Авторская педагогическая разработка радикальной учебной программы "Эксклюзив"
методическая разработка по теме

Береза Татьяна Геннадьевна

Обучение изготовлению украшений и аксесуаров

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eksklyuziv.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАДИКАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ЭКСКЛЮЗИВ»

(обучение изготовлению украшений и аксесуаров)

Авторы программы:

Лютова Людмила Степановна,

Кочергина Оксана Геннадьевна,

Береза Татьяна Геннадьевна,

педагоги дополнительного образования

муниципального образовательного

учреждения дополнительного

образования детей «Центр творческого

развития и гуманитарного образования

«Радуга»

г.Тайшет – 2007 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу данной учебной программы художественной мастерской «Эксклюзив» положены следующие педагогические идеи:

  1. Идея разновозрастного обучения. Объединение детей разного возраста в одно творческое объединение обеспечивает  более эффективное усвоение учебной программы и реализацию творческих проектов.
  2. идея интеграции. Необходимость разработки  такой учебной программы  для обучения детей разного возраста, в которой были интегрированы программы разных видов прикладного творчества.

В данном случае обоснованно объединены следующие учебные программы:

  • адаптированная программа «Гильоширование» (художественное выжигание по ткани) утверждена экспертным советом 28.11.02
  • адаптированная программа «Фантазия» (изготовление цветов из ткани) утверждена экспертным советом 25.12.00
  • авторская программа «Послушные узелки» (плетении из ниток и  (макраме) и бисера) утверждена экспертным советом 2005г

освоение знаний,  умений и навыков в рамках указанных программ, реализация коллективных творческих проектов в разновозрастных группах создает условия для творчества на высоком, продвинутом уровне.

3. Идея коллективного творчества. Совместны творческий труд обуславливает  трансляцию знаний, умений между детьми по схеме «ученик-ученик», а не про традиционной «Учитель-ученик». Новая ситуация бывает , как подтверждает педагогический опыт, более эффективной, полученные детьми знания более прочные

4.В основу организации  учебно-воспитательного процесса положены:

метод проектов, метод коллективного творчества, метод творческой мастерской , метод социализации деятельности детей.

5. В числе целей данной программы не только педагогические, но и практические : творческие проекты учащихся мастерской «Эксклюзив» -это обеспечение  массовых мероприятий сценического искусства учащихся ЦТР и ГО «Радуга» необходимым реквизитом. Именно в этом реализуется метод социализации детской творческой деятельности. это способствует достижению воспитательных целей- осознанию необходимости и общественной значимости труда детей.

6. Идея личностно-ориентированной педагогики

7. Идея национально-регионального компонента в художественно-прикладном творчестве детей.

Таким образом, данная программа есть результат обдуманного и проверенного на практике педагогического опыта поиска эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса. Основу этой программы составляет метод интегрирования положительных компонентов различных учебных программ и методик.  Обучение детей именно по такой программе обеспечивает  получение детьми умений и навыков, которые необходимы дял реализации творческих проектов.

Целями программы являются :

  1. Воспитательная цель-обеспечение  условий для  осознания детьми общественной значимости их коллективного труда. Развитие коллективизма. Осознание и усвоение богатейшего культурного наследия русского художественно- прикладного искусства.
  2. образовательная цель -формирование у детей навыков творческой деятельности и понимания ими ценности умения творить, видеть новые функции вещей и комбинировать их по новому.
  3. Обучающая цель- обеспечить усвоение детьми навыков и умений разных видов художественно- прикладного творчества.

Для достижения поставленных целей предусматривается:

  • Организация учебных занятий на основе современных образовательных и воспитательных технологий;
  • Освоение педагогами творческой мастерской таких методик как личностно-ориентированной, коллективного труда, работы в малых учебных группах, метод проектов, методика творческой мастерской;
  •  Наличие соответствующей материально-технической базы;
  • наличие в программе национально-регионального содержательного компонента;
  • Предварительное освоение детьми основ гильоширования, макраме, изготовления цветов из ткани в творческим мастерских со сроком обучения не менее года.

            Данная программа  имеет художественно-эстетическую направленность с культурологическим акцентом.

