Проект урока в 7-м классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Травникова Светлана Сергеевна

 

 


ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234 
Адмиралтейского района
Санкт- Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Моя инициатива в образовании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Травникова Светлана Сергеевна,

 учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

СПб, 2015г.

Моя педагогическая инициатива заключается в применении педагогом на уроках русского языка психологических знаний. Каждый ученик – личность. И какой личностью станет каждый ученик – дело не только родителей, но и, безусловно, педагогов.  В рамках реализации ФГОС применение психологических аспектов при обучении просто необходимо. Однако насколько уместно применять психологические методы на уроке, посвященном изучению фундаментальных знаний? Казалось бы, «Суффиксы –чк-/-чн- без мягкого знака», «Знаки препинания в бессоюзных предложениях» - ну куда тут «добавишь» психологию? На мой взгляд, психологические приемы должны быть как бы растворены в теме. Они должны логично переплетаться с изучаемым материалом. Понимаю,  не открою Америку ни для кого – педагог, что в Советском Союзе, что в России – всегда психолог. Все учителя получают психологическое образование. Психологов из учителей делать не нужно, иначе можно упустить тонкости своего предмета, увлекшись психологией.  Баланс между знаниями по русскому языку и психологией на  каждом занятии – вот это и есть новизна моего проекта.

Темы уроков русского языка, которые можно логично соединить с изучением психологических тем, могут быть такие: «Объяснительный диктант. Виды памяти. Приемы запоминания», «Развитие речи. Правила общения. Толерантность», «Изучение вводных слов. Развитие и обогащение речи» и др.

Уникальность разработанных мною занятий состоит в том, что ученики  не только усваивают новые предметные знания, но и знакомятся с психологическими понятиями и явлениями.

Хотелось бы продемонстрировать предлагаемую мною инициативу на примере урока в 6-м классе. На данном занятии учитель помогает учащимся разобраться в себе. В частности учащиеся узнают, что такое «Я-образ», виды личностного Я. Они пытаются рассуждать об этом явлении, а также наблюдают и оценивают собственные черты «Я» и черты одноклассников.

 

 

 

 

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Цели урока

-Образовательные: Повторить морфологические признаки имени существительного;

вырабатывать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся;

-Воспитательные: воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира;

-Психологические: пробуждать в обучающихся стремление к успеху, способность к самостоятельной оценке своей работы, формировать умение общаться и взаимодействовать с другими детьми.

 

Ход урока:

Этапы

Приемы и методы

Содержание этапа

Начало урока

Приём «Угадай»

 

 

Вопрос с расширением

 

   Назовите слово, которое состоит из одной буквы и двух звуков.

Кто знает, какой частью речи оно является?

-Местоимением

- Между прочим, эта часть речи названа так от словосочетания «место имени» - смотрите, как тонко!              

Введение в новую тему с контролем знаний

Психологический настрой «Все в твоих руках»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём письменный блиц- ответ «Доскажи слово»

 

 

 

 

 

-Послушайте, пожалуйста, притчу.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 Вот так и понимание, и владение русским языком, ребята в ваших руках. Сегодня мы поговорим и о вас, и руки ваши нам пригодятся, но самое главное, о чем мы должны поговорить – существительное. Мы изучаем эту часть речи уже несколько занятий и сегодня темой нашего занятия станет категория одушевленности существительного.

-Как я уже сказала, сегодня мы поговорим о вас. О каждом отдельно. О вашем Я.

Скажите, а так ли легко ответить на вопрос кто я?

 В науке психологии, которая изучает внутренний мир человека, его душу, по-другому, называют «Образ-Я».    Каждый человек состоит из трёх личностных «Я»

  • Социальное
  • Психологическое
  • Физическое

В этом попробуем разобраться.

      На прошлом уроке мы записали ряд словарных слов. Сегодня проверим то, как вы их усвоили. Но в необычной форме. Сегодня я не буду диктовать вам словарные слова, вы напишите их, отвечая на мои вопросы.

 

Допишите вопрос «Кто я?» в различных ситуациях –

 

В школе я (ученик), в магазине я (покупатель), на улице я (пешеход), в транспорте я (пассажир), для своих вещей я (хозяин), на сцене я (артист), в поле знающий законы земледелия (агроном), в библиотеке (читатель), для тёти и дяди (племянник), когда я руководитель театра и кино (режиссёр), каждый наш мальчик в будущем (мужчина), каждая наша девочка (женщина), для своих родителей я (ребёнок), для своих близких друзей я (друг, подруга).  

(Дети меняются листами с соседом по парте, проверяют и оценивают друг друга).  

 

 -  Как вы думаете, к какому из трёх видов «Образа- Я» относятся эти слова?   (социальное)

     Мы живём среди людей, каждый раз играя определённую социальную роль. «Играя»-это не значит «прикидываясь». Просто, в рамках роли наше поведение перестаёт быть спонтанным, непредсказуемым. Мы подчиняемся  определённым правилам: в школе, в библиотеке, в театре и даже дома -  что же главное в этих правилах? (надо всегда быть доброжелательным, способным чувствовать боль и радость окружающих).

