Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учеб- ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Прозвенел для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись.
- У нас много гостей. Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным.
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Лингвистическая сказка. В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться: – Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности. Что ей делать? Слушай да говори! Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на з и с. | Смотрят инсценировку, воспринимают на слух информацию; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока | А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу править и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу дать и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам. Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. – О чем говорилось в сказке? Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Как вы думаете, о какой группе приставок мы будем говорить сегодня на уроке? (Слайд 1) Выслушивает варианты ответов учащихся |
|
| классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
3. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации по теме урока, ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых единиц, состав- ление алгоритма. | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Понаблюдаем и исследуем .
Нам с вами предстоит выяснить, почему приставки на з/с выделены в отдельную группу. - По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы «живут» как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те приставки, как вы уже сказали, всегда пишутся одинаково, а эти «подстраиваются», «подлаживаются» к соседним буквам. И пишутся то с буквой З, то с буквой С. (Слайд 2)
- Запишите слова «безрадостный» и «бесполезный». В них одна приставка или разные? (По написанию они разные). (Слайд 3)
- А по значению? Определите значение приставки без- по словарю значения морфем. Распечатка страницы этого словаря лежит у вас на парте.
без -бес | отсутствие или недостаток чего-л.; с суффиксами (-и, -иц-, -ств-, -ость и др.) образует отвлеченное понятие: безветрие, безделье, бесчестье, безвкусица, бесстыдство, беспокойство, бесконтрольность, беспорядок |
- Почему обе приставки записаны вместе? (Это одна приставка, так как значение одно). - Кто готов сформулировать тему нашего урока? (Правописание приставок, оканчивающихся на з/с) - Запишите число и тему урока в тетради. (Слайд 4) - Что нужно сделать нам на уроке? Каковы его цели? (Изучить правило написания з-с на конце приставок. Повторить звонкие и глухие согласные. Научиться применять изученное правило). - Чтобы достичь цели нашего урока, можно пойти разными путями: прочитать в учебнике или изобрести правило самим. Вам как интереснее? (Интереснее изобрести самим). У каждого обучающегося на столе карточки с записанными в столбик словами. (Слайд 5).
Разбить Безбрежный Взлететь Изгнать | Расписать Бесполезный Вскружить Испортить |
- Выделите в каждом слове приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается. А теперь выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается. – Почему слова записаны в два столбика? – От каких условий зависит написание з и с? - Работа по учебнику (Используем прием Insert ). (Слайд 6). Знакомство с правилом. 2. Алгоритм (слайд). -А теперь давайте вместе с вами составим алгоритм рассуждения написания приставок на З/С. (Слайд 7-8).
АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ З или С ? СМОТРИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ СОГЛАСНЫЙ если … если … пиши … пиши …
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками | Фронтальная. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | Устные ответы, памятка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| -Что мы с вами должны уметь делать, чтобы безошибочно применять данное правило на письме (различать звонкие и глухие согласные). - На уроке, посвященном звонким и глухим согласным, мы с вами познакомились с фразами, в которых собраны все глухие и все звонкие согласные звуки. Кто напомнит нам их? («Степка, хочешь щец?- Фи!», («В иЗБе ЖиЛ ДобРыЙ ГНоМ»). (Слайд 9).
3. Задание. – А как правильно графически обозначим орфограмму? Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы. И_полнить, и_дать; бе_порядок, бе_брежный. (Слайд 10-11). Ключ на слайде. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. | составляют шаги алгоритма, делают вывод. |
| Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
|
Физкультминутка | - Мы уже много работаем. Пора немного размяться. У нас физкультминутка. Она тоже не совсем обычная. Встаньте, пожалуйста. Выпрямите спинки, расправьте плечи. Я буду произносить слова. Если в приставке нужно писать З, то вы поднимаете руки и тянетесь вверх. Если же нужно писать букву С, то делаете наклон вперед. Начинаем. Вознестись, бесценный, разгорячиться, измерить, разбитый, исследовать, бесцельный, взбираться, бесшумный. (Слайд 12). Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Выполнение упражнений |
4. Твор- ческая практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной | – Продолжим нашу работу. Давайте потренируемся и выполним несколько упражнений, применяя алгоритм рассуждения. | Работают с заданием; подсчитывают баллы, формулируют собственные мысли, высказывают | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную | Устные ответы; письменные работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
по реализации построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | деятельности учащихся. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, взаимопроверка | 1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на буквы з–с. Обозначьте графически орфограмму. (Слайд 13). Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга! 2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму. (Слайд 14). Без заботы, без края, без цели. 3.Вставьте пропущенные буквы в пословицах. Бе..донную бочку водой не наполнишь. Б..зделье – сестра болезни. Время все и..лечит. У сильного всегда бе..сильный виноват. Глупый осудит, умный ра..судит. (Проверка. Слайд 15). Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения задании. - Когда вы встречаетесь с приставками на З/С, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы З и С. А вот и вторая опасность. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одна буква С или З, а две. Откуда же берутся две С или две З в словах с приставками второй группы? Давайте попробуем разобраться и с этим.
- Прочитайте следующую пословицу: (Слайд 16). Ра..сердясь на блох, да и шубу в печь. - Разберите слово РАССЕРДЯСЬ по составу. Кто может объяснить, откуда появилась вторая буква С в этом слове? (Одна буква принадлежит С приставке, а другая корню). - Совершенно верно. Объясните смысл данной пословицы. (Не разобравшись, сгоряча можно уничтожить не причину неприятностей, а нечто важное, ценное). Упражнение НЕ СЪЕШЬТЕ ВТОРУЮ БУКВУ! (Слайд 17) 1. К данным «отрезкам» слов прибавьте приставки второй группы. Запишите полученные слова.
..совестный, ..свет, ..задорился, ..сказывать, ..сыпаться, ..станавливать, ..суждать, ..ставлять, ..сердечный, ..следование.
2. Запишите ответы на вопросы. (Слайд 18, 19) 1) Как звали Кощея в русских народных сказках? 2) Как звали в стихотворении С.Маршака человека, который жил на улице Бассейной?
(Слайд 20).
Внимание! В словах здесь, зги, здоровье, здание нет приставки! Зги, здесь, здание, здоровье С 3 пишите на здоровье. 3 приставки не бывает – Это каждый школьник знает.
-А теперь я предлагаю вам начертить кластер по изученной орфограмме «Приставки на з-с». Работаем в группах. (Слайд 21).
| и обосновывают свою точку зрения |
| информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
|
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, частичный анализ текста, письменная работа | Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. – Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание з–с на конце приставок» вы подружились так же, как и герои этого отрывка между собой (на слайде). 1. Он сразу узнавал его шаги. 2. «Здравствуй, малыш», – слышалось в коридоре. 3. Генка бежал открывать отцу дверь. 4. Отец поднимался всегда не спеша, словно раздумывал, идти ему или нет. 5. Ему многое хотелось рассказать… 6. Вечером Генка с нетерпением ждал возвращения отца. – Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? – У вас на столах лежат полоски бумаги с предложениями. Расположите предложения так, чтобы получился текст. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; выполняют творческую работу | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие | Мини-сочинения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Каковы отношения отца и сына? – Найдите в тексте ключевые слова, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями. – Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание з–с на конце приставок». – Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу. |
|
| трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | –Домашнее задание: (Слайд 22). -Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? – От чего же зависит правописание букв з-с на конце приставок? – Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать буквы з-с на конце приставок). -Мы её достигли? (Да) -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. (Слайд 23).
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |