Задания для подготовки учащихся к предметной олимпиаде
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс)
Набор заданий предметной олимпиады прошлых лет из разных областей лингвистики. Данные задания вызвали у учащихся определённые трудности. Во время олимпиадных сборов учащихся задания были разобраны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_olimp.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1. У поэта Давида Самойлова есть ироническое стихотворение «Доммузей». Рассказ экскурсовода о жизни маститого поэта заканчивается так:
Здесь он умер. На том канапе.
Перед тем прошептал изреченье
Непонятное: «Хочется пе…»
То ли песен? А то ли печенья?
Кто узнает, чего он хотел,
Этот старый поэт перед гробом!
Смерть поэта – последний раздел.
Не толпитесь перед гардеробом…
В стихотворении допущена фонетическая ошибка. Объясните какая.
2 балла
Задание 2. Дополните начатый ряд синонимичными фразеологическими оборотами
(не менее двух).
1.Сгущать краски -……. 2. Набрать в рот воды - ……. . 3. Капля в море - ……..
4. Дать нагоняй – 5. И был таков - ……
5 баллов
Задание 3. Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам:
1) Как псу муха (польск.)
2) Как заяц в ананасе (польск.)
3) Спеши медленно, не торопясь (латин.)
4) Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)
5) У него еще за ушами не просохло (анг.)
5 баллов
Задание 4. В компьютерном языке последних десятилетий, кроме новых слов, появилось немало новых устойчивых словосочетаний. Как вы понимаете смысл выражения горячие клавиши? Какие ещё устойчивые словосочетания компьютерного языка
вам известны?
10 баллов
Задание 5. Определите, каким способом словообразования созданы неологизмы
Пошляпно, косоного, боксеровидный, раздождиться, юбилеить, языкотворец, ор, зыч, вкресленный.
Определите лексическое значение данных слов.
15 баллов
Задание 6. (3 балла)
1. Вставьте пропущенные слова:
придумывание – 2) __________ – 1) __________ ← думать.
2. Определите лексическое значение выделенного слова в предложении:
«Посла же (Мстислава Изяславича) Чернигову къ Олговичемъ всимъ... веля имъ
быти всимъ у себе, бяху бо тогда Олговичи въ Мьстиславли воли. И всим
угодна бысть дума его».
Задание 7. (9 баллов)
У некоторых глаголов русского языка затруднено нормативное образование
страдательных причастий настоящего времени и деепричастий несовершенного
вида (настоящего времени). Как бы были образованы эти формы от следующих
глаголов: писать, резать, слать? Обоснуйте ответ.
Задание 8. Даны русские слова в старой орфографии: бѢлить, грезить, дѢльный, медокъ, мѢлокъ, плеть, рѢка, свѢтлый, селить, сельскiй, снѢгъ, сѢтка, тёмный, шека,
шёлка.
Буква Ѣ («ять») до 1918 года писалась в некоторых словах, где по современной
орфографии пишется Е. Разницы в произношении букв Е и Ѣ не было, поэтому, когда
учились писать, написание многих слов приходилось просто заучивать. Однако употребление букв Е и Ѣ можно описать достаточно простым правилом. Сформулируйте для
данных слов это правило и напишите в старой орфографии следующие слова:
беда, верить, весна, ель, клён, клеть, лесок, плен, пчельник, резать, сера, стена,
стрела.
Задание 9. Перед вами несколько слов из рукописной пергаментной книги XI века «Остромирово Евангелие»: въ́пль, дъва́ , дь́нь, конь́ць, избы́ тъкъ, ни́ зъкъ. Присмотритесь к
этим словам. Это известные вам слова.
В языке Древней Руси было больше гласных фонем, чем в современном русском.
Кроме обычных гласных фонем были краткие фонемы. Одна из них обозначалась буквой, похожей на современный твердый знак (ъ), и называлась «ер»; другая – на современный мягкий знак (ь) и называлась «ерь». На месте кратких фонем звучали короткие
гласные звуки. Ученые предполагают, что буквой ъ писцы обозначали короткий звук,
похожий на [o]. Он стоял после твердых согласных звуков. Буквой ь обозначали короткий гласный звук, похожий, вероятно, на [э]. Этот звук всегда стоял после мягких согласных звуков. Короткие гласные звуки могли находиться под ударением (въ́пль, дь́нь,
конь́цъ) и в неударном положении (дъва́ , вра́ гъ, коньца́ ).
1. Найдите закономерность, когда короткие (редуцированные) звуки произносились, а когда – нет.
2. Переведите и запишите в современной графике следующие слова:
Избытъкъ, сладъкъ, старьць, пришельць, страньнъ, льва, рътъ, дьни, остатъкъ, пьнь.
6 баллов
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к предметной олимпиаде
Из опыта работы с одаренными детьми. Выступление на окружном семенаре учителей технологии ЮЗАО...
Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...
Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"
Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....
подготовка учащихся к предметной олимпиаде
Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по химии...
Работа "Алгоритм работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре"
В материале описывается алгоритм работы по подготовке одареных детей к участию в предметной олимпиаде по физической культуре....
Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам
Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам...
Справки для подтверждения приказов о подготовке учащихся к предметным олимпиадам, о членстве в составе жюри
Справки для подтверждения приказов о подготовке учащихся к Всероссийским предметным олимпиадам, а также о членстве в составе предметного жюри муниципального этапа предметных олимпиад...