Имена существительные одушевленные и неодушевленные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок разработан по ФГОСу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Имена существительные 95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Разработала и провела Кара-Сал Н.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Шагонар.

Класс: 5

Учебник: «Русский язык». 5 класс. Под редакцией Т.А.Ладыженской,  М.Т.Баранова.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать представление об одушевленных и неодушевленных существительных и способах их различия, способствовать актуализации знаний учащихся по теме «Имя существительное».

Метапредметные: развивать информационную компетенцию: умение находить, преобразовывать и передавать информацию, развивать предметную компетенцию: навыки устной и письменной речи, навыки определения категории одушевленности и неодушевленности у существительных, развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно.

Личностные: формировать социокультурную компетентность: привитие бережного отношения к Родине, природе.

Формируемые УУД:

Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, работать в парах.

Познавательные: владеть различными видами аудирования; строить устное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения задания, выбор темпа работы.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок - это и есть наше с вами совместное творчество. Меня зовут Надежда Борисовна, я учитель русского языка школы №2 г.Шагонар.

  1.  Актуализация знаний.

- Прочитайте слова (слайд 1).

На слайде слова в две колонки:

Отечество

солдат

Отчизна

охранник

Родина

пограничник

Синонимы – это слова различные по написанию, но одинаковые по значению.

  • Подумайте, что объединяет этих слов? Какая часть речи представлена?  Почему? (отвечают на вопрос кто? что?, обозначают предмет).
  • Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают живой предмет? (да). Значит, речь идет о живых существах. Есть душа.

- Выделите корень. Подберите однокоренные слова (душевный).

- Тогда эти существительные какие? (одушевленные).

  •  А другие слова, на какой вопрос отвечают? (что?) Добавьте к слову одушевленные приставку НЕ.

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
  • Сформулируйте тему урока. (Имена существительные одушевленные и неодушевленные). На доске:  
  1. Число
  2. Классная работа.
  3.  Тема урока

- А какая цель нашего урока? Как вы думаете?

- Какой темой объединены данные слова в колонке? (приближается праздник – день защитника Отечества. Мы знаем героев России, наших земляков, которые отдели жизни за Родину).

  1. Работа по теме урока.

Послушайте стихотворение Булата Окуджавы – российского поэта «Бумажный солдатик» (слайд 2).

Один солдат на свете жил,
красивый и отважный,
но он игрушкой детской был:
ведь был солдат бумажный.

Он переделать мир хотел,
чтоб был счастливым каждый,
а сам на ниточке висел:
ведь был солдат бумажный.

Он был бы рад - в огонь и в дым,
за вас погибнуть дважды,
но потешались вы над ним:
ведь был солдат бумажный.

Не доверяли вы ему
своих секретов важных,
а почему?
А потому,
что был солдат бумажный.

А он судьбу свою кляня
Не тихой жизни жаждал.
И все просил: огня, огня.
Забыв, что он бумажный.

В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?
И он шагнул однажды,
и там сгорел он ни за грош:
ведь был солдат бумажный.

- Ради чего жил бумажный солдатик? (ради мирного неба над головой, ради жизни на земле).

- Ребята, не всегда категорию одушевленности легко определить. Возьмем слово солдат. Вопрос кто? но у поэта он, бумажный.

На помощь придет формула «Палочка-выручалочка» (слайд 3).

Одушевленные

Неодушевленные

Вопрос

КТО?

ЧТО?

Что обозначает?

Обозначают названия предметов

Живой природы

Неживой природы

Формула

В.п. = Р.п.

(во мн.числе)

В.п. = И.п.

(во мн.числе)

             Проверка: нет (кого?) солдата – вижу (кого?) солдата

Вывод:  

-  Совпадение  форм В.п. и Р.п. во множественном числе  указывает на одушевлённость имени существительного.

-  Совпадение форм В.п. и  Им.п. во множественном числе указывает на неодушевлённость имени существительного.

  • Разграничение одушевлённых и неодушевлённых  существительных зависит от их лексического значения.

Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.

  • Продолжите выборочную работу по тексту упражнения № 485 в парах (текст обязательно прочитать).

  1. Физминутка.

А сейчас сделаем небольшой перерыв и немножко подвигаемся. Играем в игру «Живое – неживое». Правила игры: я буду называть имена существительные. Если я назову существительное одушевленное, вы должны шагать, а если неодушевленное – хлопнуть в ладоши. Запомнили? Тогда вперед! Молодцы. Похлопали друг другу.

  1. Закрепление знаний.

Работа по картине (слайд 4).

Описание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

        Перед нами – известнейшая картина Константина  Фёдоровича  Юона  –  «Мартовское солнце». На ней художник Юон изобразил свою родную землю. На ней изображено Подмосковье. Этот  пейзаж  раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом.

- Рассмотрите, какие предметы изображены на картине?

- Назовите их в следующем порядке: одушевленные и неодушевленные. Не забывайте задавать вопрос и пользоваться формулой.

- А какое впечатление на вас произвела картина? Какое настроение вызвала?

- Как вы считаете, художник любит природу, Родину?

«Любить природу – значит любить Родину»

утверждал писатель Пришвин.

- А для художника Родина – это и солнце, лес, родные места, прогулки верхом по снежным тропинкам.

- А что такое Родина для вас?

- Кто защищает наше Отечество, Родину?

  1. Рефлексия.
  1. Вы можете отличать существительные одушевленные и неодушевленные?
  2. Тебе было интересно на уроке?
  3. Что больше запомнилось?
  4. Произнеси слова, которые относятся к теме Отечество.
  1. Домашнее задание:  сочинение «Что значит для вас Родина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Тема урока:  Имена существительные одушевленные и неодушевленные Цели урока:  повторить морфологические признаки имени существительного;вырабатывать навыки определения одушевленны...

Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. Учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

Проект урока в 7-м классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга              Проект «Моя ини...

"Составь предложение по двум картинкам" (имена существительные одушевленные и неодушевленные). Упражнение для автоматизации звука [р] во фразах.

В презентации представлено задание, которое можно использовать в работе с детьми 5-7 лет на этапе закрепления  правильного произношения звука [р] во фразах, а также для совершенствования представ...