Особенностью работы  в творческой мастерской  является:

  • Одновременное участие в проведении учебных занятий  и выполнении творческих проектов трех преподавателей в разных группах детей;
  • Разделение  детей на учебные, творческие группы и четкой постановки их роли в общем проекте

Программа реализуется в два этапа:

В первые два года наряду с обучением ремеслам идет выявление творчески одаренных детей. В последствии  проявление интереса к углубленному изучению художественных ремесел продолжают обучение в творческой мастерской  «Эксклюзив» сочетая  образовательную деятельность с учебно-исследовательской и проектной деятельностью выполнением заказов художественного совета Центра, публичной презентацией итогов образовательной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Реализация программы предусматривает использование как традиционных так и нетрадиционных форм организации образовательного процесса. Программа рассчитана на детей, предварительно прошедших по индивидуальным образовательным маршрутам обучения и технологии рукоделия в объединениях декоративно-прикладного творчества на продвинутом уровне. Программа «Эксклюзив» предполагает интеграцию вышеперечисленных технологий с учетом современных тенденций моды. С изготовлением изделий высокой  технологической   , по собственному замыслу.

Технология творческих мастерских предлагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию.

Очень важно то, что в мастерской формируются проблемные группы по решению  творческих задач,  где каждый из участников по собственному выбору отвечает за конкретное дело (сбор информации, эскизы, разработка технологии выполнения и непосредственно изготовление изделия, демонстрацию коллекции и др).

Познавательный процесс в творческой мастерской  строится на принципах ученического самоуправления, что выражается:

  • В совместном с учащимися планировании содержания, объема и глубины изучаемого материала, а также сроков его освоения;
  • В участии обучающихся в оценке и выборе форм предъявления итогов образовательной деятельности

ОБУЧЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ И СОВРЕМЕННОГО РУКОДЕЛИЯ «ЭКСЛЮЗИВ»

Третий год обучения

Учащиеся третьего года  обучения по собственному выбору осваивают два любые из технологий художественной обработки материалов: бисероплетение. Гильоширование, макраме, цветоделие из ткани и др, изучают истории народной культуры и художественных промыслов по специализированным образовательным программам в мастерских художественных ремесел ЦТР и ГО «Радуга».

Творческий уровень

Продвинутый уровень

  • Отработанная до автоматизма техника одного –двух изучаемых художественных ремесел ( по выбору)
  • Самостоятельное выполнение изделий по каждому разделу программы
  • Работы повышенной сложности с дизайнерским оформлением, конкурсные работы
  • Интеграция технологий современного рукоделия

  • Выставочная деятельность, публичная презентация собственных изделий

1. Поиск. Сопоставление , использование информации из различных источников

2. Исследовательская деятельность

3. Разработка эскизов, дизайнерского оформления по результатам исследовательской деятельности

4.Разработка, реализация оформление проектов по собственному замыслу и их публичная презентация

5. Высокая сложность работ в сочетании с безукоризненным качеством

6. Участие в публичной презентации изделий, в конкурсах профессионального мастерства

 

ОБУЧЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ И СОВРЕМЕННОГО РУКОДЕЛИЯ «ЭКСЛЮЗИВ»

Четвертый год обучения

Учащиеся  четвертого года обучения изучают основы имиджелогии, сочетают  сочетание трех-четырех технологий художественной обработки материалов и их интеграцию с дизайнерскими разработками, исследовательской деятельностью и практическим выполнением творческих проектов по собственному выбору, а также по заявкам художественного совета ЦТР и ГО «Радуга»

Учащиеся проявляют особый интерес и способности, продолжают  по индивидуальным образовательным планам обучение свыше четырех лет до окончания средней школы. При этом получают специализацию по собственному выбору.

Творческий уровень

Продвинутый уровень

  • Отработанная до автоматизма техника трех , четырех изучаемых художественных ремесел (бисероплетениеи, выжигание по ткани, цветы из ткани, цветы из ткани, вышивка), а также в сочетании с художественной обработкой различных материалов ( меха, кожи, ниток, перьев, бумаги и пластик, роспись по коже, дереву).
  • Работы повышенной сложности с авторским дизайнерским оформлением
  • Интеграция технологий современного рукоделия
  • Выставочная деятельность, публичная презентация собственных проектов
  • Исследовательская деятельность с презентацией результатов работы
  • Умение вырабатывать, аргументировать собственное мнение, принимать решение, планировать деятельность через метод проектов
  • Сочетание образовательной и социокультурной деятельности ( по зявкам худ. совета ЦТР и ГО «Радуга»)

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • Материалы и приспособления по основным базовым технологиям. Приемы работ по базовым технологиям, народные традиции и промыслы и структуру оформления проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнить изделия в 2-х  по выбору технологиям современного рукоделия. Проектировать , прогнозировать и защищать свои творческие проекты;
  • Уметь работать в проблемных группах по решению творческих задач;
  • Составлять интерьерные композиции

