Разработка урока русского языка для обучающихся 5 «Б» класса VII вида по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока русского языка по теме:
«Самостоятельные и служебные части речи».
урок предназнаен для обуающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnye_i_sluzhebnye_ch.r.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка для обучающихся
5 «Б» класса VII вида по теме:
«Самостоятельные и служебные части речи».
Учитель: Микляева Елена Валерьевна, МОУ «Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска»
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
2. Формировать ключевые компетентности:
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);
- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);
- коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация).
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в группе, планировать работу, оценивать результат.
Цель урока (для учащихся): распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного письма.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Проблемно-поисковые
Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.
Словесные: эвристическая беседа
Практические: наблюдение, анализ
Оборудование: презентация в программе Microsoft Office PawerPoint, сигнальные карточки
Ход урока:
I.Повторение.
Записывается число, «классная работа», объявляется тема урока.
-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием «морфология», узнаем, что она изучает, познакомимся с самостоятельными и служебными частями речи.
Фронтальное повторение всех изученных ранее разделов русского языка.
-Помните, наш первый урок мы начали с путешествия по Земле Русский язык. В ней много разных стран (Фонетика, Графика, Лексика, Словообразование, Морфология, Синтаксис, Пунктуация и т.д.). А теперь откройте оглавление учебника и посмотрите, в каких странах мы уже побывали, т.е., какие разделы русского языка уже изучили. Назовите каждый раздел и скажите, что он изучает.
-Фонетика – изучает звуки.
-Лексика – слова и их значение.
- Словообразование- способы образования новых слов.
- Синтаксис – словосочетание, предложение и текст.
Сегодня мы начнем изучать новый раздел русского языка – морфологию.
II. Объяснение нового материала.
-Давайте вспомним стихотворение О.Высоцкой «Веселая грамматика» и приведем примеры известных нам частей речи.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
1.Объясняется раздел «Морфология»
-Вы назвали существительное, прилагательное, глагол, местоимение, частицу. Все это - части речи, и изучает их специальный раздел русского языка – морфология.
Запись на доске и в тетрадях:
Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи.
2.Рассказ учителя о самостоятельных и служебных частях речи.
-Мы уже много путешествовали, открывали новые страны Земли Русский язык. А сегодня мы пойдем в страну Морфологию и узнаем, кто там живет.
В стране Морфология 6 самостоятельных городов. Жители их богаты, они имеют собственное лексическое значение. Одни из них обозначают предметы, другие – признаки, количество, действие предметов, признаки действий. У каждого города свой вопрос: Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? Как? И т.п.
На воротах самого древнего города написано:
-Давно живу я в мире этом,
Даю названье всем предметам.
Жителей можно найти по вопросам: Кто? Что? Как называется этот город?
-Имя Существительное.
Их друзья живут в соседнем городе. Это они берут по утрам кисточки и окрашивают все в яркие цвета. Небо сразу стало каким? Голубым. Деревья стали какими? Зелеными. Солнце каким? Красным, а щеки у ребят румяными. Как называется этот город?
-Имя прилагательное.
На воротах третьего города написано:
-В науке грамматике
Мне слава и почет.
Я друг и математике,
Всему я знаю счет.
Жители постоянно считают предметы. Сколько детей в классе? Девять. Сколько школ в городе? Семь. Кто это?
-Имя числительное. О нем мы узнаем в6 классе.
Узнайте жителей етвертого города:
Мы предмет не называем.
Его признак мы скрываем,
Прямо не дадим ответа,
Скажем: «Он, ты, мы, этот».
Велико же будет удивление.
Если не узнали вы…
-Местоимение.
А что обозначают глаголы? По каким вопросам их можно найти?
Друзья глаголов живут на окраине страны Морфология, на берегу раки Трудностей, в городе Наречий. Они обозначают признак действия. Как живут? Дружно, весело. Где живут? Везде, слева, справа, впереди. Когда помогут? Сегодня, сейчас.
