Курс по выбору "Секреты орфографии"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Винокурова Елена Александровна

     Курс «Секреты орфографии», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.     

 

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_rus_yaz_v_9_kl.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Мачулинская ОШ

Элективный курс

по русскому языку  в 9 классе

«Секреты орфографии»

                                               Составитель учитель русского языка и литературы

Винокурова Е.А.

Пояснительная записка

     Элективный курс «Секреты орфографии», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.

Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.

Задачи курса:

- при анализе трудных случаев правописания уделить внимание этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания отдельных морфем;

- развить умение применять теоретические знания на практике на основе анализа текстов с активным применением лингвистических словарей.

  Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.

     Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, М.В. Панова, Б.Н. Тимофеева, Л.А. Ахременковой, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой (см. раздел «Литература»).

Место  курса в учебном плане школы

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

 Предметным результатом могут быть:

  1. орфографический диктант;
  2. тест по орфографии;
  3. работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
  4. реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.

Учебно-тематический план

Содержание разделов и тем

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся

1.

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

1

Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.

2.

Орфограммы в корне слова.

1

Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».

3.

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

2

Анализ правописания дан-

ных слов; орфографичес-  кий разбор.

4.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

1

Выборочное письмо; под-

бор примеров на данное правило.

5.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

2

Выборочный диктант; орфографический разбор.

6.

Н и НН в разных частях речи.

2

Подбор примеров на дан- ное правило.

7.

Правописание НЕ с разными частями речи.

2

Диктант «Проверяю се- бя»; анализ правописания данных слов.

8.

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

2

Объяснительный словар- ный диктант; классификационно-

обобщающая работа.

9.

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

3

Орфографический анализ

текста.

10.

Зачетная работа.

1

Орфографический дик- тант, тест или исправле-ние орфографических ошибок в данном тексте.

                                             Итого:

17

Содержание программы

Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

           Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

        

Тема 2. Орфограммы в корне слова.

           Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

           Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

           Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

           Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё

после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

           Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

           Слитное и раздельное написание  НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

Тема 8.  Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

           Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

           Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

           В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

Дата по плану

Дата факт.

1

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

1

2

Орфограммы в корне слова.

1

3

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

1

4

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

1

5

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

1

6

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

1

7

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

1

8

Н и НН в разных частях речи.

1

9

Н и НН в разных частях речи.

1

10

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

11

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

12

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

1

13

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

1

14

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

1

15

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

1

16

Зачетная работа.

1

Итого

16

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний;

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи;
  • правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;
  • отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;
  • согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.

  1. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –

СПб, 2000.

 

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.

      4.   Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

5.   Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа

      спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский

      язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

 

6.   Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,

      2004.

  1.  Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

8.   Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся

      7-8 классов. – М., 1984.

9.   Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

  1. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.

11.  Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

  1. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.

13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

  1. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии

      и пунктуации. – СПб, 2003.

16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из

      опыта работы. – М., 1982.

17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие

      для учителя. – М., 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...

Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс

Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....