№ п/п | Тема | кол-во часов по программе | теории | практика |
1. | вводное занятие . Материаловедение | 3ч | 3 | - |
2. | Имиджелогия | 12 | 6 | 6 |
3. | Эксклюзивные аксессуары, выполненные в различных технологиях | 60 | 12 | 48 |
4. | Дизайн текстиль | 60 | 12 | 48 |
5. | Разработка и изготовление коллекций для шоу-показов | 60 | 12 | 48 |
6. | Рекламно-пропагандистская деятельность | 18 | 9 | 9 |
7. | Итоговое занятие | 3 | 3 | - |
Итого: | 216 | 57 | 159 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
«ЭКСКЛЮЗИВ»
24год обучения
1. Вводное занятие (3ч)
- Задачи и цели
- ТБ и ПБ , материаловедение, выставка работ учащихся
2. Имиджелогия
- Колористика
-психологическое воздействие на человека
-значение цвета при создании гардероба
-личные характеристики (цвет волос, глаз, кожи)
Практическая работа: индивидуальное цветовое тестирование
- Коррекция фигуры с помощью одежды
-факторы, влияющие на коррекцию фигуры (фасон, линия, ткань, цвет, рисунок, аксессуары)
Практическая работа : 1. Определение типа фигуры и ее коррекция с помощью факторов на это влияющих
2. Выполнение эскизов
- Правила этикета
-искусство вести беседу;
-телефонные разговоры;
-45 не за столом
3. Эксклюзивные аксессуары , выполненные в различных технологиях рукоделия
- Для прически
- свадебные
-подиумные (активный цвет, форма, размер)
- Для одежды ( броши, пояса, сумки, перчатки)
- Для обуви
Практическая работа: Разработка эскизов с учетом образа в целом
4. Дизайн-текстиль (60 ч)
- Одежда
-перфорация
-вышивка бисером
-роспись по ткани
-аппликация
Практическая работа:
1. Создание эскиза ( Изделия с нац. колоритом)
2. Разработка и изготовление образца с применением различных технологий (по заданию)
- Столовый текстиль
-скатерти
Практическая работа: выполнение скатерти с применением различных технологий (по заданию)
- Интерьерный дизайн с аппликацией и росписью по ткани
-шторы, подвязи
-интерьерные композиции ( букеты в сочетании с природными материалами, сюжетные панно)
Практическая работа: Изготовление образца на выбор
5. Разработка и изготовление коллекции для шоу –показов (60ч)
- Театральные аксессуары ( бутафория)
- Карнавальные маски
-элементы костюма
- Этнические
-сувениры
-обереги
-элементы костюма (реставрация и стилизация)
Практическая работа: Изготовление масок, сувениров, элементов костюма
Фото-сессия
6. Рекламно-пропагандистская деятельность (18часов)
- Защита проектов
- Шоу-показы
- Мастер -классы
- Фото-сессия
7. Итоговое занятие . Подведение итогов за год, планирование работы на следующий год
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
- Л.Н. Горькова Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования .Журнал Дополнительное образование №11.2001
- Мотков О.Н. Развитие творчества у детей статья Журнал «Дополнительное образование №4».2000г.
- Г.К. Селевко .Технология мастерских . Просвещение 1998г.
1. Давыдова Ю. Д 13 Роспись по шёлку: платки, панно, палантины в технике «Батик» / Ю. Давыдова .-Изд.2-е –Ростов н/Д : фекникс , 2006.- 220 . [1]. С.: ил. [4].ил – (это модно)
2. Женщина, книга для Вас. Беате Раде. Москва. «Внешсигма».1999
3. Журавлева И.Д. ЖД /Ткани . Обработка. Уход. Окраска. Аппликация Батик.-М.: Изд-во Эксмо,2003.-176с.
4. Супрун А.И., Филаковская Г.Ю. с 89 Почему мы так одеты. -М.: Мол.Гвардия.1990 .-190 (2) с., ил.
5.Жолобчук А.Я. Подарки из батика/А.Я. Жолобчук.-М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер» , 2004.-78, [2] с.: ил.-
6.Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. Худ. Афоничева Е.А., Левина Л.И.-Ярославль6 Акад. Развития ; 2002.-88с: ил.-
7. Мастерина / Сост. И.А. Сокол; Худож - оформ. Б.Ф. Бублик , М 31 И.В. Осипов.-М.: «Издательство АСТ» ; Харьков : «Фома», 2001.-431 с;
8. Терешкова Т.А. Словарь моды . МИ Хелтон 2000г
9. Т.А. Терешкова Готовимся к празднику. Как делать и формлять подарки. Минск. Хелтон.2000г
Для детей и педагога:
Макраме
- Максимова М, М. Кузьмина. Послушные узелки .М., ЭКСМО –Пресс 1998г.