Введение в новую тему с отработ-кой умений

Работа по учебнику: Приём «Цепочка» у доски

 

Приём: «Повторяем с расширением»

 

Чтение правила- вывода в учебнике

   Допишите антонимы к словам: веселье (грусть), любовь (ненависть, презрение), мир (вражда, ссора), лень (труд), счастье (горе), храбрость (трусость), ложь (правда).

                     

   Что общего у этих слов? (существительные,  отвечают на вопрос что? обозначают отвлечённые предметы, которые являются неодушевлёнными)

     Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера- имена существительные отвечающие на вопрос что?- являются неодушевлёнными.

-К какому из трёх видов «Образа –Я» относятся эти слова?       (психологическое)

Физкультминутка

Приём «Отгадай»

 

 

 

Приём «Исследовательс-кая задача»

 

 

 

 

 

 

 

Приём «Ладонь»

 

О ком из вас я говорю: этот человек общительный, отзывчивый, весёлый, успешный в учёбе, с хорошими музыкальными данными (???)

      Трудно отгадать? Почему? (многим ребятам присущи эти качества характера)

       Итак, продолжаю загадку: совсем невысокого роста, большие серые глаза, темные до плеч волосы, очень громкий голос! (!)

 

- К какому виду «Я» он относится? (физическое).

 Вы теперь поняли, что внутренние и внешние характеристики взаимосвязаны и дают общее представление о конкретном Образе «Я»

 

Помните, я сказала, что ваши руки нам пригодятся?

На отдельных листах обведите собственную ладонь. На каждом из пальцев напишите черту своего характера, физическую особенность, а также какое-либо увлечение. Попробуйте выразить себя через существительное, (может это будет не просто. Может с помощью прилагательных – легче?)

Листы подпишите на этой же стороне, сдайте учителю.

(Учитель последовательно зачитывает характеристики на листах. Дети отгадывают – о ком из одноклассников идет речь).

Повторение

Работа с упражнениями в учебнике

        

Рефлексия

 Саморефлексия

 В тетради попробуйте схематично (может быть в виде смайла) изобразить эмоции, которые вы испытываете в конце нашего занятия. Может это радость, может – спокойствие, может – равнодушие, может – усталость. А может даже раздраженность или злость.

Домашняя работа

Запись в дневник

(Учитель указывает номера упражнений на доске).

-Спасибо за урок! Помните, что всё – в ваших руках!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:


ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234 
Адмиралтейского района
Санкт- Петербурга

Проект «Моя инициатива в образовании»

Травникова Светлана Сергеевна,

 учитель русского языка и литературы.

СПб, 2015г.

Моя педагогическая инициатива заключается в применении педагогом на уроках русского языка психологических знаний. Каждый ученик – личность. И какой личностью станет каждый ученик – дело не только родителей, но и, безусловно, педагогов.  В рамках реализации ФГОС применение психологических аспектов при обучении просто необходимо. Однако насколько уместно применять психологические методы на уроке, посвященном изучению фундаментальных знаний? Казалось бы, «Суффиксы –чк-/-чн- без мягкого знака», «Знаки препинания в бессоюзных предложениях» - ну куда тут «добавишь» психологию? На мой взгляд, психологические приемы должны быть как бы растворены в теме. Они должны логично переплетаться с изучаемым материалом. Понимаю,  не открою Америку ни для кого – педагог, что в Советском Союзе, что в России – всегда психолог. Все учителя получают психологическое образование. Психологов из учителей делать не нужно, иначе можно упустить тонкости своего предмета, увлекшись психологией.  Баланс между знаниями по русскому языку и психологией на  каждом занятии – вот это и есть новизна моего проекта.

Темы уроков русского языка, которые можно логично соединить с изучением психологических тем, могут быть такие: «Объяснительный диктант. Виды памяти. Приемы запоминания», «Развитие речи. Правила общения. Толерантность», «Изучение вводных слов. Развитие и обогащение речи» и др.

Уникальность разработанных мною занятий состоит в том, что ученики  не только усваивают новые предметные знания, но и знакомятся с психологическими понятиями и явлениями.

Хотелось бы продемонстрировать предлагаемую мною инициативу на примере урока в 6-м классе. На данном занятии учитель помогает учащимся разобраться в себе. В частности учащиеся узнают, что такое «Я-образ», виды личностного Я. Они пытаются рассуждать об этом явлении, а также наблюдают и оценивают собственные черты «Я» и черты одноклассников.

 

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Цели урока

-Образовательные: Повторить морфологические признаки имени существительного;

вырабатывать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся;

-Воспитательные: воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира;

-Психологические: пробуждать в обучающихся стремление к успеху, способность к самостоятельной оценке своей работы, формировать умение общаться и взаимодействовать с другими детьми.

Ход урока:

Этапы

Приемы и методы

Содержание этапа

Начало урока

Приём «Угадай»

Вопрос с расширением

   Назовите слово, которое состоит из одной буквы и двух звуков.