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ К КОНЦУ ЧЕТВЕРТОГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • Базовые и  сопутствующие  технологии  художественной обработки материалов

  • Алгоритм  проектной деятельности и самостоятельное , проектное планирование работы

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять работы с интеграцией 2-3 технологий декоративно-прикладного творчества, повышенной сложности с авторским дизайнерским оформлением ;
  • Самостоятельно анализировать, выполнять и презентовать творческие проекты;
  • Принимать и отстаивать собственные идеи и творческие замыслы;
  • Вести исследовательскую деятельность;
  • Организовывать, оформлять выставочные экспонаты и выставки коллекций изделий.

ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИТОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Основными формами контроля на всех этапах обучения является выставочная деятельность с публичной защитой творческих проектов, публичные презентации,

  • конкурсы профессионального мастерства  кружковцев «Рукотворное чудо»,
  • конкурс «Кружковец года» ;
  • Фото-сессии;
  • Концертные номера, подготовленные совместно с театром моды «Свой образ»;
  • Участие в областных  и районных тематических выставках декоративно-прикладного творчества;
  • Научно- практические  конференции по декоративно-прикладному творчеству

Критерии результативности освоения программы

  • Уровень теоретических знаний

Показатели : правильность, полнота, систематичность

  • Высокое качество выполнения практических работ

Показатели: соответствие техническим и технологическим требованиям, правильные приемы выполнения работ, отработанная технология

  • Индивидуальность ;
  • Оригинальность изделий;
  • Использование этнографического материала

Прогнозируемые результаты

Модель выпускника  творческой мастерской «Эксклюзив»

Владеет  технологиями:

  • Художественной обработки материалов (выжигание по шелку, цветы из ткани, кожи, меха, бумаги, ниток, пластика, бисероплетение)
  • Росписи по ткани, коже, дереву.

Владеет навыками  познавательной самостоятельности.

Знают и уважают национальное художественное наследие и традиции, способствуют их возрождению.

Способны к усвоению ценностей культуры и продуктивной творческой деятельности в социуме.

Видит перспективы :

  • своей будущей профессии;
  • Способны предъявить продукты своей творческой деятельности публично.

  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

творческой мастерской  «Эксклюзив»

3 год обучения

№ п/п

Тема

кол-во часов по программе

теории

практика

1.

Вводное занятие . Материаловедение

3

-

2.

Имиджелогия (основы)

12

6

6

3.

Эксклюзивные аксессуары, выполненные в различных технологиях

60

12

48

4.

Дизайн текстиль

60

12

48

5.

Разработка и изготовление коллекций для шоу-показов

60

12

48

6.

Рекламно-пропагандистская деятельность

18

9

9

7.

Итоговое занятие

3

3

-

Итого:

216

57

159

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

«ЭКСКЛЮЗИВ»

3 год обучения

1.Вводное занятие

  • Задачи и цели курса
  • Техника безопасности, пожарной безопасности
  • Материаловедение
  • Выставка работ учащихся (3час)

2. Имиджелогия

  • Создание стиля с учетом индивидуальных особенностей
  • Основы калористики

-цветометрия (лахоничная, на контрастах)

-цветовая гармония

Практическая работа- подбор цветовой гаммы по заданию

Правила этикета

Правила знакомства

    Правила приветствия

    Поведение в общественных местах (12 часов)

3. Эксклюзивные аксессуары, выполненные в различных технологиях рукоделия

-для прически (детские -для разных возрастных групп)

-для обуви

-для одежды ( броши, пояса, сумки, шляпки, перчатки) (60 час)

      Практическая работа- разработка эскизов аксессуаров

4. Дизайн-текстиль

    Практическая работа : обработка края изделия кружевом , ажуром

-одежда (ажур, кружева)

   Практическая работа : выполнение салфетки

-столовый текстиль (салфетки)

-интерьерный дизайн ( краевой ажур с элементами аппликации)

    Практическая работа : создание эскиза по заданию (60 час)

5. Разработка и изготовление коллекций для шоу показов

-театральные аксессуары (бутафории)

-карнавальные маски (элементы костюма)

-этнические (сувениры, обереги, элементы костюма- специализация изготовления масок, сувениров), оберегов, стилизованных костюмах (60 час)

6. Рекламно-пропагандистская деятельность

Мастер -классы

Защита проектов

Шоу-показы

Фото-сессия (18 час)

7. Итоговое занятие

Поведение итогов, планирование работы на будущий год  (3 час)

  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

творческой мастерской  «Эксклюзив»

4 год обучения

№ п/п

Тема

кол-во часов по программе

теории

практика

1.

