урок письма в 9 классе ГБОУ "Брасовская школа-интернат". Тема: « Обобщение знаний о частях речи»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Елена Викторовна Липкина

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних.

Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в.

 до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это, учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Итак, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: «Обобщение знаний о частях речи»

- На уроке мы вспомним изученные части речи, будем продолжать учиться определять и находить их в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka_konspekt_uroka.doc100.5 КБ
Файл samoanaliz_russkiy.docx20.41 КБ
Файл yarmarka_otkrytyy_urok.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

                   

Тема: « Обобщение знаний о частях речи»

Цель: систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о частях речи, учить определять и находить в тексте части речи.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания, умения и навыки, полученные обучающимися при изучении частей речи,  продолжать формировать умение распознавать части речи, повторить состав слова, слова-синонимы
Развивающие:  способствовать развитию творческого мышления, устной речи,  произвольного внимания, орфографической зоркости, расширению кругозора.
Воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, любовь к истории своей родины, трудолюбие.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности;

Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

коммуникативные:

- формирование уважительного отношения друг к другу;

умение договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Оборудование:

Презентация, музыка «Ярмарка», толковый словарь Ожегова

Ход урока:

  1. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз!

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы начинаем наш урок!

Присаживайтесь, пожалуйста.

II. Актуализация знаний        

Введение в тему урока, постановка цели урока 

Сообщение учителя

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних.

Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в.

 до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это, учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Итак, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: «Обобщение знаний о частях речи»

- На уроке мы вспомним изученные части речи, будем продолжать учиться определять и находить их в тексте.

- Откройте тетради, сядьте правильно

- Запишите число, классная работа, тему урока     

Звучит отрывок из русской народной песни «Ярмарка».

  1. Работа по теме урока
  1. На доске: «ЯРМАРКА»

–Что означает это слово?

- Какая это часть речи?

- Как узнать, какое определение более точное? (Узнаем толкование слова «ярмарка» в толковом словаре Ожегова.)

 (Ученик читает значение слова из словаря)

Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. (Русский толковый словарь).

  1. Послушайте стихотворение И. Токмаковой.     Слайд 3

       «ЯРМАРКА, ЯРМАРКА

        ОГНЕВАЯ, ЯРКАЯ,

        ПЛЯСОВАЯ, ЖАРКАЯ.

       ГЛЯНЕШЬ НАЛЕВО-

       ЛАВКИ С ТОВАРОМ.

       ГЛЯНЕШЬ НАПРАВО –

       ВЕСЕЛЬЕ ДАРОМ».

- Найдите слова, в которых  передаётся дух ярмарки.

- Какие это части речи?

- Наша ярмарка необычная. Это ярмарка частей речи.

3)  Чтобы продать свой товар, купцы очень громко кричали, расхваливая его. Люди не могли пройти мимо. Самая многолюдная ярмарка в России была близ Нижнего Новгорода. Пёстрая, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, музыкой, песнями цыган. Карусели, смех, шутки.  Отсюда и появились заклички.

- К какому разделу чтения они относятся? (устное народное творчество)

  • Вашим домашним заданием было придумать слова, которыми бы вы заинтересовали покупателей. Мы уже знаем, что это заклички.

(Ученики декламируют свои заклички)

    Тары-бары, растабары

    Есть хорошие товары.

    Не товар, а сущий клад

     Забирайте нарасхват!

- Иголки не ломки

 Нитки, тесёмки.

Румяна, помада

Кому чего надо?  

 

 - Платки, петушки

    Расписные гребешки.

   Небольшой расход

  Подходи честной народ!

  1. Чистописание

- Ну а теперь отправимся на нашу ярмарку. Поспешим, чтобы не все товары разобрали.

- Прочитайте предложения.               Слайд 4 

- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

-Это стихотворение или скороговорка?

-Почему вы так решили? (Повторяются звуки [п, к, р]).

-Произнесите скороговорку тихо, громко, шепотом.

-Запишите буквы, которые повторяются чаще всего.

- Запишите родственные слова к слову покупки (1 об-ся у доски)

- Покупки, покупать, купить, покупочки.

-Назовите корень.

-Разберите слово покупочки по составу

Слайд 5, 6

5) Словарная работа                                  

-  А что можно купить на настоящей ярмарке?

-   Где можно взять эти товары?

