Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класс по ФГОС
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Ольнева Наталья Юрьевна

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc709 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класс по ФГОС составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Программы  М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского «Русский язык. Рабочие программы 5-9 классы» по предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других.
  • Основной образовательной  программы основного общего образования МОУ Воздвиженской СШ.

Рабочая программа по русскому   языку для 7 класса рассчитана на 136 часов, по 4 часов в неделю, 34 учебные недели.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 7 КЛАССЕ

Личностные результаты:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;


3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили,язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

В результате изучения русского языка в 7  классе ученик должен

знать/понимать

  • основные нормы русского литературного языка;
  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения  в разных сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  •  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения  (ознакомительно-

   изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

   свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические

  нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике орфографические и пунктуационные нормы современного русского

   литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе

   при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную,

   дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога    (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений)

 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК » В 7 КЛАССЕ

Русский язык как развивающееся явление(1ч)

Повторение пройденного в 5-6 классах. (13ч)

Синтаксис и пунктуация. Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Словообразование и орфография. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине). Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие(29ч)

  1. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие.  Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении.  Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление)

НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий.  Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.  Одна буква Н в кратких причастиях.

  1. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена´, принесено´, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
  2. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие. (10ч)

  1. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия.  Синтаксическая роль деепричастий в предложении.  Текстообразующая роль деепричастий.  Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

НЕ с деепричастиями.

  1. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
  2. Рассказ по картине.

Наречие (28ч)

  1. Наречие как часть речи.  Синтаксическая роль наречий в предложении.  Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание НЕ с наречиями на –о и –е; НЕ- и НИ- в наречиях.  Одна и две буквы Н в наречиях н а-о и –е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.  Суффиксы –о и  -а на конце наречий.  Дефис между частями слова в наречиях.  Слитное и раздельное написание наречий.  Буква ь после шипящих на конце наречий.

  1. Умение правильно ставить ударение в наречиях  Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
  2. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности.  

Пересказ исходного текста с описанием действий

Категория состояния (5 ч)

  1. Категория состояния как часть речи.  Её отличие от наречий.  Синтаксическая роль слов категории состояния.
  2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи. Предлог (12 ч)

  1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.  Непроизводные и производные предлоги.  Простые и составные предлоги.  Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах

из-за, из-под.

2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из.  Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного.  Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (14ч)

  1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.  Простые и составные союзы.  Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные.  Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях;  употребление подчинительных союзов в сложном предложении.  Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов.  Отличие на письме союзов тоже, чтобы, зато  от местоимений с предлогами и частицами и союза также  от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3.  Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица . (18 ч)

  1. Частица как служебная часть речи.  Синтаксическая роль частиц в предложении.  Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц НЕ и НИ.  Правописание НЕ и НИ в различными частями речи.

2.Умение выразительно читать предложения с модальные частицами.

3. Рассказ по данному сюжету.

Междометие.  Звукоподражательные слова (2ч)

  1. Междометие как часть речи.  Синтаксическая роль междометий в предложении.  Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.  Дефис в междометиях.  Интонационное выделение междометий.  Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация изученного в 7  классе. (4ч)

Повторение тем «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «служебные части речи», «Категория состояния».

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

                                                                           

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

       

№ п/п

Тема

Количество часов

Практи-ческие работы

Контрольные работы

Развитие речи

Другие

всего часов

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах

10

1

2

+

13

3.

Морфология. Орфография. Культура речи

3.1.

Причастие

22

2

5

тест

29

3.2.

Деепричастие

8

1

1

тест

10

3.3.

Наречие

24

1

3

сл.диктант

28

3.4.

Категория состояния

4

1

5

3.5.

Служебные части речи. Предлог

10

1

1

Тест, зачет

12

3.6.

Союз

12

1

1

сл.диктант

14

3.7.

Частица

16

1

1

сл.диктант

18

3.8.

Междометие

2

2

4.

Повторение и систематизация пройденного в 7  классе

3

1

4

ИТОГО

112

9

15

136

 III.I.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

 

№ п/п

тема

Количе-ство часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения факт

1.

Введение. Русский язык как развивающееся явление

1

02.09

Повторение изученного в 5-6 классах

11+2

р\р

2

3.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Предложение. Пунктуационный  разбор.

2

03.09

4

Лексика и  фразеология

1

05.09

5

Изложение

1

06.09

6

Лексика и  фразеология

1

09.09

7.

Фонетика и графика

1

10.09

8

Фонетика и графика

1

12.09

9

Сжатие текста

1

13.09

10

11

Словообразование и орфография

2

16.09

17.09

12

Сочинение по картине

1

19.09

13

14

15

Морфология и орфография

3

20.09

23.09

24.09

16

Р/Р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль

1

26.09

17

Контрольный диктант

27.09

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие

24+5р/р

18.