вводное занятие . Материаловедение

3

-

2.

Имиджелогия

12

6

6

3.

Эксклюзивные аксессуары, выполненные в различных технологиях

60

12

48

4.

Дизайн текстиль

60

12

48

5.

Разработка и изготовление коллекций для шоу-показов

60

12

48

6.

Рекламно-пропагандистская деятельность

18

9

9

7.

Итоговое занятие

3

3

-

Итого:

216

57

159

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

«ЭКСКЛЮЗИВ»

24год обучения

1. Вводное занятие (3ч)

  • Задачи и цели
  • ТБ и ПБ , материаловедение, выставка работ учащихся

2. Имиджелогия

  • Колористика

-психологическое воздействие на человека

-значение цвета при создании гардероба

-личные характеристики (цвет волос, глаз, кожи)

   Практическая работа: индивидуальное цветовое тестирование

  • Коррекция фигуры с помощью одежды

  -факторы, влияющие на коррекцию фигуры (фасон, линия, ткань, цвет, рисунок, аксессуары)

   Практическая работа : 1. Определение типа фигуры и ее коррекция с помощью факторов на это влияющих

                                              2. Выполнение эскизов

  • Правила этикета

-искусство вести беседу;

-телефонные разговоры;

-45 не за столом

3. Эксклюзивные аксессуары , выполненные в различных технологиях рукоделия

  • Для прически

- свадебные

-подиумные (активный цвет, форма, размер)

  • Для одежды ( броши, пояса, сумки, перчатки)
  • Для обуви

Практическая работа: Разработка эскизов с учетом образа в целом

4. Дизайн-текстиль    (60 ч)

  • Одежда

-перфорация

-вышивка бисером

-роспись по ткани

-аппликация

Практическая работа:

1. Создание эскиза (  Изделия с нац. колоритом)

2. Разработка и изготовление образца с применением различных технологий (по заданию)

  • Столовый текстиль

-скатерти

Практическая работа: выполнение скатерти с применением различных технологий (по заданию)

  • Интерьерный дизайн с аппликацией и росписью по ткани

-шторы, подвязи

-интерьерные композиции ( букеты в сочетании с природными материалами, сюжетные панно)

Практическая работа: Изготовление образца на выбор

5. Разработка и изготовление коллекции для шоу –показов (60ч)

  • Театральные аксессуары ( бутафория)
  • Карнавальные маски

-элементы костюма

  • Этнические

-сувениры

-обереги

-элементы костюма (реставрация и стилизация)

Практическая работа: Изготовление масок, сувениров, элементов костюма

Фото-сессия

6. Рекламно-пропагандистская деятельность (18часов)

  • Защита проектов
  • Шоу-показы
  • Мастер -классы
  • Фото-сессия

7. Итоговое занятие . Подведение итогов за год, планирование работы на следующий год

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

  1. Л.Н. Горькова Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования .Журнал Дополнительное образование №11.2001
  2. Мотков О.Н. Развитие творчества у детей статья Журнал «Дополнительное образование №4».2000г.
  3. Г.К. Селевко .Технология мастерских . Просвещение 1998г.

1. Давыдова Ю. Д 13 Роспись по шёлку: платки, панно, палантины в технике «Батик» / Ю. Давыдова .-Изд.2-е –Ростов н/Д : фекникс , 2006.- 220 . [1]. С.: ил. [4].ил – (это модно)

2. Женщина, книга для Вас. Беате Раде. Москва. «Внешсигма».1999

3. Журавлева И.Д. ЖД /Ткани . Обработка. Уход. Окраска. Аппликация Батик.-М.: Изд-во Эксмо,2003.-176с.

4. Супрун А.И., Филаковская Г.Ю. с 89  Почему мы так одеты. -М.: Мол.Гвардия.1990 .-190 (2) с., ил.

