Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Максимова Наталья Дмитриевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx143.17 КБ
Файл prezentatsiya_3.pptx2.77 МБ
Файл prilozhenie.docx193.48 КБ
Файл tolkovyy_slovarik.docx14.85 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  • Образовательные: 

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов                                                            в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 3)  закрепление навыков правописания;        

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.
  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:
  1. воспитание ответственности за качество своих знаний;
  2. Воспитание любви к родному русскому языку
  3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
  • Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи,  развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Оборудование: раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, отпечатанный тест, компьютерная презентация. раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, тетрадь.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

I. Организационный момент.

  •  Приветствие учителя.

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Дарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и у вас будет все хорошо.

  • Запись даты в тетради.
  • «Мозговой штурм»

- О каком времени года говорит А.С. Пушкин в стихотворении:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Почему вы решили, что речь идет об осени?

- Такое средство выразительности называется перифраз…
- Вернемся к стихотворению Пушкина. Какие образы у вас возникают, когда вы думаете об осени? Запишем:

Желтые листья, хмурое небо, серебряная паутина….

- Что мы записали  с точки зрения русского языка?

- О чем мы будем говорить на уроке?  Какой раздел языкознания изучает словосочетание как единицу языка?

  • Запись темы урока в тетради

Словосочетание как единица синтаксиса.

Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый  может высказывать свои предположения, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

II. Изучение новой темы.

  1. Работа в паре.

Сейчас мы поработаем в паре.  Рассмотрите кластер.

Обсудите с товарищем по парте и заполните таблицу «Знаю – Хочу знать — Узнал». Время на выполнение – 2 минуты.

  1. Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Каждому ученику дается таблица

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. Связь в словосочетании – подчинительная.

 

 

 

           СИНТАКСИС

СТРОЕНИЕ

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                        ТИП        СЛОВОСОЧЕТАНИЕ          ВИД  связи

        

- Докажите, что записанные нами сочетания слов являются словосочетаниями.

- Как выражена смысловая связь слов? А грамматическая?

- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Рассмотрите кластер. Что вы хотите узнать на уроке?

- Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Все ли слова могут сочетаться?

- Рассмотрим слова: путь, период, причинить, работать, хорошо – пусть будут главные слова в словосочетании. А слова: удовольствие, очень, длинный, горе, длительный – зависимыми. Составьте словосочетания.

  1. Проблемная ситуация. Работа в паре.

- Может ли путь быть длительным?

Работа со словарем:

Длительный - долго продолжающийся. Длительный  отпуск

Длинный имеющий большую длину, протяжённость. Длинный рукав.

- Что можно причинить?

Работа со словарем:

Причинить – послужить причиной чего-нибудь неприятного. Причинить беспокойство.

Вывод:

П р а в и л о  п е р в о е: соединяться в словосочетание могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Дерево может быть высоким и низким, хвойным и лиственным, но не может быть шерстяным или кирпичным; нельзя пить камень, пилить вату или сушить облака. Так не бывает в жизни, поэтому не образуются такие словосочетания.

П р а в и л о  в т о р о е: необходимо учитывать особенности лексических значений слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то дерево мы назовем высоким (или низким), а платье – длинным (или коротким).

Когда соединяются слова, лексическая сочетаемость которых невозможна, возникает речевая ошибка. Например, «лобастый затылок», «меньшая половина».

П  р а в и л о  т р е т ь е: соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах скажут карие, о волосах – каштановые или (если они светло – коричневые) русые.

  1. Проблемная ситуация. Работа в паре.

Выполните разбор данных словосочетаний. Попробуйте разделить их на три группы по главному слову.

В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В третьем  и четвертом  словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В пятом словосочетании  – наречие. Это словосочетание - наречное словосочетания. Подведем итог.

По характеру главного слова словосочетания делятся

на три типа: именные, глагольные и наречные

ИМЕННЫЕ

x

Волк бурый

x

Обращение к людям

 

Главное слово выражено именем существительным прилагательным

числительным

местоимением

ГЛАГОЛЬНЫЕ

x

Служит верно

x

Обратиться с просьбой

Главное слово выражено глаголом

НАРЕЧНЫЕ

                        x

Слишком громко

                     x

Очень понятно

Главное слово выражено наречием

        

  1. Заполнение кластера и таблицы.