Причастие как часть речи

1

30.09

19.

Р/Р. Публицистический стиль речи

1

01.10

20

Склонение причастий

1

03.10

21

Понятие о причастном обороте

1

04.10

22.

Р/Р. Описание внешности человека

1

07.10

23.

Действительные и страдательные причастия

1

08.10

24.

Краткие и полные страдательные причастия

1

10.10

25-26.

Действительные причастия настоящего времени

2

11.10

14.10

27.

Действительные причастия прошедшего времени

1

15.10

28.

Р/Р. Изложение

1

17.10

29

30.

Страдательные причастия настоящего времени

2

18.10

21.10

31.

Страдательные причастия прошедшего времени

1

22.10

32.

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

1

24.10

33-34.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

2

25.10

05.11

35.

Одна и две буквы Н  в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных

1

07.11

36-37

Р/Р. Выборочное изложение

2

08.11

11.11

38.

Морфологический разбор причастия

1

12.11

39

Контрольная работа № 2. 

1

14.11

40-

41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

15.11

18.11

42.

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

19.11

43.

Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

1

21.11

44.

Повторение темы «Причастие»

1

22.11

45.

Контрольный диктант № 3. Анализ, работа над ошибками

1

25.11

Деепричастие

9ч +1

р\р

46-47.

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.

2

26.11

28.11

48.

Правописание не с деепричастием

1

29.11

49.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

02.12

50.

Морфологический разбор деепричастий

1

03.12

51.

Закрепление темы «Деепричастие»

1

05.12

52.

Р/Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь»

1

06.12

53.

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии

1

09.12

54.

Контрольный диктант № 4. 

1

10.12

Наречие

25+3

р\р

55.

Наречие как часть речи

1

12.12

56-57.

Смысловые группы наречий

2

13.12

16.12

58.

Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег»

1

17.12

59.

Степени сравнения наречий

1

19.12

60.

Морфологический разбор наречий

1

20.12

61-62.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е-.

2

23.12

24.12

63-64.

Буквы е и и в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

2

26.12

27.12

65-66.

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е-.

2

09.01

10.01

67.

Р/Р. Сочинение. Описание действий

1

13.01

68.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

14.01

69-70.

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

2

16.01

17.01

71.

Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения

1

20.01

72-73.

Дефис между частями слова в наречиях

2

21.01

23.01

74-75-76.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

3

24.01

27.01

28.01

77.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

30.01

78-79.

Повторение темы «Наречие»

2

31.01

03.02

80.

Контрольный диктант № 5. 

1

04.02

Категория состояния

4+1

р\р

81-82-83.

Категория состояния как часть речи

3

06.02

07.02

10.02

84.

Морфологический разбор категории состояния

1

11.02

85.

Р/Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы

1

13.02

86.

Повторение изученного. Сочинение на лингвистическую тему

1

14.02

Служебные части речи. Предлог

11+1

р\р

87.

Самостоятельные и служебные части речи

1

17.02

88.

Предлог как часть речи

1

18.02

89.

Употребление предлогов

1

20.02

90.

Производные и непроизводные предлоги

1

21.02

91.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

25.02

92.

Р/Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

27.02

93-94-95

Слитное и раздельное написание производных предлогов

3

28.02

02.03

03.03

96-97

Повторение изученного о предлогах

2

05.03

06.03

98.

Контрольная работа по теме «Предлог»

1

10.03

Союз

13+1

р\р

99.

Союз как часть речи

1

12.03

100.

Союзы простые и составные

1

13.03

101102.

Союзы сочинительные и подчинительные

2

16.03

17.03

103.

Сочинительные союзы

1

19.03

104105.

Роль сочинительного союза  И в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении

2

20.03

30.03

106.

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза

1

31.03

107.

Р/Р. Сочинение-рассуждение

1

02.04

108-109.

Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

2

03.04

06.04

110.

Закрепление изученного по теме «Союз»

1

07.04

111.

Урок-зачет по теме «Союз»

1

09.04

112.

Контрольный диктант № 6. 

1

10.04

Частица

17+1

р\р

113.

Понятие о частице

1

13.04

114.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

14.04

115-116.

Смысловые частицы

2

16.04

17.04

117.

Раздельное и дефисное написание частиц

1

20.04

118.

Морфологический разбор частиц

1

21.04

119-120.

Отрицательные частицы

2

23.04

24.04

121-122.

Различение не-ни

2

27.04

28.04

123-124.