В каждом городе свои обычаи. В именах принято склоняться, т.е., изменяться по падежам:
Наша любимая школа
У нашей любимой школы
Нашей любимой школе
В глаголах жители спрягаются, т.е., изменяются по лицам и числам:
Я иду
Ты идешь
Он идет
Мы идем
Вы идете
Они идут
А наречие говорит о себе так:
-Очень трудный ,друзья,
И воспитать меня нельзя,
Знайте, с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.
Итак, назовите самостоятельные части речи.
Но есть в стране Морфологии еще пригородные поселки. Жители их бедны, он не имеют самостоятельного лексического значения. Они на службе у богатых и поэтому называются служебными. Кто это?
Я зависим, без сомненья,
Но есть и у меня права:
Соединяю предложенья
И равноправные слова.
-Союзы.
Как строитель созидает
Из кирпичей здания,
Я слова соединяю
В словосочетания.
Один не значу ничего,
Но вы должны понять,
Что мне приятнее всего
Друзей соединять.
-Предлоги.
Чтобы показать несогласие с кем-то или с чем-то, употребляется частица не. Вы пока знаете только ее, но поселок частиц большой, там живут: ведь, уж, едва, ли и другие частицы. Живут еще в Морфологии междометия. Они живут совсем отдельно. Выражают поощрение, похвалу, упрек, благодарность, восхищение…
Те,кого охватит страх,
Поизносят слово: «Ах!»
У кого-то зуб больной,
То и дело слышим: «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово: «Эй!»
Кто задерживает вздох,
Произносит слово: «Ох!»
У кого захватит дух,
Произносит: «Ух!»
Вот такая интересная страна, по которой нам предстоит путешествовать 3 года, 5,6,7 класс.
По ходу рассказа заполняется таблица «Части речи»
самостоятельные | служебные | междометия |
Имя существительное | Союзы | Ах |
Имя прилагательное | Предлоги | Ой |
Имя числительное | Частицы | Эй |
Местоимение | Ох | |
Глагол | ух | |
Наречие |
III.Закрепление.
1.Фронтальный опрос.
-На какие три группы делятся все части речи в русском языке?
-Назовите самостоятельные части речи.
-Назовите служебные части речи.
-Приведите примеры междометий.
2.Работа с сигнальными картами.
Союз, имя существительное, имя прилагательное, наречие, предлог, местоимение, частица.
3.Синтаксический разбор предложения. Определить части речи.
Взошло яркое солнце и светило город.
Делаем вывод о том, что самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные – нет.
4.Работа с пословицами, записанными на доске. Определить части речи, 1 предложение разобрать по членам.
1. Терпенье и труд все перетрут.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. За пирогом и чаем и мы не подкачаем.
Предварительная беседа
-Прочитайте пословицы. О чем они?
-Как вы понимаете их содержание?
5.Работа с учебником.
Упр. 445
1,2 строчки – с доской
3,4 строки – комментирование с места
5-8 строки самостоятельно в тетрадях
6. Выборочный диктант.
Выпишите в 3 столбика:
Существительные…глаголы…прилагательные
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики, и до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышко – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и полетели по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь.
Индивидуальное задание для слабый обучающихся: выписать только существительные.
IV. Подведение итогов.
Фронтальный опрос.
- Как называется наука о языке, изучающая части речи?
- Что изучает морфология?
- Назовите самостоятельные части речи. Приведите примеры существительных, прилагательных, глаголов.
- Назовите служебные части речи. Приведите примеры союзов, предлогов, частиц, междометий.
V.Домашнее задание.
- Выучить определения морфологии;
- Выучить таблицу, записанную в тетрадях;
- Упр.445, 2 абзац выполнить в тетрадях по заданию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Разработка урока русского языка в 7-8 классах сельской малокомплектной школы
Представленная здесь разработка может быть интересна учителям сельских малокомплектных школ, где из-за малого количества обучающихся приходится объединять классы. Естественно, это требует отличн...
разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.
Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)...
Разработка урока русского языка в 5 «В» классе: «Имя прилагательное»
Тема урока: «Имя прилагательное», 5 классЦель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи:обучающая: пополнить практический опыт учащихся в уп...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"
Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме» из раздела «Причастие в языке и речи», относящийся к уроку закрепления знаний, разработан для учащихся 6 класса, об...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к...
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....