Имена существительные одушевленные и неодушевленные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Разработала и провела Кара-Сал Н.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Шагонар.
Класс: 5
Учебник: «Русский язык». 5 класс. Под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представление об одушевленных и неодушевленных существительных и способах их различия, способствовать актуализации знаний учащихся по теме «Имя существительное».
Метапредметные: развивать информационную компетенцию: умение находить, преобразовывать и передавать информацию, развивать предметную компетенцию: навыки устной и письменной речи, навыки определения категории одушевленности и неодушевленности у существительных, развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно.
Личностные: формировать социокультурную компетентность: привитие бережного отношения к Родине, природе.
Формируемые УУД:
Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, работать в парах.
Познавательные: владеть различными видами аудирования; строить устное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения задания, выбор темпа работы.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок - это и есть наше с вами совместное творчество. Меня зовут Надежда Борисовна, я учитель русского языка школы №2 г.Шагонар.
- Актуализация знаний.
- Прочитайте слова (слайд 1).
На слайде слова в две колонки:
Отечество | солдат |
Отчизна | охранник |
Родина | пограничник |
Синонимы – это слова различные по написанию, но одинаковые по значению.
- Подумайте, что объединяет этих слов? Какая часть речи представлена? Почему? (отвечают на вопрос кто? что?, обозначают предмет).
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают живой предмет? (да). Значит, речь идет о живых существах. Есть душа.
- Выделите корень. Подберите однокоренные слова (душевный).
- Тогда эти существительные какие? (одушевленные).
- А другие слова, на какой вопрос отвечают? (что?) Добавьте к слову одушевленные приставку НЕ.
- Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
- Сформулируйте тему урока. (Имена существительные одушевленные и неодушевленные). На доске:
- Число
- Классная работа.
- Тема урока
- А какая цель нашего урока? Как вы думаете?
- Какой темой объединены данные слова в колонке? (приближается праздник – день защитника Отечества. Мы знаем героев России, наших земляков, которые отдели жизни за Родину).
- Работа по теме урока.
Послушайте стихотворение Булата Окуджавы – российского поэта «Бумажный солдатик» (слайд 2).
Один солдат на свете жил,
красивый и отважный,
но он игрушкой детской был:
ведь был солдат бумажный.
Он переделать мир хотел,
чтоб был счастливым каждый,
а сам на ниточке висел:
ведь был солдат бумажный.
Он был бы рад - в огонь и в дым,
за вас погибнуть дважды,
но потешались вы над ним:
ведь был солдат бумажный.
Не доверяли вы ему
своих секретов важных,
а почему?
А потому,
что был солдат бумажный.
А он судьбу свою кляня
Не тихой жизни жаждал.
И все просил: огня, огня.
Забыв, что он бумажный.
В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?
И он шагнул однажды,
и там сгорел он ни за грош:
ведь был солдат бумажный.
- Ради чего жил бумажный солдатик? (ради мирного неба над головой, ради жизни на земле).
- Ребята, не всегда категорию одушевленности легко определить. Возьмем слово солдат. Вопрос кто? но у поэта он, бумажный.
На помощь придет формула «Палочка-выручалочка» (слайд 3).
Одушевленные | Неодушевленные | |
Вопрос | КТО? | ЧТО? |
Что обозначает? | Обозначают названия предметов | |
Живой природы | Неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п. (во мн.числе) | В.п. = И.п. (во мн.числе) |
Проверка: нет (кого?) солдата – вижу (кого?) солдата
Вывод:
- Совпадение форм В.п. и Р.п. во множественном числе указывает на одушевлённость имени существительного.
- Совпадение форм В.п. и Им.п. во множественном числе указывает на неодушевлённость имени существительного.
- Разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения.
Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.
- Продолжите выборочную работу по тексту упражнения № 485 в парах (текст обязательно прочитать).
- Физминутка.
А сейчас сделаем небольшой перерыв и немножко подвигаемся. Играем в игру «Живое – неживое». Правила игры: я буду называть имена существительные. Если я назову существительное одушевленное, вы должны шагать, а если неодушевленное – хлопнуть в ладоши. Запомнили? Тогда вперед! Молодцы. Похлопали друг другу.
- Закрепление знаний.
Работа по картине (слайд 4).
Перед нами – известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона – «Мартовское солнце». На ней художник Юон изобразил свою родную землю. На ней изображено Подмосковье. Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом.
- Рассмотрите, какие предметы изображены на картине?
- Назовите их в следующем порядке: одушевленные и неодушевленные. Не забывайте задавать вопрос и пользоваться формулой.
- А какое впечатление на вас произвела картина? Какое настроение вызвала?
- Как вы считаете, художник любит природу, Родину?
«Любить природу – значит любить Родину»
утверждал писатель Пришвин.
- А для художника Родина – это и солнце, лес, родные места, прогулки верхом по снежным тропинкам.
- А что такое Родина для вас?
- Кто защищает наше Отечество, Родину?
- Рефлексия.
- Вы можете отличать существительные одушевленные и неодушевленные?
- Тебе было интересно на уроке?
- Что больше запомнилось?
- Произнеси слова, которые относятся к теме Отечество.
- Домашнее задание: сочинение «Что значит для вас Родина?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные Цели урока: повторить морфологические признаки имени существительного;вырабатывать навыки определения одушевленны...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Урок русского языка в 5 классе в условиях внедрения ФГОС....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Презентация к уроку русского языка...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Презентация к уроку русского языка...
Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Тип урока - урок усвоения новых знаний. Учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....
Проект урока в 7-м классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга Проект «Моя ини...
"Составь предложение по двум картинкам" (имена существительные одушевленные и неодушевленные). Упражнение для автоматизации звука [р] во фразах.
В презентации представлено задание, которое можно использовать в работе с детьми 5-7 лет на этапе закрепления правильного произношения звука [р] во фразах, а также для совершенствования представ...