СИНТАКСИС

                                                    СТРОЕНИЕ

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                        вид        СЛОВОСОЧЕТАНИЕ          тип связи

        

именное    глагольное    наречное                  

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Над какими видами орфограмм работаем. Запишите словосочетания, объединив их в блоки по зависимому слову. Время на выполнение – 3 минуты.

Слегка прик…снуться, предл…жить помощь, тв…рящий художник, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

По зависимому слову:

1) предложить помощь, выбирать подарок;

2) творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, слушать внимательно.

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

- Иными словами, наша задача – познакомиться с видами связи слов в словосочетании.

 

5. Стадия осмысления.

- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7 (стр.36 — 37).

Рассмотрим типы связи слов с помощью аббревиатуры:  СУП

- Как определить тип связи в словосочетании?

         Запомни: тип связи в словосочетании определяется не по главному, а по зависимому слову!

  1. Заполнение кластера и таблицы.

- О каких видах связи слов в словосочетании вы узнали?

СИНТАКСИС

                                                    СТРОЕНИЕ

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                        вид        СЛОВОСОЧЕТАНИЕ          тип  связи

        

именное    глагольное    наречное             согласование   управление   примыкание 

 

- Как вы думаете, почему так называются связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

 

7. Применение правила на практике.

- Запишем в тетрадях предложение :

Из года в год после лета земля, преображаясь,  сбрасывает золотой и багряный наряд .

- Необходимо выписать из данного предложения все словосочетания.

-Что такое словосочетание? (Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения).
- Что не является словосочетанием?

  • Основа предложения (земля сбрасывает),
  • Однородные члены (золотой и багряный),
  • Предлоги со словами (после лета),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий),
  • Фразеологические обороты (из года в год).

- Выполните разбор выписанных словосочетаний.

Три ученика по очереди выходят к доске (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи,  делает вывод).  

IV. Стадия рефлексии. Игра  «Веришь ли ты?»

Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения.

- Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?

- Нет, это согласование.

-Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

- Да.

- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

- Да.

- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.

- Нет, грамматическая основа предложения.

- Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

- Да.

V. Итоги урока.

Что узнали о словосочетании? способах связи слов в словосочетании? (работа с кластером и таблицей)

Рефлексия.

Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить  словосочетания, характеризующие наш урок.

Зачитывание.

VI. Домашнее задание.

  1. Подготовить 2 вопроса по теме «Словосочетание».
  2. Упр. 64

 ИЛИ

Юрий Шестопалов, современный русский поэт, писатель, публицист, сказал: « Слова можно сплести в мягкий, ласковый и светлый узор»

- О каком сплетении слов говорит  писатель? Докажите справедливость этих слов на примере стихотворения Ю.Шестопалова «День осенний тронул сердце»

День осенний тронул сердце

Пробежав порывом ветра
Над прудом,
День осенний тронул сердце
Холодком.
Тронул память, словно волны,
Гладь пруда.
Будто нивы, всколыхнулись
Даль–года.

На болотах осень краски
Развела,
Одиночества палитру
Извела.
Как на празднике раскрасив
Целый свет,
Для зимы один оставив
Белый цвет.

На десятки километров
Тишина,
Хилых сосенок и кочек
Дремота.
Рыжеватая трясина
Как лужок,

Так и манит прогуляться.
Нет, дружок!..

А в душе искрился трепет
Радостный!..
И остался день со мною
Сказочный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Перифраз, перифраза – стилистический прием, заключающийся в замене слова или словосочетания описательным оборотом речи , в котором указаны признаки неназванного прямо предмета. Царь зверей Петра творенье Северная столица Солнце русской поэзии Санкт-Петербург

Слайд 3

Словосочетание как единица синтаксиса.

Слайд 4

Главное слово Зависимое слово Синтасис Предложение Словосочетание Тип связи слов Вид Строение

Слайд 5

«Знаю – Хочу знать — Узнал». Словосочетание- два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. Связь в словосочетании – подчинительная. Виды словосочетаний 2. Типы подчинительной связи в словосочетании

Слайд 6

Язык неистощим в соединении слов. А. С. Пушкин

Слайд 7

Составь словосочетания Путь Период Причинить Работать Хорошо очень длительный длинный горе удовольствие

Слайд 8

По характеру главного слова словосочетания делятся Глагольные: главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием. Именные: главное слово выражено существительным , прилагательным, числительным, местоимением. Наречные: главное слово выражено наречием. Читать книгу Лучший друг Вдали от дороги От чего ? Какой ? Что ?