(Вы тоже можете вырастить овощи и фрукты на своём подворье,

 а лишние продать на ярмарке)

- Запишем эти слова в тетрадь и прочтем их.  (Слова с пропущенными буквами на доске – М…рковь, г…рох, к…пуста, п…мидор, …гурец, к…ртофель)

       - Какой частью речи вы воспользовались, чтобы назвать товар?

  1. Отправляемся в лавку Существительных. Нас встречает купец.

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!
 

На слайде опорная схема, дети по очереди отвечают на вопросы, ответы появляются по щелчку)                                                                                                       Слайд 8

Имя существительное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории

  1. – Прочитайте предложение

Так на всю жизнь запомнилась мне эта прекрасная ярмарка, где человек может продать товары, изготовленные своим честным и праведным трудомСлайд    9

- Как вы понимаете выражение «честным и праведным путём»?

- Назовите пословицы о труде.

- Выпишите только имена существительные

- Грамматический разбор сущ-го человек

ФИЗМИНУТКА

  1. Отправляемся к следующей лавке – лавке Прилагательных
  • Художницу нашу знает весь свет                                       Слайд 10
    Раскрасит художница всякий предмет.
    Ответит всегда на вопросы такие:
    Какой? Какая? Какое? Какие?
    Оно с существительным живёт на редкость дружно,
    Изменит окончание, когда ему нужно.
    Оно его не бросит в воде и на земле:
    Стоит в одном с ним роде и в одном числе.

– О какой части речи идёт речь? (Имя прилагательное)

На слайде опорная схема, дети по очереди отвечают на вопросы, ответы появляются по щелчку)                                                                                      Слайд 11

  • Имя прилагательное

1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории

  1.  Игра: «Отгадаю товар»                                                          

 - По описанию  мы должны угадать, о каком товаре идёт речь.                      Слайд 12

 1.« Я купила в лавке небольшой, глиняный, расписной…..» (горшок)

  2. На ярмарке много больших, зелёных и полосатых…» (арбузов)

  3. « Мне мама купила сладкого, красного на палочке…» (петушка)

 

     - Какие части речи помогли нам ответить на вопросы?

      -Запишите словосочетания: имя существительное + имя прилагательное, укажите   род, число, падеж (удоски)

       

- Ярмарка в разгаре. Всюду  торг, шум, говор, веселье.

    - Какими словами вы могли бы передать их действия?

     ( покупают, продают, поют, смотрят, любуются, спорят, кричат….)

   - А теперь назовите слова, которыми передаются чувства и радостное состояние человека.

             ( улыбаются, смеются, радуются, веселятся…)

 -Какие части речи вы называли?

  1. Отправляемся в лавку Глаголов. Нас встречает купец.  

 Слайд 13

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.

Товары будут продаваться,
Расти хлеба и расцветать сирень.
(Глагол)

На слайде опорная схема, дети по очереди отвечают на вопросы    

Слайд 14

ответы появляются по щелчку

Глагол

1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории

  1.  Записать словосочетания: глагол + имя существительное. Определить спряжение глаголов.

    Зазывали (кого?) –

    Купил (что?) –

    Смотрел (куда?) –

  1. - Вернёмся к уже знакомому нам стихотворению

       «ЯРМАРКА, ЯРМАРКА

        ОГНЕВАЯ, ЯРКАЯ,

        ПЛЯСОВАЯ, ЖАРКАЯ.

       ГЛЯНЕШЬ НАЛЕВО-

       ЛАВКИ С ТОВАРОМ.

       ГЛЯНЕШЬ НАПРАВО –

       ВЕСЕЛЬЕ ДАРОМ».

- У вас на партах лежат карточки. Определите части речи (работа в парах)

- Какие ещё части речи вы знаете? (местоимение, наречие, числительное, предлог, союз, частица).

- Какая часть речи называется местоимением?

- Какая часть речи называется наречием?

- Какая часть речи называется именем числительным?

- Предлоги, союзы, частицы  - это самостоятельные части речи или служебные?

13) Весёлый гул стоит на ярмарке и сколько можно услышать в речи ярких, выразительных, метких выражений.                                                                                              

Дым коромыслом –        полный беспорядок, шум, гам

Купить кота в мешке –  приобрести что-то не глядя

К шапочному разбору – явиться, когда все закончилось

- Вы слышали такие выражения?

- Что они обозначают?

