Проект урока в 7-м классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234
Адмиралтейского района
Санкт- Петербурга
Проект «Моя инициатива в образовании»
Травникова Светлана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы.
СПб, 2015г.
Моя педагогическая инициатива заключается в применении педагогом на уроках русского языка психологических знаний. Каждый ученик – личность. И какой личностью станет каждый ученик – дело не только родителей, но и, безусловно, педагогов. В рамках реализации ФГОС применение психологических аспектов при обучении просто необходимо. Однако насколько уместно применять психологические методы на уроке, посвященном изучению фундаментальных знаний? Казалось бы, «Суффиксы –чк-/-чн- без мягкого знака», «Знаки препинания в бессоюзных предложениях» - ну куда тут «добавишь» психологию? На мой взгляд, психологические приемы должны быть как бы растворены в теме. Они должны логично переплетаться с изучаемым материалом. Понимаю, не открою Америку ни для кого – педагог, что в Советском Союзе, что в России – всегда психолог. Все учителя получают психологическое образование. Психологов из учителей делать не нужно, иначе можно упустить тонкости своего предмета, увлекшись психологией. Баланс между знаниями по русскому языку и психологией на каждом занятии – вот это и есть новизна моего проекта.
Темы уроков русского языка, которые можно логично соединить с изучением психологических тем, могут быть такие: «Объяснительный диктант. Виды памяти. Приемы запоминания», «Развитие речи. Правила общения. Толерантность», «Изучение вводных слов. Развитие и обогащение речи» и др.
Уникальность разработанных мною занятий состоит в том, что ученики не только усваивают новые предметные знания, но и знакомятся с психологическими понятиями и явлениями.
Хотелось бы продемонстрировать предлагаемую мною инициативу на примере урока в 6-м классе. На данном занятии учитель помогает учащимся разобраться в себе. В частности учащиеся узнают, что такое «Я-образ», виды личностного Я. Они пытаются рассуждать об этом явлении, а также наблюдают и оценивают собственные черты «Я» и черты одноклассников.
Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Цели урока:
-Образовательные: Повторить морфологические признаки имени существительного;
вырабатывать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся;
-Воспитательные: воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира;
-Психологические: пробуждать в обучающихся стремление к успеху, способность к самостоятельной оценке своей работы, формировать умение общаться и взаимодействовать с другими детьми.
Ход урока:
Этапы | Приемы и методы | Содержание этапа |
Начало урока | Приём «Угадай»
Вопрос с расширением
| Назовите слово, которое состоит из одной буквы и двух звуков. -Я Кто знает, какой частью речи оно является? -Местоимением - Между прочим, эта часть речи названа так от словосочетания «место имени» - смотрите, как тонко! |
Введение в новую тему с контролем знаний | Психологический настрой «Все в твоих руках»
Приём письменный блиц- ответ «Доскажи слово»
| -Послушайте, пожалуйста, притчу. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Вот так и понимание, и владение русским языком, ребята в ваших руках. Сегодня мы поговорим и о вас, и руки ваши нам пригодятся, но самое главное, о чем мы должны поговорить – существительное. Мы изучаем эту часть речи уже несколько занятий и сегодня темой нашего занятия станет категория одушевленности существительного. -Как я уже сказала, сегодня мы поговорим о вас. О каждом отдельно. О вашем Я. Скажите, а так ли легко ответить на вопрос кто я? В науке психологии, которая изучает внутренний мир человека, его душу, по-другому, называют «Образ-Я». Каждый человек состоит из трёх личностных «Я»
В этом попробуем разобраться. На прошлом уроке мы записали ряд словарных слов. Сегодня проверим то, как вы их усвоили. Но в необычной форме. Сегодня я не буду диктовать вам словарные слова, вы напишите их, отвечая на мои вопросы.
Допишите вопрос «Кто я?» в различных ситуациях –
В школе я (ученик), в магазине я (покупатель), на улице я (пешеход), в транспорте я (пассажир), для своих вещей я (хозяин), на сцене я (артист), в поле знающий законы земледелия (агроном), в библиотеке (читатель), для тёти и дяди (племянник), когда я руководитель театра и кино (режиссёр), каждый наш мальчик в будущем (мужчина), каждая наша девочка (женщина), для своих родителей я (ребёнок), для своих близких друзей я (друг, подруга). (Дети меняются листами с соседом по парте, проверяют и оценивают друг друга).
- Как вы думаете, к какому из трёх видов «Образа- Я» относятся эти слова? (социальное) Мы живём среди людей, каждый раз играя определённую социальную роль. «Играя»-это не значит «прикидываясь». Просто, в рамках роли наше поведение перестаёт быть спонтанным, непредсказуемым. Мы подчиняемся определённым правилам: в школе, в библиотеке, в театре и даже дома - что же главное в этих правилах? (надо всегда быть доброжелательным, способным чувствовать боль и радость окружающих). |
Введение в новую тему с отработ-кой умений | Работа по учебнику: Приём «Цепочка» у доски
Приём: «Повторяем с расширением»
Чтение правила- вывода в учебнике | Допишите антонимы к словам: веселье (грусть), любовь (ненависть, презрение), мир (вражда, ссора), лень (труд), счастье (горе), храбрость (трусость), ложь (правда).
