Обобщение знаний о частях речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Фёдорова Евгения Юрьевна

Урок для 4 и 5 класса (1 четверть).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi._5_klass.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урока русского языка в 5-м классе по теме: «Обобщение знаний о частях речи»

Цель: усовершенствование знаний об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов; развитие умения сравнивать части речи по их существенным  признакам, распознавать их и правильно употреблять в речи; развитие умения правильно писать безударные окончания глаголов, имен существительных и прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить изученный материал по теме: «Части речи».

Личностные УУД: осознание роли языка и речи в жизни людей.

Познавательные УУД: распознавать части речи и определять их морфологические признаки.

Коммуникативные УУД: умение строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: умение анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап (психологический настрой)

Прозвенел уже звонок,                                                                                                                       Начинается урок.                                                                                                                                                  А теперь все повернитесь                                                                                                                          И друг другу улыбнитесь.                                                                                                                     Улыбнитесь мне, гостям,                                                                                                                                   И садитесь по местам.                                                                                                                                  Будем отвечать активно,                                                                                                                          Хорошо себя вести,                                                                                                                                     Чтобы гости дорогие                                                                                                                            Захотели вновь прийти.

2. Актуализация ранее изученного.

Прочитайте пословицу: «Грамоте учиться -  всегда пригодится».

- Объясните написание глаголов.

- Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше.)

-Объясните лексическое значение слова грамота? Где можно найти толкование этого слова? (В толковом словаре.)

Грамота – от греч. чтение и письмо – умение читать и писать.  

-Для чего нужно быть грамотным человеком? В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык», «Ученье – свет, а неученье – тьма».

-Как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот ученик умеет правильно читать и писать.)

-Что значит «грамматически правильно писать и говорить»?

Словарь дает такое толкование:

Грамматика – наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

-Что изучает морфология? (Части речи.)

-Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях.)

- Какие части речи вы знаете? На какие две группы их можно разделить? (Самостоятельные и служебные.)

3. Сообщение темы урока

Всему название дано:

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами -

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Попробуйте сформулировать тему урока. (Обобщение и систематизация знаний о частях речи.)

Попробуйте определить цель нашего урока. (Повторить сведения о частях речи).

- Задание. Запишите слова в 3 столбика по типам орфограмм. (Проверяемая безударная гласная в корне слова, проверяемая согласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова.) 1 ученик выполняет задание у доски.

- На какие группы еще  можно разделить эти слова? (Части речи: существительное, прилагательное, глагол.)

См..треть, лё…кий, сколь..кий, со…нце, з…л…неет, б..гут, сер…це, моло..ьба, праз…ник.

Учитель: Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Первая группа соберет весь материал о существительном, вторая о прилагательном, третья о глаголе. Каждой группе дается 5 минут для сбора информации. Затем каждая группа выступит  с сообщением. (1 человек по очереди читает вопрос; все вместе обсуждаете, какой ответ правильный; 1 человек записывает ответ.) (Приложение 1)

Дети выступают с сообщениями.

- Мы с вами повторили самостоятельные части речи, а про служебные еще не сказали. Давайте вместе ответим на следующие вопросы:

1. Что выражают, связывают, вносят служебные части речи?

2. Для чего служат?

4. Физкультминутка.

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

5. Закрепление  и обобщение материала

А. Работа в парах сменного состава.

Записать с комментированием предложение и выполнить задания.

Один ученик – консультант (пользуется карточкой), второй выполняет задание.

Выдаются карточки с заданием. (Приложение № 2)

Подводится итог работы:

«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;

«?» знак – материал не доучил, помогали товарищи;

Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия.

Б. Письмо от имени одной из частей речи. Дети слушают, как учитель читает письмо, обсуждают услышанное и приходят к выводу, какая часть речи это письмо написала.

  1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
  2. Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
  3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
  4. Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Выберите из предложенных вариантов 2 начала предложения и продолжите их.

  1. сегодня я узнал...
  2. было трудно…
  3. я понял, что…
  4. я научился…
  5. я смог…
  6. было интересно узнать, что…
  7. меня удивило…
  8. мне захотелось…

-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.

1. Дело мастера боится. (Ученик хорошо справился со всеми заданиями, уверен в своих знаниях).

2. Добрый разум не наживают сразу. (Ученик справился не со всеми заданиями, требуется повторить материал).

-Выбираем и записываем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.

