урок по теме"Словосочетание. Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок составлен в соответствии ФГОС, урок закрепления и обобщения знаний о словосочетаниию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_slovosochetanie.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 8 классе
Тема: «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
- Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
- Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
- Воспитательные:
- воспитание ответственности за качество своих знаний;
- Воспитание любви к родному русскому языку
- Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
- Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цвета, отпечатанный тест, компьютерная презентация.
Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин
Актуализация
1)Психологический настрой
- Ребята, добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
2)Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
- Прочитайте эпиграф урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Соединение слов – это есть словосочетание).
- Подберите синоним к слову «соединение» (Сочетание слов – словосочетание)
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)
- Актуализация знаний
- Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; закрепить , типы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), отличать словосочетания от других групп слов
Итак, обобщим имеющиеся знания. (ДО УРОКА КЛАСС РАЗБИТ НА ГРУППЫ, ВЫБРАН КОМАНДИР ГРУППЫ)
- .- Ребята, у каждой группы на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.
Задание: Обсудите со своим командиром все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.
- Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.
Групповая работа. Каждая группа по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание, предложение, текст.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание (Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждой группы: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное)
- Как определить значение словосочетания? (По характеру зависимого слова, его синтаксической роли в зависимости от вопроса)
- Какие три вида значений выделяются? (Определительное, обстоятельственное и дополнительное)
- Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании? проверка
Обобщение и систематизация знаний
- Проблемная ситуация. Работа в паре
- Мы повторили изученное.Найдите закономерность в построении словосочетаний.
Быстрая езда
Этапы жизни
Очень хорошая
Верят в чудо
Уехал навсегда
Слишком тихо
Очень быстро
(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).
- Подведем итог. (оценивают командиры)
2. Распределите в три столбика словосочетания : хорошо учиться, слишком громко, первый снег, очень грустно, обратиться с просьбой, веселая песенка, весенние деньки, очень приятно, приступить к работе
Определить тип связи данных словосочетаний.
3.Игра «Ромашка»
- Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре.
Задание: каждая группа сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.
Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.
1-ый лепесток:
Бывает так: в (не)яркий день грибной
Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,
И встанет лес игластою ст…ной,
И загородит нужную д…рогу.
(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)
2-ой лепесток:
Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить
Ни гордых круч, ни злого буерака.
Коль начал жить, так прямо надо жить,
Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.
(Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)
3-ий лепесток:
Потом раздвин…шь ветви, и в лицо
Ударит солнце, теплое, земное.
П…ляна пахнет медом и пыльцой,
Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.
(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)
- Закрепление материала
1.Работа с учебником. Самостоятельная работа по упражнению №61 с последующей взаимопроверкой (Мотивация – подготовка к ОГЭ).
Вывод: словосочетания с разными видами связи могут быть синонимичными
2.Разминка «Веришь ли ты?»
- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.
1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)
2.Верите ли вы, что сочетание «гулять в парке» – примыкание? (Нет, это управление)
3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)
4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)
5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения является словосочетанием? (Нет)
6. Верите ли вы, что сочетание зима спешит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)
7.Верите ли вы, что управление – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (нет )
8.Верите ли вы, что сочетание вокруг дома – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)
9. Верите ли вы, что сочетание снег да вьюга – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)
10. Верите ли вы, что сочетание кот наплакал – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)
3.Тест
сейчас я предлагаю вам решить тест \
критерии оценивания
если правильно 9-10 -оценка «5», 7-8-оцека «4», 5-6-оценка «3
1.В каком варианте ответа согласованное словосочетание
1)прийти в школу
2) веселая кадриль
3)душа нараспашку
2. В каком варианте ответа словосочетание глагольное
1)школьная переменка
2) около березки
3)пойти в театр
3.В каком варианте ответа сочетание слов не является словосочетанием.
1) прийти на помощь,
2)ветка черемухи
3)прилетели голуби
4. В каком варианте ответа связь в словосочетании управление
1)быстрая походка
2)ветка черемухи
3)очень хорошо
5.В каком варианте ответа наречное словосочетание
1)очень хорошо
2) учебная задача
3)писать пером.
6. В каком варианте ответа словосочетание управление
6 В каком варианте ответа употреблено примыкание
1) золотые руки
2)быстро бегать
3) стоять у проруби
7. В каком варианте ответа именное словосочетание
1) поздно выехать
2) очень вкусно
3)интересная книга
8. В каком варианте ответа верно сформулировано понятие словосочетание
1) словосочетание - это два слова
2) Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3) Словосочетание- несколько самостоятельных слов
9. Согласование – это
1) вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже
2) вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом?
3) сочинительная связь
10. сочетание слов крепкая дружба относится к…
1) управлению
2) согласованию
3)примыканию
проверка 1-2, 2-3, 3-3, 4-2 5-1, 6-2, 7-3, 8- 2,9- 1, 10-2 оценивание работы
V. Итог урока
Беседа, алгоритмизация
- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)
- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова? (По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)
- Какое значение могут иметь словосочетания по характеру зависимого слова? (Определительное, дополнительное, обстоятельственное)
- Как определить значение словосочетания? (Задать к зависимому слову смысловой вопрос)
VI. Дифференцированное творческое домашнее задание:
Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.
1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.
2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся
VIII. Рефлексия
- Ребята, закончился урок, попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?
Ответы учащихся.(Слайд фотографии счастливых людей)
- Быть счастливым – значит быть умным, образованным, успешным. Поэтому учитесь и будьте счастливы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)
Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...
Презентация к уроку по теме "Типы связи слов в словосочетании"
В презентации содержится материал для закрепления знаний по теме "Типы связи слов в словосочетании"....
Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Открытый урок...
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: Образовательные:1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи сл...
Презентация у уроку русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Материал данной презентации предназначени для использования на уроках русского языка в 8 классе при изучении темы "Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях." Первая часть кластера позвол...