Что общего у этих слов? (существительные, отвечают на вопрос что? обозначают отвлечённые предметы, которые являются неодушевлёнными) Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера- имена существительные отвечающие на вопрос что?- являются неодушевлёнными. -К какому из трёх видов «Образа –Я» относятся эти слова? (психологическое) |
Физкультминутка | Приём «Отгадай»
Приём «Исследовательс-кая задача»
Приём «Ладонь»
| О ком из вас я говорю: этот человек общительный, отзывчивый, весёлый, успешный в учёбе, с хорошими музыкальными данными (???) Трудно отгадать? Почему? (многим ребятам присущи эти качества характера) Итак, продолжаю загадку: совсем невысокого роста, большие серые глаза, темные до плеч волосы, очень громкий голос! (!)
- К какому виду «Я» он относится? (физическое). Вы теперь поняли, что внутренние и внешние характеристики взаимосвязаны и дают общее представление о конкретном Образе «Я»
Помните, я сказала, что ваши руки нам пригодятся? На отдельных листах обведите собственную ладонь. На каждом из пальцев напишите черту своего характера, физическую особенность, а также какое-либо увлечение. Попробуйте выразить себя через существительное, (может это будет не просто. Может с помощью прилагательных – легче?) Листы подпишите на этой же стороне, сдайте учителю. (Учитель последовательно зачитывает характеристики на листах. Дети отгадывают – о ком из одноклассников идет речь). |
Повторение | Работа с упражнениями в учебнике |
|
Рефлексия | Саморефлексия | В тетради попробуйте схематично (может быть в виде смайла) изобразить эмоции, которые вы испытываете в конце нашего занятия. Может это радость, может – спокойствие, может – равнодушие, может – усталость. А может даже раздраженность или злость. |
Домашняя работа | Запись в дневник | (Учитель указывает номера упражнений на доске). -Спасибо за урок! Помните, что всё – в ваших руках! |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234
Адмиралтейского района
Санкт- Петербурга
Проект «Моя инициатива в образовании»
Травникова Светлана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы.
СПб, 2015г.
Моя педагогическая инициатива заключается в применении педагогом на уроках русского языка психологических знаний. Каждый ученик – личность. И какой личностью станет каждый ученик – дело не только родителей, но и, безусловно, педагогов. В рамках реализации ФГОС применение психологических аспектов при обучении просто необходимо. Однако насколько уместно применять психологические методы на уроке, посвященном изучению фундаментальных знаний? Казалось бы, «Суффиксы –чк-/-чн- без мягкого знака», «Знаки препинания в бессоюзных предложениях» - ну куда тут «добавишь» психологию? На мой взгляд, психологические приемы должны быть как бы растворены в теме. Они должны логично переплетаться с изучаемым материалом. Понимаю, не открою Америку ни для кого – педагог, что в Советском Союзе, что в России – всегда психолог. Все учителя получают психологическое образование. Психологов из учителей делать не нужно, иначе можно упустить тонкости своего предмета, увлекшись психологией. Баланс между знаниями по русскому языку и психологией на каждом занятии – вот это и есть новизна моего проекта.
Темы уроков русского языка, которые можно логично соединить с изучением психологических тем, могут быть такие: «Объяснительный диктант. Виды памяти. Приемы запоминания», «Развитие речи. Правила общения. Толерантность», «Изучение вводных слов. Развитие и обогащение речи» и др.
Уникальность разработанных мною занятий состоит в том, что ученики не только усваивают новые предметные знания, но и знакомятся с психологическими понятиями и явлениями.
Хотелось бы продемонстрировать предлагаемую мною инициативу на примере урока в 6-м классе. На данном занятии учитель помогает учащимся разобраться в себе. В частности учащиеся узнают, что такое «Я-образ», виды личностного Я. Они пытаются рассуждать об этом явлении, а также наблюдают и оценивают собственные черты «Я» и черты одноклассников.
Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Цели урока:
-Образовательные: Повторить морфологические признаки имени существительного;
вырабатывать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся;
-Воспитательные: воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира;
-Психологические: пробуждать в обучающихся стремление к успеху, способность к самостоятельной оценке своей работы, формировать умение общаться и взаимодействовать с другими детьми.
