ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5russkiy.docx | 48.71 КБ |
5rya.pptx | 81.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 124. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ*
Цель деятельности учителя | Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Грамматические категории, одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивацион- ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах | Листы обратной связи |
' Использованы материалы О. В. Борисовой.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Актуа | Воспроизведе | - На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, | Отвечают на во | Группо | Личностные: имеют моти | Устные |
лизация | ние ранее изу | но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно | просы. Строят | вая | вацию к учебной деятель | ответы |
и пробное | ченного, уста | этим мы сегодня будем заниматься. Но сначала ответьте, о ка | понятные для | ности. | ||
учебное | новление преем | кой части речи мы будем говорить? | партнера выска | Познавательные: выпол | ||
действие | ственных связей | На слайде: стихотворение А. Шибаева. | зывания. | няют учебно-познаватель | ||
прежних и но | Всему название дано - | Смотрят презен | ные действия в материали | |||
вых знаний | И зверю, и предмету. | тацию, осваива | зованной и умственной | |||
и применение их | Вещей вокруг полным-полно, | ют лингвистиче | форме; осуществляют для | |||
в новых ситуа | А безымянных нету. | ские термины. | решения учебных задач | |||
циях. | И всё, что может видеть глаз, - | Обдумывают от | операции анализа, синтеза, | |||
Эвристическая | Над нами и под нами, | веты на вопросы | сравнения, классификации, | |||
беседа с элемен | И всё, что в памяти у нас, - | и понимают, что | устанавливают причинно- | |||
тами игры | Означено словами. | знаний у них | следственные связи. | |||
- Правильно, речь пойдет об имени существительном. Посмот | недостаточно для | Регулятивные: принима | ||||
рите на экран. Перед вами - «Домик лингвистики» (слайд). От | полных ответов | ют и сохраняют учебную | ||||
- | ветьте мне, на каком этаже живет Имя существительное? | задачу | ||||
- Верно, на этаже МОРФОЛОГИЯ. | ||||||
- Что изучает морфология? (Части речи.) | ||||||
3. Выяв | Беседа, обсуж | - Мы с вами, изучая морфологию на предыдущих уроках, гово | Обдумывают от | Группо | Личностные: имеют жела | Устные |
ление ме | дение результа | рили об имени существительном. Сейчас мы проверим, что зна | веты на вопросы. | вая | ние осознавать свои труд | ответы |
ста и при | тов предыдуще | ем об этой части речи. | Формулируют | ности и стремятся к их пре | ||
чины за | го этапа. | Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее. | собственные | одолению; проявляют спо | ||
труднения | Раскрытие сущ | Имя существительное - это часть речи, которая обозначает | мысли, высказы | собность к самооценке | ||
ности новых | вают и обосно | своих действий, поступков. | ||||
понятий, усво | Имя существительное отвечает на вопросы ? | вывают свою | Познавательные: устанав | |||
ение новых спо | Имя существительное относится к одному из трёх родов: | точку зрения. | ливают причинно-следствен- | |||
собов учебной | Изменяется по и | В сотрудничестве | ные связи, делают выводы. | |||
и умственной | К 1-му склонению относятся имена существительные | с учителем и од | Регулятивные: осознают | |||
деятельности | ноклассниками | недостаточность своих | ||||
учащихся | Ко 2-му склонению относятся имена существительные | делают выводы. | знаний. | |||
Знакомят с ре | Коммуникативные: зада | |||||
К 3-му склонению относятся имена существительные | зультатами рабо | ют вопросы с целью полу | ||||
ты группы, слу | чения необходимой для | |||||
В предложении чаще всего является или | шают и обсуж | решения проблемы инфор | ||||
дают ответы | мации | |||||
товарищей |
На слайде:
- Перед вами новое задание - снежный ком.
Но он необычный, внутри него располагаются
буквы. Ваша задача - составить как можно боль-
ше слов, используя каждую букву всего один раз. - Слов какой части речи вы составили больше? (Существитель-
ных.) Распределим их на две группы: живые существа и вещи,
предметы. Какие из них будут отвечать на вопрос кто?
А на вопрос что?
Организует и сопровождает совместную учебную деятель-
ность. Дополняет ответы.
- Кто сформулирует тему нашего урока?
- А цель нашего урока - учиться грамотно делить имена суще-
ствительные на одушевлённые и неодушевлённые.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися,
принимающими ее на себя. - В первой строке запишите слова одушевлённые, которые от-
вечают на вопрос - КТО?, а во второй - неодушевлённые, кото-
рые отвечают на вопрос - ЧТО?
Запись в тетрадь.
Словарный диктант.
КТО? ЕжИ МастерицЫ ПчЁлка
ЧТО? зАкат рОсток цИфра жЁлудь ДеревЬя
- Прочитайте только те слова, в которых отразились темы 3-й
четверти... Проверьте написание слов по эталону (слайд).
Вывод:
Слова первой группы отвечают на вопрос «кто?» Значит, они
одушевлённые.
Слова второй группы отвечают на вопрос «что?» Значит, они
неодушевленные.
- Главный вопрос нашего урока: почему к одним существитель-
Продолжение табл.
3
4
5
7
Физкультминутка
По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой. Нам теперь пора домой.
Ходьба на месте. Прыжки на месте. Руки в стороны. Ходьба на месте
Выполняют элементарные физические упражнения
Фронтальная
Выполняют упражнения
4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения
ЧО
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями
Индивидуальная, групповая
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа
ным мы задаем вопрос «кто?», а к другим
«что?»