Приставка не- и частица не с различными частями речи

2

30.04

07.05

125.

Закрепление правописания частицы не с разными частями речи

1

08.05

126.

Р/Р. Написание рассказа по данному сюжету

1

12.05

127-128.

Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

2

14.05

15.05

129.

Повторение изученного о частицах

1

18.05

130.

Контрольный диктант № 7. 

1

19.05

Междометие

2 ч

131.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

1

21.05

132.

Производные междометия. Междометия и другие части речи

1

22.05

133

134

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

2

25.06

26.05

135

Итоговое тестирование

1

28.05

136

Анализ ошибок  в тестировании

1

29.05

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

В Михайловском парке.

   В Михайловском парке все сохранилось с пушкинских времен. И в этом неповторимость сегодняшнего заповедного места.

   В центре усадьбы растут густые кусты шиповника, жасмина, сирени, дикого винограда. За ними хорошо ухаживают, и они разрослись и радуют взоры посетителей, почти в каждом из них летом живут и гнездятся птицы.

   В период одинокой жизни в Михайловском Пушкин не мог не видеть и не слышать того, что видим и слышим мы. Он слышал, как поют горлица, дрозд, скворец, ласточка.

   Птиц Пушкин любил. Целыми днями он пропадал в тенистом лесу, внимал птичьим пересвистам и наблюдал за их жизнью.

   Вот почему и теперь в Михайловском всюду птицы. Они добры и доверчивы к тем людям, для которых Пушкин и всё пушкинское священно о неприкосновенно.

                                                                                        (По С.Гейченко)

Грамматическое задание.

  1. Разберите выделенные предложения по членам.
  2. Разберите по составу слова: неповторимость, доверчивые, растут (1-ый вариант); священно, гнездятся, заповедного ( 2-ой вариант).

Контрольный диктант № 2 по теме «Причастие».

Дом для бродяг.

   Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетенных в монотонные дни. Сюда входит постоянное напряжение, блики солнца на воде, минутные вспышки опасности и берега, заваленные древесными стволами.

   Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. Лебедь летел высоко над этой неизвестно куда ведущей протокой, летел медленно, торжественно. Освещенный закатившимся солнцем, он был красного цвета. Красный лебедь и красный горный хребет над черной тайгой.

   Я не очень удачно выбрал место стоянки, потому что лодку не к чему было привязать. Я вытащил её подальше от воды, наносил дров, натянул палатку и заварил крепчайший чай со сгущенкой из своего неприкосновенного запаса.

   Утром небо прояснилось. Вдоль реки дул ледяной ветер, но уже без дождя и снега. Пора было плыть дальше. Мне нужно было доплыть километров тридцать и разыскать избушку метеостанции в хаосе воды, островов и сметенного паводком леса.

                                                           (По О.Куваеву)

Контрольный диктант № 3 по теме «Причастие».

Дальний родственник.

   В Крыму и на Кавказе у самого моря растут гордые и величественные кипарисы. Если надрезать ствол его, можно увидеть широкие сочные кольца, свидетели привольной жизни дерева из года в год. От красноватой раны потянет терпким запахом. В нем можно почувствовать и легкий запах песка, наливающегося утренним солнцем, и теплый аромат загорелых моряков, проспавших всю звездную ночь на открытых кипарисовых палубах. Многое может напомнить знающему человеку это дерево.

   А у нас в России в лесу можно встретить дальнего родственника южного красавца – можжевельник. Это простой северный кустарник, покрытый дымчатыми голубыми ягодами. С виду он неказист, короткие колючие иглы его совсем непохожи на мягкую праздничную хвою кипариса. Но у простых людей этот кустарник вызывает самое теплое внимание. Хозяйки промывают можжевеловыми мочалками кадушки, прежде чем солить в них грибы. Местные жители коптят на можжевеловом дыму мясо и рыбу. Сибирячки можжевеловым настоем умываются.

   В отличие от изнеженного южного родственника, можжевельник забирается далеко на север, растет вблизи вечных снегов. А тончайшие годичные кольца говорят о многолетнем мужестве этого скромного кустарника.

                                                                                 (По Ю.Кураеву)

Контрольный диктант № 4 по теме «Дееричастие».

Дерево детства.

   В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья, иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист.

   Однажды я всё-таки заметил, что виноград, свисающий с одной из верхних ветвей, почти спелый.

   С большим трудом я добрался до первой ветки. Усевшись на ней верхом, стал соображать, как быть дальше. Гроздья завораживали взгляд: розовые, красные, чёрно-лиловые, уже поспевающие. Но добраться до них всё ещё было нелегко. Надо было пройти до конца ветки и там, ухватившись за виноградную гроздь, подтянуть ее к себе.