Ход урока:
Этапы | Приемы и методы | Содержание этапа |
Начало урока | Приём «Угадай» Вопрос с расширением | Назовите слово, которое состоит из одной буквы и двух звуков. -Я Кто знает, какой частью речи оно является? -Местоимением - Между прочим, эта часть речи названа так от словосочетания «место имени» - смотрите, как тонко! |
Введение в новую тему с контролем знаний | Психологический настрой «Все в твоих руках» Приём письменный блиц- ответ «Доскажи слово» | -Послушайте, пожалуйста, притчу. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Вот так и понимание, и владение русским языком, ребята в ваших руках. Сегодня мы поговорим и о вас, и руки ваши нам пригодятся, но самое главное, о чем мы должны поговорить – существительное. Мы изучаем эту часть речи уже несколько занятий и сегодня темой нашего занятия станет категория одушевленности существительного. -Как я уже сказала, сегодня мы поговорим о вас. О каждом отдельно. О вашем Я. Скажите, а так ли легко ответить на вопрос кто я? В науке психологии, которая изучает внутренний мир человека, его душу, по-другому, называют «Образ-Я». Каждый человек состоит из трёх личностных «Я»
В этом попробуем разобраться. На прошлом уроке мы записали ряд словарных слов. Сегодня проверим то, как вы их усвоили. Но в необычной форме. Сегодня я не буду диктовать вам словарные слова, вы напишите их, отвечая на мои вопросы. Допишите вопрос «Кто я?» в различных ситуациях – В школе я (ученик), в магазине я (покупатель), на улице я (пешеход), в транспорте я (пассажир), для своих вещей я (хозяин), на сцене я (артист), в поле знающий законы земледелия (агроном), в библиотеке (читатель), для тёти и дяди (племянник), когда я руководитель театра и кино (режиссёр), каждый наш мальчик в будущем (мужчина), каждая наша девочка (женщина), для своих родителей я (ребёнок), для своих близких друзей я (друг, подруга). (Дети меняются листами с соседом по парте, проверяют и оценивают друг друга). - Как вы думаете, к какому из трёх видов «Образа- Я» относятся эти слова? (социальное) Мы живём среди людей, каждый раз играя определённую социальную роль. «Играя»-это не значит «прикидываясь». Просто, в рамках роли наше поведение перестаёт быть спонтанным, непредсказуемым. Мы подчиняемся определённым правилам: в школе, в библиотеке, в театре и даже дома - что же главное в этих правилах? (надо всегда быть доброжелательным, способным чувствовать боль и радость окружающих). |
Введение в новую тему с отработ-кой умений | Работа по учебнику: Приём «Цепочка» у доски Приём: «Повторяем с расширением» Чтение правила- вывода в учебнике | Допишите антонимы к словам: веселье (грусть), любовь (ненависть, презрение), мир (вражда, ссора), лень (труд), счастье (горе), храбрость (трусость), ложь (правда).
Что общего у этих слов? (существительные, отвечают на вопрос что? обозначают отвлечённые предметы, которые являются неодушевлёнными) Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера- имена существительные отвечающие на вопрос что?- являются неодушевлёнными. -К какому из трёх видов «Образа –Я» относятся эти слова? (психологическое) |
Физкультминутка | Приём «Отгадай» Приём «Исследовательс-кая задача» Приём «Ладонь» | О ком из вас я говорю: этот человек общительный, отзывчивый, весёлый, успешный в учёбе, с хорошими музыкальными данными (???) Трудно отгадать? Почему? (многим ребятам присущи эти качества характера) Итак, продолжаю загадку: совсем невысокого роста, большие серые глаза, темные до плеч волосы, очень громкий голос! (!) - К какому виду «Я» он относится? (физическое). Вы теперь поняли, что внутренние и внешние характеристики взаимосвязаны и дают общее представление о конкретном Образе «Я» Помните, я сказала, что ваши руки нам пригодятся? На отдельных листах обведите собственную ладонь. На каждом из пальцев напишите черту своего характера, физическую особенность, а также какое-либо увлечение. Попробуйте выразить себя через существительное, (может это будет не просто. Может с помощью прилагательных – легче?) Листы подпишите на этой же стороне, сдайте учителю. (Учитель последовательно зачитывает характеристики на листах. Дети отгадывают – о ком из одноклассников идет речь). |
Повторение | Работа с упражнениями в учебнике |
|
Рефлексия | Саморефлексия | В тетради попробуйте схематично (может быть в виде смайла) изобразить эмоции, которые вы испытываете в конце нашего занятия. Может это радость, может – спокойствие, может – равнодушие, может – усталость. А может даже раздраженность или злость. |
Домашняя работа | Запись в дневник | (Учитель указывает номера упражнений на доске). -Спасибо за урок! Помните, что всё – в ваших руках! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
урок Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные Цели урока: повторить морфологические признаки имени существительного;вырабатывать навыки определения одушевленны...
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Урок русского языка в 5 классе в условиях внедрения ФГОС....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Презентация к уроку русского языка...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Презентация к уроку русского языка...
Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс
Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс) с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...