- Определите части речи

14) Откройте учебники на стр. 198, упр. 272

-Выпишите из стихотворения словосочетания.  

                               

IV.  Домашнее задание  - заполнить таблицу                                        

V. Итог. Рефлексия.  Выставление оценок.  Слайд 15                   

-  Итак, зачем мы проводили с вами эту работу?
(Повторили все, что мы знаем о частях речи.)  

- Какие части речи мы сегодня повторили?

- Для чего нам нужно знать части речи? (Каждая, часть речи, очень важна. И не будь одной из них, невозможно было бы понять: кто это, что с ним делать. Какой он или кто она. Каждая, составная доля, нашей речи или, вообще, русского языка, имеет свои сильные и слабые места. Они, с честью и гордостью ими пользуются. Чтобы не случилось, в какой речевой оборот, не попал каждый из них, они с уважением к другим выйдут из трудной ситуации. Существительные, скажут, кто вы и где. Глагол - укажет путь и действия.

Прилагательные, помогут, указав правильную дорогу и какого вида одежду надеть. Числительное, сосчитает всех. Наречие обозначит признак действия или предмета. Постарается каждый, но сделает это так, что совершенно не пострадают отношения между ними, и каждый, с достоинством, будет нести свое Имя.)

- А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?
- Какое задание вызвало затруднение?

Оцените свою работу на уроке знаком +. 

Части речи

Значение

Вопросы

Роль в предложении

Примеры

Имя сущ.

Имя прилаг.

Глагол

Части речи

Значение

Вопросы

Роль в предложении

Примеры

Имя сущ.

Имя прилаг.

Глагол

Части речи

Значение

Вопросы

Роль в предложении

Примеры

Имя сущ.

Имя прилаг.

Глагол

Части речи

Значение

Вопросы

Роль в предложении

Примеры

Имя сущ.

Имя прилаг.

Глагол

А сейчас проверим свои знания с помощью теста.

Проверочный тест

  1. Что обозначает имя существительное? 
    а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
    2. Что обозначает имя прилагательное? 
    а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
    3. Что обозначает глагол? 
    а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
    4. Из данных слов выбери имена существительные. 
    а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 
    5. Из данных слов выбери числительные. 
    а) первый, четыре б) светлый, добрый в) игровой, второй
    6. Из данных слов выбери предлоги 
    а) я, он б) около, над в) солнце, перед

7.Что обозначает наречие?

а) действие предмета б) признак предмета в) признак действия

8. Из данных слов выбери местоимения

а) нас б) ярмарка в) их г) я

Покупают, продают, поют, смотрят, любуются, спорят, кричат - глаголы.

Чтобы продать свой товар, купцы очень громко кричали, расхваливая его. Люди не могли пройти мимо. Самая многолюдная ярмарка в России была близ Нижнего Новгорода. Пёстрая, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, музыкой, песнями цыган. Карусели, смех, шутки.

Так на всю жизнь запомнилась мне эта прекрасная ярмарка, где человек может продать товары, изготовленные своим честным и праведным трудом

Я купила в лавке небольшой, глиняный, расписной горшок.

На ярмарке много больших, зелёных и полосатых арбузов.

 Мне мама купила сладкого, красного на палочке петушка.

                                                                             

                                                                           

ЯРМАРКА



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тема: Обобщение знаний о частях речи.

  1. Характеристика класса

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности учеников

  1. Цель, учебные задачи.

С предыдущими уроками данный  урок связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем.  Урок опирается на знания, умения, навыки, полученные ранее.

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний.

Цель: закрепление и обобщение знаний обучающихся о частях речи.

Задачи:

Образовательные:  создание условий для обобщения знаний обучающихся о частях речи, формирование умения распознавать части речи, повторить состав слова, слова-синонимы
Развивающие:  Способствовать развитию творческого мышления, устной речи,  внимания, орфографической зоркости, расширению кругозора.
Воспитательные:  Воспитывать интерес к предмету, интерес к истории своей родины.

  1. Содержание, виды заданий

 Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

  Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.                        

     Цели урока реализовывались    

  1. Образовательная: через такие задания, как  «Кладовая знаний», «Корректор», составление словосочетаний, словарная работа
  2. Развивающая : развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, ответы на предложенные задания в презентации – «Дополни предложение», «Кладовая знаний», «Фразеологизмы», «Скороговорка» и др., работа в паре).

