Обобщение знаний о частях речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урока русского языка в 5-м классе по теме: «Обобщение знаний о частях речи»
Цель: усовершенствование знаний об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов; развитие умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их и правильно употреблять в речи; развитие умения правильно писать безударные окончания глаголов, имен существительных и прилагательных.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить изученный материал по теме: «Части речи».
Личностные УУД: осознание роли языка и речи в жизни людей.
Познавательные УУД: распознавать части речи и определять их морфологические признаки.
Коммуникативные УУД: умение строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: умение анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап (психологический настрой)
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям, И садитесь по местам. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти.
2. Актуализация ранее изученного.
Прочитайте пословицу: «Грамоте учиться - всегда пригодится».
- Объясните написание глаголов.
- Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше.)
-Объясните лексическое значение слова грамота? Где можно найти толкование этого слова? (В толковом словаре.)
Грамота – от греч. чтение и письмо – умение читать и писать.
-Для чего нужно быть грамотным человеком? В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык», «Ученье – свет, а неученье – тьма».
-Как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот ученик умеет правильно читать и писать.)
-Что значит «грамматически правильно писать и говорить»?
Словарь дает такое толкование:
Грамматика – наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.
-Что изучает морфология? (Части речи.)
-Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях.)
- Какие части речи вы знаете? На какие две группы их можно разделить? (Самостоятельные и служебные.)
3. Сообщение темы урока
Всему название дано:
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами -
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Попробуйте сформулировать тему урока. (Обобщение и систематизация знаний о частях речи.)
Попробуйте определить цель нашего урока. (Повторить сведения о частях речи).
- Задание. Запишите слова в 3 столбика по типам орфограмм. (Проверяемая безударная гласная в корне слова, проверяемая согласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова.) 1 ученик выполняет задание у доски.
- На какие группы еще можно разделить эти слова? (Части речи: существительное, прилагательное, глагол.)
См..треть, лё…кий, сколь..кий, со…нце, з…л…неет, б..гут, сер…це, моло..ьба, праз…ник.
Учитель: Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Первая группа соберет весь материал о существительном, вторая о прилагательном, третья о глаголе. Каждой группе дается 5 минут для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (1 человек по очереди читает вопрос; все вместе обсуждаете, какой ответ правильный; 1 человек записывает ответ.) (Приложение 1)
Дети выступают с сообщениями.
- Мы с вами повторили самостоятельные части речи, а про служебные еще не сказали. Давайте вместе ответим на следующие вопросы:
1. Что выражают, связывают, вносят служебные части речи?
2. Для чего служат?
4. Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
5. Закрепление и обобщение материала
А. Работа в парах сменного состава.
Записать с комментированием предложение и выполнить задания.
Один ученик – консультант (пользуется карточкой), второй выполняет задание.
Выдаются карточки с заданием. (Приложение № 2)
Подводится итог работы:
«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;
«?» знак – материал не доучил, помогали товарищи;
Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия.
Б. Письмо от имени одной из частей речи. Дети слушают, как учитель читает письмо, обсуждают услышанное и приходят к выводу, какая часть речи это письмо написала.
- Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
- Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
- Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
- Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?
Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.
- Итог урока. Рефлексия.
Выберите из предложенных вариантов 2 начала предложения и продолжите их.
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.
1. Дело мастера боится. (Ученик хорошо справился со всеми заданиями, уверен в своих знаниях).
2. Добрый разум не наживают сразу. (Ученик справился не со всеми заданиями, требуется повторить материал).
-Выбираем и записываем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.
7. Домашнее задание
Для учеников, которые записали первую пословицу: составить словарный диктант на 15 слов, выделить в словах орфограммы, оформить на отдельном листе.
Для учеников, которые записали вторую пословицу: составить словарный диктант на 10 слов, выделить в словах орфограммы, записать проверочные слова, задание выполнить в тетради.
Приложение 1.
Имя существительное
1. Что обозначает?
2.На какой вопрос отвечает?
3.Как изменяется?
4. Какие грамматические признаки имеет?