5.Жолобчук А.Я. Подарки из батика/А.Я. Жолобчук.-М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер» , 2004.-78, [2] с.: ил.-

6.Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. Худ. Афоничева Е.А., Левина Л.И.-Ярославль6 Акад. Развития ; 2002.-88с: ил.-

7. Мастерина / Сост.  И.А. Сокол; Худож - оформ. Б.Ф. Бублик , М 31 И.В. Осипов.-М.:  «Издательство АСТ» ; Харьков : «Фома», 2001.-431 с;

8. Терешкова Т.А. Словарь моды . МИ Хелтон 2000г

9. Т.А. Терешкова Готовимся к празднику. Как делать и формлять подарки. Минск. Хелтон.2000г

Для детей  и педагога:

Макраме

  1. Максимова М, М. Кузьмина. Послушные узелки .М., ЭКСМО –Пресс  1998г.
  2. М .Кузьмина .Азбука плетения . М., ЭКСМО – Пресс, 2001г
  3. М. Соколовская  Макраме М., Цитадель, 1998г
  4. В.Пивовар . Макраме и фриволите . Санкт-Петербург , ООО «Золотой век» , ТОО , Диамант , 1998г

Бисероплетение

  1. Б.Е. Виноградова. Большая Книга бисера. М., ОЛМА –ПРЕСС, СПб Валерии СПД, 1999.
  2. М.Ляукина. Бисер М., АСТ- ПРЕСС  КНИГА ,2004.
  3. Л.В. Базулина , И.В. Новикова. Бисер, Ярославль, Академия  развития , 1999.
  4. И.Н. Котова , А.С. Котова . Школа современного бисероплетения. С.П.,  ТОО « Респекс» ,199.
  5. Ю.Лындина. Фигурки из бисера . М., Культура и традиции , 2001г

1.И.Н. Крайнева . Уроки для юных леди. Кристалл. Санкт-петербург.1998г

2. Бардина Р.А. Сотвори себя. Аксессуары и украшения. Энциклопедия. М. Олимы ООО «Издательство АСТ 2000»

3. Гизела Вартеман . Франциска Циппель. 2ваш неповторимый стиль» АОЗТ «Кристина и К»

4. Семенова  А. Дом Зеркало судьбы .-СПб : Невский проспект , 2000 -157 с.

5. Соколова Е.И. , Тарабарина Т.И.  «Загадки веселых мастеров. Загадки о человеке и его изобретениях.2000.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

к программе творческой мастерской «Эксклюзив»

1. Имиджелогия

  • Колористика
  • Правила этикета
  • Коррекция фигуры (рекомендации)
  • Разработка стилистического направления «Школьница»

2. Эксклюзивные аксессуары

  • Свадебные аксессуары
  • Шляпки
  • Украшения с этническим колоритом
  • Чехлы для сотовых телефонов
  • Райский сад
  • Коллекция шляп
  • Гламур (обувь)

3.Этнические сувениры, обереги

  • Разработка костюмов народов Поволжья (Чуваши, татары)
  • Разработка стилизованных костюмов (Украинский, казачий, русский, болгарский, бурятский)
  • Карнавальные костюмы
  • Театральные

-Япония,

-Индокитай,

-Индия,

-Китай

-Сувениры

-Очарование народных оберегов

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Никонова Т.Ф.:

Программа интегрированного учебного курса «Украшения аксессуары»  в полной мере соответствует  специфике дополнительного образования детей. Ее реализация  стимулирует  самостоятельную познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творческих способностей личности и профессиональному самоопределению, успешной социализации в дальнейшем. Программа разработана на основе концепции разноуровневого обучения с применением личностно-ориентированных технологий и интеграции различных видов образовательной деятельности  с социокультурной. Освоение традиционных и современных технологий художественной обработки материалов сочетаются с исследовательской  и проектной деятельностью, выполнением заказов художественного совета Центра, публичной презентацией итогов образовательной деятельности. Учебная программа «Украшения и аксессуары» органично вписывается в Образовательную программу Центра и концепцию работы с одаренными детьми. Программа успешно прошла апробацию в период с 2002-2003 по 2006-2007 учебные годы. И хотя вряд ли программа может быть целиком реализована в другом образовательном учреждении ввиду множества ее особенностей, ее основные идеи могут быть использованы другими УДОД при разработке аналогичных программ для одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"

Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...

авторская педагогическая разработка

Разработка для обучающихся 8-х классов "Графики улыбаются"...

Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"

  Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки  у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...

Авторская педагогическая разработка "Занимательная грамматика"

Занятия предполагают улучшить грамматические навыки учащихся 2-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)

Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года об...

Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Глюкоза, ее строение и свойства»

в авторской педагогической разработке рассматривается материал в котором большое внимание уделяется практическому применению глюкозы, способствующие формированию общих компетенций....

Авторская педагогическая разработка учебной программы "Послушные узелки"

В ходе обучения по программе дети осваивают приемы бисероплетения...