                                                                                         (По Ф.Искандеру)

Контрольный диктант № 5 по теме «Наречие».

Мшары.

   Влево от боровых озер лежат огромные мещёрские болота – мшары. Это сплошь заросшие озера, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.

   Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него – густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только за полночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.

                                                                                        (По К.Паустовскому)

Грамматическое задание.

  1. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
  2. В тех же предложениях обозначьте части речи.
  3. Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия : 1-ый вариант – изредка, досуха, 2-ой вариант –сначала, вплотную.
  4.  Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.

Контрольный диктант № 6 по теме «Наречие».

   Начинался второй день войны. За вагонными окнами рассветало. С каким-то затаенным страхом ждала я встречи с Москвой. Мне казалось, что за вчерашний день в ней должно было всё перемениться. Город, по-видимому, выглядит сегодня совсем иначе. Но привокзальная площадь меня успокоила своей обыденностью.

   По улице Горького не спеша шла поливочная машина, разбрызгивая прозрачную ледяную воду. Молчаливые дворники, бесшумно волоча длинные черные шланги, ударяли водяными струями вдоль и поперек тротуара. Всё блестело, искрилось радужным сиянием раннего утра.

   Навстречу нам проехала молочная цистерна, промчались хлебные фургоны. На пустынных улицах ещё раздавались звонки трамваев.

   Стали встречаться мужчины с рюкзаками и деревянными чемоданами. Многих сопровождали женщины с красными от бессонной ночи глазами. Торопливо прошагал пожилой почтальон. Остановившись у пятиэтажного здания, недавно построенного, он достал целую кипу зеленых повесток. А по мощёной улице справа, пересекая нам дорогу, торжественно шагала по еще не просохшему асфальту колонна красноармейцев. Прохожие останавливались и долго смотрели им вслед.

                                                                               (По Л.Кассилю)

Контрольный диктант № 7 по теме «Предлог».

   Хороши летние туманные дни. В такие дни нельзя стрелять. Птица, вылетев у вас из-под ног, тотчас исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Кругом невыразимо тихо. Всё проснулось, и, несмотря на это, всё молчит. Дерево не шелохнется. Сквозь тонкий пар, разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Лес постепенно превращается в высокую грудку полыни. Всюду туман. В продолжение некоторого времени тишина. Но вот ветер слегка шевельнется, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий пар. Золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, и опять все заволоклось. Долго продолжается эта борьба, но как великолепен и ясен впоследствии становится день, когда свет восторжествует. Последние волны согретого тумана расстилаются в виде скатертей, извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине.

                                                                                     (По К.Паустовскому)

Грамматическое задание.

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. Подчеркните производные предлоги.

Контрольный диктант № 8 по теме «Союз».

   Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавай звуков.

   Этот немой язык – интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.

   Дикое животное никогда не подает голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга.

   В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепеке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисенок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисенок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисенок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.

                                                                     (По К.Паустовскому)

Грамматическое задание.

  1. Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении, начертите его схему (по вариантам).
  2. Выпишите из текста два союза и охарактеризуйте их.

Контрольный диктант № 9 по теме «Частица».

   Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какие-то птички шныряли с необыкновенной быстротой.

   Я дошел до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до меня еще издалека. Мне никогда не удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался держать равновесие, а пришлось все-таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.

   Дальше путь пошел легче. Но уже падает мгла на землю. Если выйти теперь из освещенного жилья, то попадешь в черную тьму.

   Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и черна весенняя ночь. Молодой месяц плывет, будто быстрый корабль, волоча за собой лодку-звездочку.

   Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмет, не давит. Но зато удивительным стало чувство слуха.

                                                                         (По А.Куприну)

Итоговый контрольный диктант № 10.

   Дубровский узнал эти места. Он вспомнил, что на этом самом холму он играл с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе. Он хотел о ней осведомиться у Антона, но какая-то застенчивость удержала его.

   Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькнувшее между деревьями. В это время Антон ударил по лошадям и пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и слева на открытом месте серенький домик с красной кровлей. Сердце в нем забилось, потому что перед собой увидел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

   Через десять минут въехал он на барский двор и посмотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Березки, посаженные при нем около забора, стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, когда-то украшенный тремя цветниками, превратился в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

                                                                             (По А.Пушкину)

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык», 3 класс по ФГОС

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:·      Закон РФ «Об образовании»·      Приказ Минобраз...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» 2 класс по ФГОС

Адаптированная рабочая программа предназначена для изучения английского языка во 2 классе – адаптированный уровень для обучающихся с ЗПР....