2
б
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. Творче | Раскрытие сущ | - Сегодня мы будем учиться различать одушевлённые и неоду | Формулируют | Фрон | Личностные: желают при | Устные |
ская прак | ности новых | шевлённые имена существительные. | собственные | тальная | обретать новые знания, | ответы. |
тическая | понятий, усво | Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил - | мысли, высказы | умения, совершенствовать | Письмен | |
деятель | ение новых спо | одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. | вают и обосно | имеющиеся. | ная ра | |
ность | собов учебной | Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о жи | вывают свою | Познавательные: читают | бота | |
по реали | и умственной | вом. Биологи считают, что росток и поросль живые. Наши пред | точку зрения. | и слушают, извлекая нуж | ||
зации по | деятельности | ки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан | В сотрудничестве | ную информацию, а также | ||
строенно | учащихся. | для них были одушевлёнными, мы же считаем сейчас одушев | с учителем и од | самостоятельно находят её | ||
го проекта | Выполнение | лёнными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевлён | ноклассниками | в материалах учебников, | ||
творческих за | ный? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове | делают выводы | рабочих тетрадей. | |||
даний на повы | одушевлённый ? | о способах раз | Регулятивные: контроли | |||
шение орфогра | - Что означают неодушевлённые существительные? (Неживую | граничения | руют учебные действия, | |||
фической зорко | материю.) | одушевленных | замечают допущенные | |||
сти, развитие | - Продолжим разграничивать одушевлённые и неодушевлённые | и неодушевлен | ошибки; осознают правило | |||
логического | имена существительные? Продолжаем записывать в столбики. | ных существи | контроля и успешно ис | |||
мышления, са | Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые суще | тельных в труд | пользуют его в решении | |||
мостоятельности | ствительные? Не всегда. | ных случаях | учебной задачи. | |||
и самоконтроля | Дитя, ручьи, чудище, лисички? | Коммуникативные: осу | ||||
- Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определе | ществляют совместную | |||||
ния одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот | деятельность в парах и ра | |||||
способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких | бочих группах с учётом | |||||
лисичках идет речь? (Слайд.) | конкретных учебно-позна | |||||
В нашем питомнике нет лисичек. (Кого? Это звери.) | вательных задач, умеют | |||||
Набрал корзину лисичек. (Чего? Это грибы.) | задавать вопросы для уточ | |||||
Просклоняем существительные. | нения последовательности | |||||
1-й вариант 2-й вариант | работы | |||||
• И. п. (кто?) лисички (что?) лисички | ||||||
• Р. п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек | ||||||
• Д. п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам | ||||||
* В. п. (кого?) лисичек (что?) лисички | ||||||
• Т. п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками | ||||||
• П. п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках | ||||||
Какую разницу вы заметили при склонении? | ||||||
Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных В. п. | ||||||
совпадает с Р. п., а у неодушевлённых существительных В. п. | ||||||
совпадает с И. п. | ||||||
Определение категории одушевлённости и неодушевлённости | ||||||
не совпадает с делением предметов на живые и неживые в при | ||||||
роде. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре. К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун. К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они «рождаются», «дышат», «развиваются», «цветут», «размножаются» и «умирают», но не способны передвигаться). - Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные? Вижу орла - вижу Орёл Позвать дворника - включить дворники Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения | ||||||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление | - Итак, сделаем общий вывод. Вывод делается обучающимися, затем открывается ключ на слайде. Вывод: грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые - это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей - у неодушевлённых. Одушевленность или неодушевленность - это постоянный признак каждого имени существительного | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | связных рассказов об изученных нормах. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса Работа с учебником | Выполняют упражнения 485, 486, 488. Дополнительное задание-487 | Индивидуальная | обобщения, выводы. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменная работа |
8. Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений в парах, оценивание | Подведем итоги (вопросы на слайде):
Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В. п. и Р. п., а у неодушевлённых - В. п. и И. п. | Составляют и произносят диалоги в парах, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам |
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений | Листы обратной связи |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Морфология Синтаксис Морфемика Орфография Фонетика
Имя существительное отвечает на вопросы ? Изменяется по и К 1-му склонению относятся имена существительные Ко 2-му склонению относятся имена существительные К 3-му склонению относятся имена существительные В предложении чаще всего является или
Цель - учиться грамотно делить имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые.
КТО? ЕжИ МастерицЫ ПчЁлка ЧТО? зАкат рОсток цИфр а жЁлудь ДеревЬя
В нашем питомнике нет лисичек. (Кого? Это звери .) Набрал корзину лисичек. (Чего? Это грибы.)
• И. п. (кто?) лисички (что?) лисички • Р. п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек • Д. п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам * В. п. (кого?) лисичек (что?) лисички • Т. п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками • П. п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных В. п. совпадает с Р. п., а у неодушевлённых существительных В. п.совпадает с И. п.
к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр .), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.
К неодушевлённым существительным относятся: названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они «рождаются», «дышат», «развиваются», «цветут», «размножаются» и «умирают», но не способны передвигаться).
Вижу орла - вижу Орёл
Вывод: грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые - это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей - у неодушевлённых. Одушевленность или неодушевленность - это постоянный признак каждого имени существительного
Какие имена существительные относятся к одушевлённым ? (Отвечающие на вопрос «кто?».) Какие имена существительные относятся к неодушевлённым? ( Отвечающие на вопрос «что?».) Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных? Д еление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое . Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В. п. и Р. п., а у неодушевлённых - В. п. и И. п.
Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные Цели урока: повторить морфологические признаки имени существительного;вырабатывать навыки определения одушевленны...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Урок русского языка в 5 классе в условиях внедрения ФГОС....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Презентация к уроку русского языка...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Презентация к уроку русского языка...
Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Тип урока - урок усвоения новых знаний. Учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Урок разработан по ФГОСу....
Проект урока в 7-м классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга Проект «Моя ини...