Разработка урока русского языка для обучающихся 5 «Б» класса VII вида по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Микляева Елена Валерьевна

Разработка урока русского языка  по теме:

 «Самостоятельные и служебные части речи».

урок предназнаен для обуающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnye_i_sluzhebnye_ch.r.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка для обучающихся

5 «Б» класса VII вида по теме:

 «Самостоятельные и служебные части речи».

Учитель: Микляева Елена Валерьевна, МОУ «Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска»

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.  

2. Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);  

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

 - коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация).

Планируемые результаты:  обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока (для учащихся):  распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного письма.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.

Словесные:  эвристическая беседа 

Практические:  наблюдение, анализ

Оборудование: презентация в программе Microsoft Office PawerPoint, сигнальные карточки

Ход урока:

I.Повторение.

Записывается число, «классная работа», объявляется тема урока.

-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием «морфология», узнаем, что она изучает, познакомимся с самостоятельными и служебными частями речи.

Фронтальное повторение всех изученных ранее разделов русского языка.

-Помните, наш первый урок мы начали с путешествия по Земле Русский язык. В ней много разных стран (Фонетика, Графика, Лексика, Словообразование, Морфология, Синтаксис, Пунктуация и т.д.). А теперь откройте оглавление учебника и посмотрите, в каких странах мы уже побывали, т.е., какие разделы русского языка уже изучили. Назовите каждый раздел и скажите, что он изучает.

-Фонетика – изучает звуки.

-Лексика – слова и их значение.

- Словообразование- способы образования новых слов.

- Синтаксис – словосочетание, предложение и текст.

Сегодня мы начнем изучать новый раздел русского языка – морфологию.

II. Объяснение нового материала.

-Давайте вспомним стихотворение О.Высоцкой «Веселая грамматика» и приведем примеры известных нам частей речи.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

 С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

1.Объясняется раздел «Морфология»

-Вы назвали существительное, прилагательное, глагол, местоимение, частицу. Все это -  части речи, и изучает их специальный раздел русского языка – морфология.

Запись на доске и в тетрадях:

Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи.

2.Рассказ учителя о самостоятельных и служебных частях речи.

-Мы уже много путешествовали, открывали новые страны Земли Русский язык. А сегодня мы пойдем в страну Морфологию и узнаем, кто там живет.

В стране Морфология 6 самостоятельных городов. Жители их богаты, они имеют собственное лексическое значение. Одни из них обозначают предметы, другие – признаки, количество, действие предметов, признаки действий. У каждого города свой вопрос: Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? Как? И т.п.

На воротах самого древнего города написано:

-Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам.

Жителей можно найти по вопросам: Кто? Что? Как называется этот город?

-Имя Существительное.

Их друзья живут в соседнем городе. Это они берут по утрам кисточки и окрашивают все в яркие цвета. Небо сразу стало каким? Голубым. Деревья стали какими? Зелеными. Солнце каким? Красным, а щеки у ребят румяными. Как называется этот город?

-Имя прилагательное.

На воротах третьего города написано:

-В науке грамматике

Мне слава и почет.

Я друг и математике,

Всему я знаю счет.

Жители постоянно считают предметы. Сколько детей в классе? Девять. Сколько школ в городе? Семь. Кто это?

-Имя числительное. О нем мы узнаем в6 классе.

Узнайте жителей етвертого города:

Мы предмет не называем.

Его признак мы скрываем,

Прямо не дадим ответа,

Скажем: «Он, ты, мы, этот».

Велико же будет удивление.

Если не узнали вы…

-Местоимение.

А что обозначают глаголы? По каким вопросам их можно найти?

Друзья глаголов живут на окраине страны Морфология, на берегу раки Трудностей, в городе Наречий. Они обозначают признак действия. Как живут? Дружно, весело. Где живут? Везде, слева, справа, впереди. Когда помогут? Сегодня, сейчас.

