Курс по выбору "Секреты орфографии"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Курс «Секреты орфографии», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_rus_yaz_v_9_kl.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Мачулинская ОШ
Элективный курс
по русскому языку в 9 классе
«Секреты орфографии»
Составитель учитель русского языка и литературы
Винокурова Е.А.
Пояснительная записка
Элективный курс «Секреты орфографии», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.
Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
Задачи курса:
- при анализе трудных случаев правописания уделить внимание этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания отдельных морфем;
- развить умение применять теоретические знания на практике на основе анализа текстов с активным применением лингвистических словарей.
Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.
Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, М.В. Панова, Б.Н. Тимофеева, Л.А. Ахременковой, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой (см. раздел «Литература»).
Место курса в учебном плане школы
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Предметным результатом могут быть:
- орфографический диктант;
- тест по орфографии;
- работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
- реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.
Учебно-тематический план
№ | Содержание разделов и тем | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять. | 1 | Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа. |
2. | Орфограммы в корне слова. | 1 | Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя». |
3. | Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня. | 2 | Анализ правописания дан- ных слов; орфографичес- кий разбор. |
4. | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. | 1 | Выборочное письмо; под- бор примеров на данное правило. |
5. | Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова. | 2 | Выборочный диктант; орфографический разбор. |
6. | Н и НН в разных частях речи. | 2 | Подбор примеров на дан- ное правило. |
7. | Правописание НЕ с разными частями речи. | 2 | Диктант «Проверяю се- бя»; анализ правописания данных слов. |
8. | Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи. | 2 | Объяснительный словар- ный диктант; классификационно- обобщающая работа. |
9. | Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи. | 3 | Орфографический анализ текста. |
10. | Зачетная работа. | 1 | Орфографический дик- тант, тест или исправле-ние орфографических ошибок в данном тексте. |
Итого: | 17 |
Содержание программы
Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.
Тема 2. Орфограммы в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё
после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.
Тема 6. Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).
Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.
Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во | Дата по плану | Дата факт. |
1 | Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять. | 1 | ||
2 | Орфограммы в корне слова. | 1 | ||
3 | Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня. | 1 | ||
4 | Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня. | 1 | ||
5 | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. | 1 | ||
6 | Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова. | 1 | ||
7 | Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова. | 1 | ||
8 | Н и НН в разных частях речи. | 1 | ||
9 | Н и НН в разных частях речи. | 1 | ||
10 | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | ||
11 | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | ||
12 | Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи. | 1 | ||
13 | Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи. | 1 | ||
14 | Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи. | 1 | ||
15 | Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи. | 1 | ||
16 | Зачетная работа. | 1 | ||
Итого | 16 |
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса обучаемый должен знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний;
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи;
- правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;
- отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;
- согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;
ЛИТЕРАТУРА
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
СПб, 2000.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.
4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
5. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа
спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский
язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,
2004.
- Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
8. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся
7-8 классов. – М., 1984.
9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
- Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
- Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
- Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии
и пунктуации. – СПб, 2003.
16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из
опыта работы. – М., 1982.
17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие
для учителя. – М., 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.
Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс
Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...
Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 6-7 классов....