7. Домашнее задание

Для учеников, которые записали первую пословицу: составить словарный диктант на 15 слов, выделить в словах орфограммы, оформить на отдельном листе.

Для учеников, которые записали вторую пословицу: составить словарный диктант на 10 слов, выделить в словах орфограммы, записать проверочные слова, задание выполнить в тетради.

Приложение 1.

Имя существительное

1. Что обозначает?

2.На какой вопрос отвечает?

3.Как изменяется?

4. Какие грамматические признаки имеет?

5. Какая форма является начальной у имени существительного?

6. Чем является в предложении?

        


Имя прилагательное

1. Что обозначает?

2.На какой вопрос отвечает?

3.Как изменяется? Имя прилагательные обычно командует или подчиняется?

4.Какие грамматические признаки имеет?

5. Какая форма является начальной у имени прилагательного?

6. Чем является в предложении?


Глагол

1. Что обозначает?

2.На какой вопрос отвечает?

3.Как изменяется?

4. Какие грамматические признаки имеет?

5. Какая форма является начальной у глагола?

6. Чем является в предложении?

Приложение № 2

1 вариант

1. Записать предложение по диктовку.

2. Объяснить орфограммы.

3.Сделать морфологический разбор слова.

4. Сделать морфемный разбор слова.

5. Подчеркнуть члены предложения и подписать части речи.

Осиновый2 листок дрожал на  ветру3.

Осиновый – осина слов. слово, суффикс -ов-; листок – лист; дрожал – дрожь, орфограмма пробел - на сильном ветру, на ветру – ветер.

На ветру – сущ., (на чем?), н.ф. ветер,  нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в П. п., в ед. ч., обст.

«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;

«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;

Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия

2 вариант

1. Записать предложение по диктовку.

2. Объяснить орфограммы.

3.Сделать морфологический разбор слова.

4. Сделать морфемный разбор слова.

5. Подчеркнуть члены предложения и подписать части речи.

По широкому шоссе мчались2 машины3.

Предлог  по  относится к сущ., широкому – ши пиши с и, окончание – ому (какому?), шоссе – слов. слово, мчались – ча пишу с а, ь знак показатель мякг. звука, машины – ши пиши с и, слов. слово.

Машины – сущ., (что?), н.ф. - машина, нариц., неодуш, во мн. ч. , 1 скл., в И. п., подл.

«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;

«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;

Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия

3 вариант

1. Записать предложение по диктовку.

2. Объяснить орфограммы.

3.Сделать морфологический разбор слова.

4. Сделать морфемный разбор слова.

5. Подчеркнуть члены предложения и подписать части речи.

Весной ласковое солнце пригревает2 мокрую землю3.

Весной – вёсны, ласковое – какое? ср. р., суффикс -ов-; солнце - солнечный , пригревает – прист. при-, греть, 1 спр. окончание –ет, мокрую – какую?

Землю – сущ.. (что?), н.ф. – земля, нариц, неодуш, ж.р., 1 скл.,в В п., в ед.ч., дополн.

«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;

«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;

Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия

4 вариант

1. Записать предложение по диктовку.

2. Объяснить орфограммы.

3.Сделать морфологический разбор слова.

4. Сделать морфемный разбор слова.

5. Подчеркнуть члены предложения и подписать части речи.

Тяжелый  самолет3 летит  над  морским2 заливом.

Тяжелый – тяжесть, самолет – сам, соединительная о в сложном слове, летит – полёт, предлог над относится к сущ., морским – море. Заливом – приставка  за-, В Т.п. – оконч.  –ом.

Самолет – сущ., (что?), н.ф. – самолет, нариц., неодуш, м. р., 2 скл., в И. п., в ед.ч., подлеж.

 «!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;

«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;

Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи

Урок обобщения знаний о признаках имени  существительного как части речи в 3 классе...

Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)

Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...

Урок письма и развития речи "Обобщение знаний о частях речи" 5 класс

Урок письма и развития речи по теме "Обобщение знаний о частях речи". Цель урока:обощить знания о частях речи. Задачи урока: создавать условия для развития у учащихся умения различать части речи; разв...

урок письма в 9 классе ГБОУ "Брасовская школа-интернат". Тема: « Обобщение знаний о частях речи»

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Миха...

Конспект урока по курсу «Логопедия» в 7Б классе в рамках недели службы СППС Закрепление и обобщение по теме «Части речи. Грамматические признаки»

Цель: повторить, систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Части речи. Грамматические признаки”.Задачи:образовательные: - систематизация частей речи; повторить...