Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_e_-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»
Цель:
- знать о корнях с чередованием гласных е – и;
- уметь применять способ действия при выборе орфограммы е – и на практике;
- развивать речь, комментируя орфограммы, выполняя творческие задания;
- воспитывать интерес к слову, русскому языку в целом.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- На какие виды орфограмм было дано домашнее упражнение?
- Давайте остановимся на гласных орфограммах. Назовите их, приводя примеры.
-Есть ли слова с непроверяемой гласной?
-Какие виды гласных орфограмм бывают в русском языке?
На доске.
Безударные гласные в корне
проверяемые непроверяемые чередующиеся
укр…плять- к…стер, распол…житься.
разв…вать- в п…латке,
Задание. Одному ученику вставить орфограммы, где это возможно, написать проверочные слова.
А в это время учитель читает загадки. Класс отгадывает, на слух определяет слово с чередованием, записывает, объясняет орфограммы.
- Не сеют, не сажают, а сами вырастают. (Волосы.)
- Меня били, колотили, мыли, сушили, потом сшили да на стол положили. (Скатерть.)
(В тетради должна получиться следующая запись: вырастают, положили.)
Проверка учащегося у доски.
-Все правильно?
Вопрос ученику:
-Можно ли проверить слова 3 столбика?
(Нет, нужно знать правило.)
Вывод.
-На какие 3 вида делятся гласные орфограммы?
-Какие корни с чередованием мы с вами энаем?
На экране:
-лаг-(-лож-),
-раст-(-ращ-,-рос-), искл.:росток,отрасль.
-От чего зависит выбор гласных в них?
(От рядом стоящих согласных.)
Сдача тетрадей. Звучит цель.
- Новая тема.
-Посмотрите на экран.
Определите вид глаголов 1 и 2 столбиков
Несовершенный | Совершенный |
Запирать | - запер. |
Вытирать | - вытер. |
Замирать | -замер. |
Отдирать | - отдеру. |
Избирать | - изберу. |
-Что можно сказать о глаголах каждой строчки?
(Они образуют видовую пару. Это слова с одним корнем, в котором происходит чередование.)
-Почему в 1 случае пишем и, а во 2 – е?
-От чего зависит выбор гласной в корне?
(От суффикса а.)
Смотрим на экран.
-Посмотрите и запомните корни с чередованием Е – И.
-Что управляет гласной в корне?
(Суффикс а.)
- Закрепление.
- Работа с тренингом. ( На столах у каждого учащегося лежат тренинги.)
Рассмотрим таблицу.(Обратите внимание на графическое обозначение корней.)
(п.11, вариант №1)
Записываем по одному слову с проговариванием (с места), обозначая орфограмму.
- Физминутка.
- Разбор и запись домашнего задания (п.113, упражнение №653, I вариант-1часть, II вариант- 2 часть.)
- Работа с пословицами. (Самостоятельно.) Посмотрим на экран.
Задание. Выписать из пословицы слово с чередованием Е – И в корне, графически обозначить орфограмму.
- Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
- Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
- Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.
- Скупой запирает крепко, а потчует редко.
- Язык без ног, но далеко пробирается.
Взаимопроверка.
-Как вы понимаете смысл последней пословицы?
(В тетради должна получиться следующая запись: собирай, наберешь, собирает, набирает, запирает, пробирается.)
- Дифференцированная работа с текстом и по вариантам.
I группа учащихся.
На столах – текст.
Задание. Прочитать текст.
-Каков стиль? Тип текста?
-Выпишете слова с корнями с чередованием гласных Е – И, выделите орфограммы.
I вариант – с гласной И в корне.
II вариант – с гласной Е в корне.
Текст.
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
(В тетради должна получиться следующая запись: I вариант – замирает, расстилается, пробираться; II вариант – стелется, заблестит.
II группа учащихся.
На столах – рисунок.
Задание. Составить из 3 – 4 предложений текст, используя опорные слова с корнями с чередованием.
Проверка учащихся I группы по вариантам, а затем – учащихся II группы.
- Итоги.
-Какие корни с чередованием узнали на уроке? От чего зависит выбор гласной в них?
- Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Гласные а-о в корнях -раст- -ращ- -рос-"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в конях -раст- -ращ- -рос-" с использованием универсальных учебных действий...
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Гласные в приставках пре и при
Презентация традиционного урока "Гласные в приставках пре и при" представляет собой конспект урока с применением мнемонических приемов и творческих заданий с последующей самопроверкой....
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Урок русского языка .5 класс .Тема "Буквы е-и в корнях с чередованием. "
Формировать навык правильного написания корней с чередованием...