Урок-практикум по теме « Гласные в приставках пре- и при- »
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

умение правильно писать слова с приставками пре- и при-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum_po_teme_glasnye_v_pristavkah_pre-_i_pri-_.docx30.67 КБ
Файл pre-pri.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум  по теме « Гласные в приставках  пре- и  при- »

Цель: закрепить умение правильно писать слова с приставками  пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, самостоятельной работы.

Планируемые результаты: умение правильно писать слова с приставками пре- и при-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент

2.Грамматическая сказка  про  ПРИ- и ПРЕ-

В одном из городов страны Морфология жили сестры – приставки  ПРИ- и ПРЕ-.

Приставка ПРИ- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить.

Её сестра ПРЕ- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом совещании приставок  стали разбирать поведение приставки ПРЕ-. Приставка  РАЗ- сказала: «Твоя мать ПЕРЕ-не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали ее. Приставка ПРИ-, ее сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала,  и получилось слово « предать»? Как тебе не стыдно? А еще сестра называется».

Задумалась ПРЕ-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и вдруг – о чудо!  -стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».

Перевоспиталась приставка ПРЕ-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов все меньше и меньше.

    3.Работа с карточками  ( 1-в. ПРИ-,  2-в.  ПРЕ-, говорится слово, а ребята       должны показать карточку с приставкой, которая соответствует их варианту)

Превосходный, притихнуть, приозерный, преогромный, присесть, пригородный, преграда, прескучный, притронуться, приобрести, презабавный, преумный.

4.Работа в группах (соединить стрелками  слова с ПРЕ- и ПРИ- по их значению)

Прилететь                          сходно со словом  очень

Преградить                        присоединение

Приклеить                          неполнота действия

Приоткрыть                        сходно с приставкой пере-

Предлинный                       приближение

5. Лингвистическое задание.

    (Вставить пропущенные буквы, произвести  взаимопроверку )

         1. Пушки с пр..стани  палят,

          Кораблю пр..стать велят.

         2. Здравствуй, князь ты мой пр..красный!

           Что ты тих, как день ненастный?

          3.Только поп один  Балду не любит,

           Никогда его не пр..голубит.

         4. Пр..плыла к нему рыбка, спросила:

           «Чего тебе надобно, старче?»

          6.  Творческий диктант

            (Запишите одним словом, выделите приставки, укажите их значения)

              Лечь ненадолго. Сесть на краешек стула. Встать наполовину, не во весь рост. Умолкнуть на время. Немного ободрить. Слегка поднять. Заболеть несильно, ненадолго.

             7. Слова-паронимы ( слова, близкие друг к другу по звучанию, но с разным значением):

 призирать (заботиться, давать приют)

презирать ( не уважать, ненавидеть)

 придать (добавить)

предать (выдать кого-нибудь)

прибывать ( приезжать)

пребывать (находиться где-нибудь)

приступить ( начать )

преступить ( нарушить)

 притворить ( закрыть )

претворить (воплотить, осуществить)

Выделить приставки, указать их значение. Используя  данные словосочетания, составить  два простых предложения .

Пр..ступить к   работе, пр..дать товарища, не пр..давать значения, пр..ступить закон, плавно пр..землиться, пр..рвать беседу, пр..бытие поезда, пр..бывать в неведении, пр..творить дверь, пр..мирить друзей, пр..одолеть трудности.

8. Синтаксический разбор предложения (работа у доски)

 9. Синквейн

Приставка

Разные, значимые

Служит, образует, выделяется

Без приставки не обойтись

Часть слова

9.Рефлексия

Зеленый круг        -         Все понял (а), могу объяснить товарищу

Желтый круг        -          Многое понял (а), но мне еще нужна помощь

Красный круг       -         Мне трудно было на уроке

10.Домашнее задание  упр.214.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

Слайд 2

Грамматическая сказка про

Слайд 3

Прилететь сходно со словом очень Преградить присоединение Приклеить неполнота действия Приоткрыть сходно с приставкой пере- Предлинный приближение

Слайд 4

Пушки с пр стани палят, Кораблю пр стать велят. ... ... И И

Слайд 5

Здравствуй, князь ты мой пр красный ! Что ты тих, как день ненастный? … е

Слайд 6

Только поп один Балду не любит, Никогда его не пр голубит . … и

Слайд 7

Пр плыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» … и

Слайд 8

Лечь ненадолго. Сесть на краешек стула. Встать наполовину, не во весь рост. Умолкнуть на время. Немного ободрить. Слегка поднять. Заболеть несильно, ненадолго.

Слайд 9

призирать (заботиться, давать приют) презирать ( не уважать, ненавидеть) придать (добавить) предать (выдать кого-нибудь) прибывать ( приезжать) пребывать (находиться где-нибудь) приступить ( начать ) преступить ( нарушить) притворить ( закрыть ) претворить (воплотить, осуществить)

Слайд 10

Пр..ступить к работе, пр..дать товарища, не пр..давать значения, пр..ступить закон, плавно пр .. землиться , пр..рвать беседу, пр..бытие поезда, пр..бывать в неведении, пр..творить дверь, пр..мирить друзей, пр..одолеть трудности.

Слайд 11

Синквейн Приставка Разные, значимые Служит, образует, выделяется Без приставки не обойтись Часть слова

Слайд 12

Рефлексия - Мне трудно было на уроке - Многое понял (а), но мне еще нужна помощь - Все понял (а), могу объяснить товарищу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".

Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»

Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают  лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием....

задания для индивидуальной работы для учащихся 9 класса по теме "Гласные в корнях слов"

дидактический материал для самостоятельной работы учащихся...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.

Класс 6Тема и номер в теме  Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый  урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе Тема: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих»

Тема урока: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих».Цель: обобщить знания учащихся о правописании шипящих в сочетании с гласными.Задачи:Образовательные:-  совершенствовать у...