5. Какая форма является начальной у имени существительного?
6. Чем является в предложении?
Имя прилагательное
1. Что обозначает?
2.На какой вопрос отвечает?
3.Как изменяется? Имя прилагательные обычно командует или подчиняется?
4.Какие грамматические признаки имеет?
5. Какая форма является начальной у имени прилагательного?
6. Чем является в предложении?
Глагол
1. Что обозначает?
2.На какой вопрос отвечает?
3.Как изменяется?
4. Какие грамматические признаки имеет?
5. Какая форма является начальной у глагола?
6. Чем является в предложении?
Приложение № 2
1 вариант
1. Записать предложение по диктовку.
2. Объяснить орфограммы.
3.Сделать морфологический разбор слова.
4. Сделать морфемный разбор слова.
5. Подчеркнуть члены предложения и подписать части речи.
Осиновый2 листок дрожал на ветру3.
Осиновый – осина слов. слово, суффикс -ов-; листок – лист; дрожал – дрожь, орфограмма пробел - на сильном ветру, на ветру – ветер.
На ветру – сущ., (на чем?), н.ф. ветер, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в П. п., в ед. ч., обст.
«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;
«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;
Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия
2 вариант
1. Записать предложение по диктовку.
2. Объяснить орфограммы.
3.Сделать морфологический разбор слова.
4. Сделать морфемный разбор слова.
5. Подчеркнуть члены предложения и подписать части речи.
По широкому шоссе мчались2 машины3.
Предлог по относится к сущ., широкому – ши пиши с и, окончание – ому (какому?), шоссе – слов. слово, мчались – ча пишу с а, ь знак показатель мякг. звука, машины – ши пиши с и, слов. слово.
Машины – сущ., (что?), н.ф. - машина, нариц., неодуш, во мн. ч. , 1 скл., в И. п., подл.
«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;
«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;
Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия
3 вариант
1. Записать предложение по диктовку.
2. Объяснить орфограммы.
3.Сделать морфологический разбор слова.
4. Сделать морфемный разбор слова.
5. Подчеркнуть члены предложения и подписать части речи.
Весной ласковое солнце пригревает2 мокрую землю3.
Весной – вёсны, ласковое – какое? ср. р., суффикс -ов-; солнце - солнечный , пригревает – прист. при-, греть, 1 спр. окончание –ет, мокрую – какую?
Землю – сущ.. (что?), н.ф. – земля, нариц, неодуш, ж.р., 1 скл.,в В п., в ед.ч., дополн.
«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;
«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;
Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия
4 вариант
1. Записать предложение по диктовку.
2. Объяснить орфограммы.
3.Сделать морфологический разбор слова.
4. Сделать морфемный разбор слова.
5. Подчеркнуть члены предложения и подписать части речи.
Тяжелый самолет3 летит над морским2 заливом.
Тяжелый – тяжесть, самолет – сам, соединительная о в сложном слове, летит – полёт, предлог над относится к сущ., морским – море. Заливом – приставка за-, В Т.п. – оконч. –ом.
Самолет – сущ., (что?), н.ф. – самолет, нариц., неодуш, м. р., 2 скл., в И. п., в ед.ч., подлеж.
«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;
«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;
Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи
Урок обобщения знаний о признаках имени существительного как части речи в 3 классе...
Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)
Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...
Урок письма и развития речи "Обобщение знаний о частях речи" 5 класс
Урок письма и развития речи по теме "Обобщение знаний о частях речи". Цель урока:обощить знания о частях речи. Задачи урока: создавать условия для развития у учащихся умения различать части речи; разв...
урок письма в 9 классе ГБОУ "Брасовская школа-интернат". Тема: « Обобщение знаний о частях речи»
Вопрос о частях речи – один из наиболее древних. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Миха...
Конспект урока по курсу «Логопедия» в 7Б классе в рамках недели службы СППС Закрепление и обобщение по теме «Части речи. Грамматические признаки»
Цель: повторить, систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Части речи. Грамматические признаки”.Задачи:образовательные: - систематизация частей речи; повторить...