Лингвистическая игра для 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_igra_dlya_5_klassa.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра для 5 класса
«Лингвистическое ассорти»
Сценарий
Цель: развитие творческой активности учащихся, познавательного интереса, любви к родному языку.
Задачи:
- Развитие у школьников умения работать в команде, умения излагать свои мысли;
- Воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, умения логически мыслить.
- Повторить основные теоретические и практические сведения, изученные ранее по предметам «русский язык» и «литература».
Ход мероприятия
Ведущий (учитель):
-- Добрый день, ребята и гости нашего мероприятия. Мы собрались сегодня здесь, чтобы провести интеллектуальную игру, которая называется «Лингвистическое ассорти». Вам, участникам игры, предстоит нелегкая задача: вспомнить все, что вы изучали по русскому языку и литературе, а также использовать свое воображение, для того, чтобы стать победителем.
Объявляю правила игры:
Для начала разделимся на 2 команды, каждая команда выберет своего капитана. За каждый правильный ответ команда будет получать баллы. Выиграет та команда, у которой будет больше всего баллов. Вы должны совещаться, чтобы ответить правильно. Засчитывается только один ответ, поэтому выкрикивать необдуманный ответ нежелательно.
Класс делится на команды, выбирает капитана, придумывает название для своей команды. Команды представляются.
-- Итак, начинаем.
Разминка
1.На что заканчивается день и ночь?
2. Кто написал сказку «Конек-Горбунок?»
3. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.
4. Назовите жанр произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
5. Часть слова без окончания – что это?
6. Назовите синоним к слову азбука.
7. Какие 4 моря носят название цвета? (Черное, Белое, Красное, Желтое).
8. Каким поясом нельзя подпоясаться? Климатическим.
9. В каком слове сорок а? сорока
10. Что с земли не поднять? Тень
11. Кто говорит молча? книга
Задание 1.
Подберите однокоренные слова к словам лес, лед. Кто больше подберет, тот и победитель.
Лесной, перелесок, лесоповал, лесок, лесник, полесье.
Ледник, ледовый, ледянка, гололедица, льдинка.
Найдите лишние слова:
А) горец, горный, горка, пригореть, горочка, нагромождение, гористый;
Б) серый, серебристый, сероватый, серость, серенький, посереть (от пыли), серна
В) носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить.
Г) светлый, осветлить, светиться, светлячок, просвет.
Д) Красный, красивый, красненький, краснота, покраснение, красота.
Вставьте пропущенную букву и назовите проверочное слово:
- Флаги разв..ваются на сильном ветру.
- Мальчик настойчиво разв..вает силу воли.
- Я д..ю сигнал.
- У реки пасутся в..лы.
- Я д..ю корову.
- На скалу набрасывались яростные в..лы.
Задание 2. Объясните происхождение слов:
Снегирь, пустырь, богатырь, домовой.
Задание 3. Головоломка
-- Заполните пустые клеточки буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось существительное в единственном числе в именительном падеже.
о | о | ||||
о | о | ||||
о | о | ||||
о | о | ||||
о | о | ||||
о | о | ||||
о | о | ||||
о | о |
Задание 4. Шарады
-- Я буду читать вам шарады, вы – их отгадывать. Право отвечать получает та команда, которая быстрее поднимет руку.
1. Слог первый мой – предлог.
Второй – летний дом,
А целое порой решается с трудом. Задача
2. К предлогу две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте,
А целое, скажем мы точно,
И мягко, и красно, и сочно. Помидор
К строению предлог прибавьте,
И в целом руду расплавьте. Дом-на
Задание 5. Соедините фамилии авторов и названия художественных произведений.
И. С.Тургенев | Пропавшая грамота |
А. С. Пушкин | Свинья под дубом |
И. А. Крылов | Война и мир |
Н. В. Гоголь | Руслан и Людмила |
Л. Н. Толстой | Муму |
Х. К. Андерсен | Волшебное кольцо |
А. П. Платонов | Снежная королева |
В чем смысл каждого произведения?
Задание 6. Два слова из одного.
К словам, которые вы видите на слайде, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться еще по два, например:
Плот – Оплот, пИлот. Вол – волК, волЯ.
Слова: веер, сок. Баня, рис, мак, арка, стол, тара.
Задание 7.
Наш следующий конкурс называется "Слово - змейка”. Необходимо записать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова. Та команда, которая за 1 минуту составит цепочку длиннее, победитель. (Например, салют – трава – арбуз).
Задание 8. Угадайте существительное, определите его число:
1. ТЕРККАА (Ракетка, единственное число)
2. ЕАСБЛТОКБ (БАСКЕТБОЛ, единственное число)
3. ЫБИФТУСОