Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО: ________ / С.С.Арбаева/ протокол № _1_ от « 29 » 08 2019 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /Л.Н.Буяева/ протокол № _1_ от «30 » 08 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: __________ / М.В. Хамеруева / приказ № _ от « 02» 09 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Тайны русского языка»
6 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _1_ от «31» 08 2018г. | Составила: Жамьянова О.И. Должность: учитель русского языка и литературы |
Улан-Удэ
2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29.12.2012 года.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
3. Примерной программы основного общего образования по русскому языку: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,12-е издание, переработанное,- М.: «Просвещение», 2014.
4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37»
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2019-2020 учебный год
6. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.
9. Требований к оснащению учебного процесса по русскому языку.
Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач: 1. познакомить с основными этапами в развитии языка; 2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового; 3. пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи; 4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; 5. способствовать развитию смекалки и сообразительности. 6. создать условия для учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 6 классов. Всего 35 часов, по одному часу в неделю внеаудиторного времени.
Планируемые результаты
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс (35 ч.)
«В начале было слово…», или Что мы знаем о языке (4 часа)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство (1 ч.). Общаются ли между собой животные (1 ч.). Как появился человеческий язык (1 ч.). Есть ли родственники у русского языка (1 ч).
Как аукнется, так и откликнется, или Как произносятся слова (Фонетика и орфоэпия) (5 часов)
Что такое орфоэпия (1ч.). Что мы знаем о смыслоразличительной роли словесного ударения (1 ч.). Почему не всегда совпадает звучание и написание слова (1 ч.). Для чего используются звуковые повторы в речи (1 ч.). «Своя игра» (1 ч.).
Что написано пером, то не вырубишь топором, или Как записать звучащую речь (8 часов)
Как обходились без письма? (1 ч.). Древние письмена (1 ч.). Что мы знаем о русском алфавите (1 ч.). Зачем нужно знать алфавит (1 ч.). В чем секрет русской орфографии (1 ч.). Буква Ё! Можем ли мы без неё? (1 ч.). Нужны ли пунктуационные правила (1 ч.). Интеллектуальная игра «Играя, изучаем» (1 ч.).
Яблочко от яблони недалеко падает, или Как образуются слова (Морфемика и словообразование) (5 часов)
О чем рассказывает морфема (1 ч.). Как образуются слова (1 ч.). Что такое этимология (1 ч.). Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова (1 ч.). Урок-игра «Брейн-ринг» (1 ч.)
Язык словами силён, или Тайны русского слова (7 часов)
Что мы знаем о лексическом значении слова (1 ч.). Где прячутся диалектизмы (1 ч.). Стареют ли слова (1 ч.). Зачем приходят иноязычные слова (1 ч.). О чем рассказывают фразеологизмы (1 ч.). Где же хранятся слова? (1 ч.). Урок-путешествие по стране Лексика (1 ч.).
Грамматике учиться всегда пригодится, или Секреты морфологии и синтаксиса (6 часов)
Что мы знаем о частях речи в русском языке (1 ч.). Как связаны между собой слова в словосочетании (1 ч.). В чем секрет предложения (1 ч.). Игра «Умники и умницы» (1 ч.). Удивительный русский язык (1 ч.). Итоговое занятие (1 ч).
№ п/п | Название разделов и тем | Хар-ка основных видов деятельности учащихся | Теория | Практика | Всего часов | |
«В начале было слово…», или Что мы знаем о языке (4 часа) | ||||||
1 | Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. | Лекционное занятие. | 1 | 1 | ||
2 | Общаются ли между собой животные | Лекционное занятие, практические задания | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3 | Как появился человеческий язык | Лекционное занятие, индивидуальная и групповая работа. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 | Есть ли родственники у русского языка | Сбор материала и анализ. | 1 | 1 | ||
Как аукнется, так и откликнется, или Как произносятся слова (Фонетика и орфоэпия) (5 часов) | ||||||
5 | Что такое орфоэпия | Лекционное занятие, работа со словарем, практические задания. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6 | Что мы знаем о смыслоразличительной роли словесного ударения | Сбор материала и анализ, практические задания. | 1 | 1 | ||
7 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова | Практические задания. | 1 | 1 | ||
8 | Для чего используются звуковые повторы в речи | Индивидуальная и групповая работа. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
9 | «Своя игра» | Групповая работа. | 1 | 1 | ||
Что написано пером, то не вырубишь топором, или Как записать звучащую речь (8 часов) | ||||||
10 | Как обходились без письма? | Лекционное занятие, практические занятия | 0,5 | 0,5 | 1 | |
11 | Древние письмена | Лекционное занятие, подготовка сообщений. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