В каждом  городе свои обычаи. В именах принято склоняться, т.е., изменяться по падежам:

Наша любимая школа

У нашей любимой школы

Нашей любимой школе

В глаголах жители спрягаются, т.е., изменяются по лицам и числам:

Я иду

Ты идешь

Он идет

Мы идем

Вы идете

Они идут

А наречие говорит о себе так:

-Очень трудный ,друзья,

И воспитать меня нельзя,

Знайте, с кем ни поведусь,

Все равно не изменюсь.

Итак, назовите самостоятельные части речи.

Но есть в стране Морфологии еще пригородные поселки. Жители их бедны, он не имеют самостоятельного лексического значения. Они на службе у богатых и поэтому называются служебными. Кто это?

Я зависим, без сомненья,

Но есть и у меня права:

Соединяю предложенья

И равноправные слова.

-Союзы.

Как строитель созидает

Из кирпичей здания,

Я слова соединяю

В словосочетания.

Один не значу ничего,

Но вы должны понять,

Что мне приятнее всего

Друзей соединять.

-Предлоги.

Чтобы показать несогласие с кем-то или с чем-то, употребляется частица не. Вы пока знаете только ее, но поселок частиц большой, там живут: ведь, уж, едва, ли и другие частицы. Живут еще в Морфологии междометия. Они живут совсем отдельно. Выражают поощрение, похвалу, упрек, благодарность, восхищение…

Те,кого охватит страх,

Поизносят слово: «Ах!»

У кого-то зуб больной,

То и дело слышим: «Ой!»

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово: «Эй!»

Кто задерживает вздох,

Произносит слово: «Ох!»

У кого захватит дух,

Произносит: «Ух!»

Вот такая интересная страна, по которой нам предстоит путешествовать 3 года, 5,6,7 класс.

По ходу рассказа заполняется таблица «Части речи»

самостоятельные

служебные

междометия

Имя существительное

Союзы

Ах

Имя прилагательное

Предлоги

Ой

Имя числительное

Частицы

Эй

Местоимение

Ох

Глагол

ух

Наречие

III.Закрепление.

1.Фронтальный опрос.

-На какие три группы делятся все части речи в русском языке?

-Назовите самостоятельные части речи.

-Назовите служебные части речи.

-Приведите примеры междометий.

2.Работа с сигнальными картами.

Союз, имя существительное, имя прилагательное, наречие, предлог, местоимение, частица.

3.Синтаксический разбор предложения. Определить части речи.

Взошло яркое солнце и светило город.

Делаем вывод о том, что самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные – нет.

4.Работа с пословицами, записанными на доске. Определить части речи, 1 предложение разобрать по членам.

1. Терпенье и труд все перетрут.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. За пирогом и чаем и мы не подкачаем.

Предварительная беседа

-Прочитайте пословицы. О чем они?

-Как вы понимаете их содержание?

5.Работа с учебником.

Упр. 445

1,2 строчки – с доской

3,4 строки – комментирование с места

5-8 строки самостоятельно в тетрадях

6. Выборочный диктант.

Выпишите в 3 столбика:

Существительные…глаголы…прилагательные

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики, и до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышко – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и полетели по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь.

 Индивидуальное задание для слабый обучающихся: выписать только существительные.

IV. Подведение итогов.

Фронтальный опрос.

  1. Как называется наука о языке, изучающая части речи?
  2. Что изучает морфология?
  3. Назовите самостоятельные части речи. Приведите примеры существительных, прилагательных, глаголов.
  4. Назовите служебные части речи. Приведите примеры союзов, предлогов, частиц, междометий.

V.Домашнее задание.

  1. Выучить определения морфологии;
  2. Выучить таблицу, записанную в тетрадях;
  3. Упр.445, 2 абзац выполнить в тетрадях по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 7-8 классах сельской малокомплектной школы

Представленная здесь разработка может быть интересна учителям сельских малокомплектных школ, где из-за малого количества обучающихся приходится объединять классы. Естественно, это требует отличн...

разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.

Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)...

Разработка урока русского языка в 5 «В» классе: «Имя прилагательное»

Тема урока:  «Имя прилагательное», 5 классЦель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи:обучающая:  пополнить практический опыт учащихся в уп...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»

Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....