Развитие  логического  мышления  учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения заданий «Найди лишнее», «Определи, к какой части речи относится слово», «Подбери в предложение нужное слово»

  1. Воспитательная : через работу с иллюстрациями (иллюстрации русской ярмарки,  работы народных мастеров).  Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в паре учит работать в коллективе
  1. Методы и приемы

Учебная работа на уроке была разнообразна:

  • Индивидуальная работа и работа в парах
  • Самостоятельная работа
  • Работа с дидактическим материалом
  • Работа с использованием алгоритма
  • Самооценка и самоанализ
  • Рефлексия
  • Работа со словарем

Также были использованы дифференцированные задания.

На всех этапах урока использовалась компьютерная презентация, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

  1. Структура урока

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный  момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2. Актуализация знаний (работа по развитию устной речи – словарь, скороговорка, проверка домашнего задания - заклички;  словарная работа, закрепление знаний по составу слова, введение в тему урока)

3. Работа по теме  урока (практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся);

4. Закрепление материала (использование алгоритма для доказательства гипотезы)

5.  Домашнее задание (направлено на развитие письменной речи учащихся)

 6. Рефлексия. Оценивание ответов. Итоги урока были подведены учащимися

    Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.  Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка, упражнения на релаксацию зрения)

     Темп работы был несколько ускоренный , но обучающиеся привыкли к нему. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Стиль общения – демократический, эмоциональный. Учитель выступает в роли координатора деятельности.

Цели в течение урока были достигнуты.

Оценки обучающимся объявлены.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок письма и развития речи

Слайд 2

Четырнадцатое марта Классная работа Обобщение знаний о частях речи

Слайд 3

Ярмарка

Слайд 4

Чистописание - Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? -Про покупки, про покупки, про покупочки мои !

Слайд 6

Словарная работа

Слайд 7

Лавка Существительных

Слайд 8

Кладовая знаний Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ? Имя существительное – это … Отвечает на вопросы … Обозначает … Изменяется по … Бывает … Имеет … Роль имени существительного в предложении? … часть речи КТО? ЧТО? предмет числам и падежам одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное, мужского, женского или среднего рода 3 склонения главную и второстепенную роль

Слайд 9

Так на всю жизнь запомнилась мне эта прекрасная ярмарка, где человек может продать товары, изготовленные своим честным и праведным трудом.

Слайд 10

Лавка Прилагательных

Слайд 11

Кладовая знаний Что вы знаете об имени прилагательном? Имя прилагательное – это … Отвечает на вопросы … Обозначает … Изменяется по … Связано с … Роль имени прилагательного в предложении? часть речи какой? какая? какое? какие? признак предмета числам, родам и падежам именем существительным второстепенную рол ь

Слайд 12

Игра «Отгадай товар» Небольшой, глиняный, расписной…… Много больших, зеленых и полосатых… Купили сладкого, красного, на палочке…

Слайд 13

Лавка Глаголов

Слайд 14

Кладовая знаний Что вы знаете о глаголе? Глагол – это … Отвечает на вопросы- Обозначает … Имеет … Изменяется по … Роль глагола в предложении? … часть речи что делать? что сделать? действие предмета 3 временных формы – настоящее, прошедшее, будущее время, 2 спряжения лицам и числам: глагол прошедшего времени – по родам главную роль

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение по теме «Имя существительное как часть речи»

Обобщающий урок  в 5 классе, направленный на  систематизацию и обобщение знания детей о существительном как части речи ,на  закрепление знании категории рода и числа, на развитие у школ...

Урок письма и развития речи "Обобщение знаний о частях речи" 5 класс

Урок письма и развития речи по теме "Обобщение знаний о частях речи". Цель урока:обощить знания о частях речи. Задачи урока: создавать условия для развития у учащихся умения различать части речи; разв...

Разработка урока русского языка для обучающихся 5 «Б» класса VII вида по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».

Разработка урока русского языка  по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».урок предназнаен для обуающихся с ОВЗ...

Обобщение знаний о частях речи

Урок для 4 и 5 класса (1 четверть)....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Открытый урок в 6-в классе по предмету «Домоводство». Тема «Обобщение знаний о комнатных растениях».

Урок обобщения и систематизации знаний.Обобщить знания учащихся о комнатных растениях.Образовательные задачи:формировать умения детей различать и называть комнатные растения;расширять знания уч-ся о м...