Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку

Ильенко Екатерина Владимировна

Технология развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kritichekskogo_myshleniya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чертковская СОШ №1

Ильенко Екатерина Владимировна

Учитель русского языка и литературы

Выступление на  педагогическом совете     7.11.2018г.

Тема : «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка  и литературы».

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов.Ее присутствие на каждом уроке обязательно.Эта стадияпозволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление.Здесь другиезадачи. Эта стадия позволяет ученику:

получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями;

искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия.Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).

Основные задачи дискуссии:

обмен первичной информацией; выявление противоречий; переосмысления полученных сведений;

сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями,

доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Следующий прием, заслуживающий внимания, - прием«толстые»и«тонкие»

вопросы (на основе методики Б.Блума).

Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.

  1. Простые вопросы.
  2. Уточняющие вопросы.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
  4. Творческие вопросы.
  5. Оценочные вопросы.
  6. Практические вопросы.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Этот прием требует подготовительной работы:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

  • Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
  • Динамичный, событийный сюжет;
  • Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
  1. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
  1. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определѐнные навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

Излюбленным приемом в году стал «Синквейн» (с данной технологией я познакомилась на портале «Сеть творческих учителей»).

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится. Чаще всего использую этот метод на уроках литературы с 8 класса.

Правила написания синквейна: 1 строка: тема одним словом–существительное.

2 строка: описание темы в двух словах–прилагательные.

3 строка:описание действия в рамках этой темы-три глагола или деепричастия. 4 строка: отношение к теме,чувства,эмоции–фраза из четырех слов.

5 строка: повторение сути темы одним словом или словосочетанием–синоним.

Пример синквейна

«Ромео и Джульетта», Романтическая, трагическая. Поражает, восхищает, завораживает. Нет повести печальнее на свете. Любовь.

Приём «Инсерт»

Инсерт, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова.

При чтении текста (например, текста учебника, знакомящего с писателем как представителем литературной эпохи) учащиеся на полях расставляют следующие пометки карандашом:

«V» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«–» - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Прием «Кластеры»

Прием «Кластеры» можно применять как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме (Мамедалиева).

Прием «Составление синквейна»

В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

1) На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна;

2) На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3) На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

4) На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

5) Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение

Желтков

Благородный, интеллигентный

Любит, боготворит, жертвует

Достоин восхищения, сочувствия, памяти

Романтика (или Любовь)

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра, экскурсия и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика.Попадая в необычную ситуацию, ребѐнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не...

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Главной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».Система развития критическо...