12 | Что мы знаем о русском алфавите | Индивидуальная и групповая поисковая работа. | 1 | 1 | ||
13 | Зачем нужно знать алфавит | Практические задания. | 1 | 1 | ||
14 | В чем секрет русской орфографии | Лекционное занятие, практические задания. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
15 | Буква Ё! Можем ли мы без неё? | Лекционное занятие, написание творческих работ. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
16 | Нужны ли пунктуационные правила | Сбор материала и анализ. | 1 | 1 | ||
17 | Интеллектуальная игра «Играя, изучаем» | Групповая работа. | 1 | 1 | ||
Яблочко от яблони недалеко падает, или Как образуются слова (Морфемика и словообразование) (5 часов) | ||||||
18 | О чем рассказывает морфема | Лекционное занятие. | 1 | 1 | ||
19 | Как образуются слова | Элементы игровых технологий. | 1 | 1 | ||
20 | Что такое этимология | Работа со словарем, составление «паспорта» слова. | 1 | 1 | ||
21 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | Лекционное занятие, наблюдение за языком, сбор материала и анализ. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
22 | Урок-игра «Брейн-ринг» | Групповая и индивидуальная работа. | 1 | 1 | ||
Язык словами силён, или Тайны русского слова (7 часов) | ||||||
23 | Что мы знаем о лексическом значении слова | Работа со словарями, составление «биографии» слова. | 1 | 1 | ||
24 | Где прячутся диалектизмы | Работа со словарями, работа с текстами. | 1 | 1 | ||
25 | Стареют ли слова | Работа со словарями, заочная экскурсия. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
26 | Зачем приходят иноязычные слова | Лекционное занятие, работа со словарем. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
27 | О чем рассказывают фразеологизмы | Выполнение творческого задания. | 1 | |||
28 | Где же хранятся слова? | Работа со словарями. | 1 | |||
29 | Урок-путешествие по стране Лексика | Групповая работа. | 1 | |||
Грамматике учиться всегда пригодится, или Секреты морфологии и синтаксиса (6 часов) | ||||||
30 | Что мы знаем о частях речи в русском языке | Лекционное занятие. | 1 | 1 | ||
31 | Как связаны между собой слова в словосочетании | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | 1 | 1 | ||
32 | В чем секрет предложения | Лекционное занятие, индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
33 | Игра «Умники и умницы» | Индивидуальная и групповая работа. | 1 | 1 | ||
34 | Удивительный русский язык | Выступление с творческими работами | 1 | 1 | ||
35 | Итоговое занятие. | Подведение итогов работы | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 12 | 23 | 35 |
Информационно-методическое обеспечение
- Крысин, Л.П. Современный словарь иностранных слов / Л.П. Крысин. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 416 с.
- Львова, С.И. Русский язык.5 класс: пособие для учащихся / С.И. Львова. – М.: Дрофа, 2007. – 222 с. – (За страницами школьного учебника).
- Львова, С.И. Русский язык.6 класс: пособие для учащихся / С.И. Львова. – М.: Дрофа, 2007. – 172 с. – (За страницами школьного учебника).
- Львова, С.И. Уроки словесности 5-9 классы / С.И. Львова. – М.: Дрофа, 1997.
- Норман, Б.Н. Русский язык в задачах и ответах / Б.Н. Норман. – Минск: ООО «Новое знание», 2004.
- Мокенко, В.М. Загадки русской фразеологии / В.М. Мокенко. – СПб: Авалонъ, Азбука-классика, 2005. – 256 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992
- Сомов, В.П. Словарь редких и забытых слов / В.П. Сомов. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 605 с.
- Чеснокова, Л.Д. Связи слов в современном русском языке: пособие для учителей / Л.Д. Чеснокова. – М.: Провещение, 1979.
- Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – М.: Дрофа, 2000. – 399 с.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. Занимательное языкознание (http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4_2.htm)
3. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности. Русский язык. 5 класс.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку предлагается для учащихся, имеющих способности в освоении данного предмета. Практикумы, круглые столы, экскурсии, преследующие коммуникативные...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» в 9 классе в соответствии с требованием ФГОС ООО
Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, санитарно-эпидемиологичес...
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса по ФГОС
Данная Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебному пособию для общеобразовательных организаций " Русский родной язык" 20019г ( автор О.М. Александрова).Програ...
Программа внеурочной деятельности. Русский язык. Русская словесность. 7-8 класс
Программа рассчитана на 30 часов. Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах. Программ...
Программа внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи"
Программа внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" для 9 класса в рамках подготовки к ОГЭ....
Программа внеурочной деятельности "Русский язык"
Программа внеурочной деятельности "Русский язык" рассчитана на обучающихся средней школы, представляет собой комплекс мероприятий, посвященных сохранению любви к русскому языку у детей и их ...