Кто знает, какой частью речи оно является?

-Местоимением

- Между прочим, эта часть речи названа так от словосочетания «место имени» - смотрите, как тонко!              

Введение в новую тему с контролем знаний

Психологический настрой «Все в твоих руках»

Приём письменный блиц- ответ «Доскажи слово»

-Послушайте, пожалуйста, притчу.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 Вот так и понимание, и владение русским языком, ребята в ваших руках. Сегодня мы поговорим и о вас, и руки ваши нам пригодятся, но самое главное, о чем мы должны поговорить – существительное. Мы изучаем эту часть речи уже несколько занятий и сегодня темой нашего занятия станет категория одушевленности существительного.

-Как я уже сказала, сегодня мы поговорим о вас. О каждом отдельно. О вашем Я.

Скажите, а так ли легко ответить на вопрос кто я?

 В науке психологии, которая изучает внутренний мир человека, его душу, по-другому, называют «Образ-Я».    Каждый человек состоит из трёх личностных «Я»

  • Социальное
  • Психологическое
  • Физическое 

В этом попробуем разобраться.

      На прошлом уроке мы записали ряд словарных слов. Сегодня проверим то, как вы их усвоили. Но в необычной форме. Сегодня я не буду диктовать вам словарные слова, вы напишите их, отвечая на мои вопросы.

Допишите вопрос «Кто я?» в различных ситуациях –

В школе я (ученик), в магазине я (покупатель), на улице я (пешеход), в транспорте я (пассажир), для своих вещей я (хозяин), на сцене я (артист), в поле знающий законы земледелия (агроном), в библиотеке (читатель), для тёти и дяди (племянник), когда я руководитель театра и кино (режиссёр), каждый наш мальчик в будущем (мужчина), каждая наша девочка (женщина), для своих родителей я (ребёнок), для своих близких друзей я (друг, подруга).  

(Дети меняются листами с соседом по парте, проверяют и оценивают друг друга).  

 -  Как вы думаете, к какому из трёх видов «Образа- Я» относятся эти слова?   (социальное)

     Мы живём среди людей, каждый раз играя определённую социальную роль. «Играя»-это не значит «прикидываясь». Просто, в рамках роли наше поведение перестаёт быть спонтанным, непредсказуемым. Мы подчиняемся  определённым правилам: в школе, в библиотеке, в театре и даже дома -  что же главное в этих правилах? (надо всегда быть доброжелательным, способным чувствовать боль и радость окружающих).

Введение в новую тему с отработ-кой умений

Работа по учебнику: Приём «Цепочка» у доски

Приём: «Повторяем с расширением»

Чтение правила- вывода в учебнике

   Допишите антонимы к словам: веселье (грусть), любовь (ненависть, презрение), мир (вражда, ссора), лень (труд), счастье (горе), храбрость (трусость), ложь (правда).

                     

   Что общего у этих слов? (существительные,  отвечают на вопрос что? обозначают отвлечённые предметы, которые являются неодушевлёнными)

     Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера- имена существительные отвечающие на вопрос что?- являются неодушевлёнными.

-К какому из трёх видов «Образа –Я» относятся эти слова?       (психологическое)

Физкультминутка

Приём «Отгадай»

Приём «Исследовательс-кая задача»

Приём «Ладонь»

О ком из вас я говорю: этот человек общительный, отзывчивый, весёлый, успешный в учёбе, с хорошими музыкальными данными (???)

      Трудно отгадать? Почему? (многим ребятам присущи эти качества характера)

       Итак, продолжаю загадку: совсем невысокого роста, большие серые глаза, темные до плеч волосы, очень громкий голос! (!)

- К какому виду «Я» он относится? (физическое).

 Вы теперь поняли, что внутренние и внешние характеристики взаимосвязаны и дают общее представление о конкретном Образе «Я»

Помните, я сказала, что ваши руки нам пригодятся?

На отдельных листах обведите собственную ладонь. На каждом из пальцев напишите черту своего характера, физическую особенность, а также какое-либо увлечение. Попробуйте выразить себя через существительное, (может это будет не просто. Может с помощью прилагательных – легче?)

Листы подпишите на этой же стороне, сдайте учителю.

(Учитель последовательно зачитывает характеристики на листах. Дети отгадывают – о ком из одноклассников идет речь).

Повторение

Работа с упражнениями в учебнике

         

Рефлексия

 Саморефлексия

 В тетради попробуйте схематично (может быть в виде смайла) изобразить эмоции, которые вы испытываете в конце нашего занятия. Может это радость, может – спокойствие, может – равнодушие, может – усталость. А может даже раздраженность или злость.

Домашняя работа

Запись в дневник

(Учитель указывает номера упражнений на доске).

-Спасибо за урок! Помните, что всё – в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

урок Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Тема урока:  Имена существительные одушевленные и неодушевленные Цели урока:  повторить морфологические признаки имени существительного;вырабатывать навыки определения одушевленны...

Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс

Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс)  с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...