Слайд 9

Главное слово наречные именные глагольные Зависимое слово Синтасис Предложение Словосочетание Тип связи слов Вид Строение

Слайд 10

Типы связи слов в словосочетании Запомни: тип связи в словосочетании определяется не по главному, а по зависимому слову! согласование управление примыкание

Слайд 11

Главное слово примыкание управление согласование наречные именные глагольные Зависимое слово Синтасис Предложение Словосочетание Типы связи слов Вид Строение

Слайд 12

АЛГОРИТМ Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому. Определить часть речи зависимого слова. Изменяется ли зависимое слово? Если нет – примыкание. Если да – изменить главное слово. Изменяется зависимое слово? Если да – согласование. Если нет – управление.

Слайд 13

Домашнее задание. 1. с. 32-33, 36-37 прочитать ; Подготовить 2 вопроса по теме «Словосочетание». 2. Упр. 64 ИЛИ…

Слайд 14

Спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Толковый словарик

Длительный - долго продолжающийся. Длительный  отпуск

Длинный имеющий большую длину, протяжённость. Длинный рукав.

Причинить – послужить причиной чего-нибудь неприятного. Причинить беспокойство.

Объединяем в блоки.

Слегка прик…снуться, предл…жить помощь, тв…рящий художник, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

Домашнее задание.

- Юрий Шестопалов, современный русский поэт, писатель, публицист, сказал: « Слова можно сплести в мягкий, ласковый и светлый узор»

- О каком сплетении слов говорит  писатель? Напишите сочинение-рассуждение (60-70 слов), доказав справедливость этих слов на примере стихотворения Ю.Шестопалова «День осенний тронул сердце»

День осенний тронул сердце

Пробежав порывом ветра
Над прудом,
День осенний тронул сердце
Холодком.
Тронул память, словно волны,
Гладь пруда.
Будто нивы, всколыхнулись
Даль–года.

На болотах осень краски
Развела,
Одиночества палитру
Извела.
Как на празднике раскрасив
Целый свет,
Для зимы один оставив
Белый цвет.

На десятки километров
Тишина,
Хилых сосенок и кочек
Дремота.
Рыжеватая трясина
Как лужок,
Так и манит прогуляться.
Нет, дружок!..

А в душе искрился трепет
Радостный!..
И остался день со мною
Сказочный

.

Толковый словарик

Длительный - долго продолжающийся. Длительный  отпуск

Длинный имеющий большую длину, протяжённость. Длинный рукав.

Причинить – послужить причиной чего-нибудь неприятного. Причинить беспокойство.

Объединяем в блоки.

Слегка прик…снуться, предл…жить помощь, тв…рящий художник, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

Домашнее задание.

- Юрий Шестопалов, современный русский поэт, писатель, публицист, сказал: « Слова можно сплести в мягкий, ласковый и светлый узор»

- О каком сплетении слов говорит  писатель? Напишите сочинение-рассуждение (60-70 слов), доказав справедливость этих слов на примере стихотворения Ю.Шестопалова «День осенний тронул сердце»

День осенний тронул сердце

Пробежав порывом ветра
Над прудом,
День осенний тронул сердце
Холодком.
Тронул память, словно волны,
Гладь пруда.
Будто нивы, всколыхнулись
Даль–года.

На болотах осень краски
Развела,
Одиночества палитру
Извела.
Как на празднике раскрасив
Целый свет,
Для зимы один оставив
Белый цвет.

На десятки километров
Тишина,
Хилых сосенок и кочек
Дремота.
Рыжеватая трясина
Как лужок,
Так и манит прогуляться.
Нет, дружок!..

А в душе искрился трепет
Радостный!..
И остался день со мною
Сказочный

.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист: «Знаю – Хочу знать — Узнал».

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.

2.

3.

 1.

2.

 

 

Маршрутный лист: «Знаю – Хочу знать — Узнал».

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.

2.

3.

 1.

2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

    В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...