- М .Кузьмина .Азбука плетения . М., ЭКСМО – Пресс, 2001г
- М. Соколовская Макраме М., Цитадель, 1998г
- В.Пивовар . Макраме и фриволите . Санкт-Петербург , ООО «Золотой век» , ТОО , Диамант , 1998г
Бисероплетение
- Б.Е. Виноградова. Большая Книга бисера. М., ОЛМА –ПРЕСС, СПб Валерии СПД, 1999.
- М.Ляукина. Бисер М., АСТ- ПРЕСС КНИГА ,2004.
- Л.В. Базулина , И.В. Новикова. Бисер, Ярославль, Академия развития , 1999.
- И.Н. Котова , А.С. Котова . Школа современного бисероплетения. С.П., ТОО « Респекс» ,199.
- Ю.Лындина. Фигурки из бисера . М., Культура и традиции , 2001г
1.И.Н. Крайнева . Уроки для юных леди. Кристалл. Санкт-петербург.1998г
2. Бардина Р.А. Сотвори себя. Аксессуары и украшения. Энциклопедия. М. Олимы ООО «Издательство АСТ 2000»
3. Гизела Вартеман . Франциска Циппель. 2ваш неповторимый стиль» АОЗТ «Кристина и К»
4. Семенова А. Дом Зеркало судьбы .-СПб : Невский проспект , 2000 -157 с.
5. Соколова Е.И. , Тарабарина Т.И. «Загадки веселых мастеров. Загадки о человеке и его изобретениях.2000.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
к программе творческой мастерской «Эксклюзив»
1. Имиджелогия
- Колористика
- Правила этикета
- Коррекция фигуры (рекомендации)
- Разработка стилистического направления «Школьница»
2. Эксклюзивные аксессуары
- Свадебные аксессуары
- Шляпки
- Украшения с этническим колоритом
- Чехлы для сотовых телефонов
- Райский сад
- Коллекция шляп
- Гламур (обувь)
3.Этнические сувениры, обереги
- Разработка костюмов народов Поволжья (Чуваши, татары)
- Разработка стилизованных костюмов (Украинский, казачий, русский, болгарский, бурятский)
- Карнавальные костюмы
- Театральные
-Япония,
-Индокитай,
-Индия,
-Китай
-Сувениры
-Очарование народных оберегов
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Никонова Т.Ф.:
Программа интегрированного учебного курса «Украшения аксессуары» в полной мере соответствует специфике дополнительного образования детей. Ее реализация стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творческих способностей личности и профессиональному самоопределению, успешной социализации в дальнейшем. Программа разработана на основе концепции разноуровневого обучения с применением личностно-ориентированных технологий и интеграции различных видов образовательной деятельности с социокультурной. Освоение традиционных и современных технологий художественной обработки материалов сочетаются с исследовательской и проектной деятельностью, выполнением заказов художественного совета Центра, публичной презентацией итогов образовательной деятельности. Учебная программа «Украшения и аксессуары» органично вписывается в Образовательную программу Центра и концепцию работы с одаренными детьми. Программа успешно прошла апробацию в период с 2002-2003 по 2006-2007 учебные годы. И хотя вряд ли программа может быть целиком реализована в другом образовательном учреждении ввиду множества ее особенностей, ее основные идеи могут быть использованы другими УДОД при разработке аналогичных программ для одаренных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"
Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...
авторская педагогическая разработка
Разработка для обучающихся 8-х классов "Графики улыбаются"...
Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"
Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...
Авторская педагогическая разработка "Занимательная грамматика"
Занятия предполагают улучшить грамматические навыки учащихся 2-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)
Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность, рассчитана на два года об...
Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Глюкоза, ее строение и свойства»
в авторской педагогической разработке рассматривается материал в котором большое внимание уделяется практическому применению глюкозы, способствующие формированию общих компетенций....
Авторская педагогическая разработка учебной программы "Послушные узелки"
В ходе обучения по программе дети осваивают приемы бисероплетения...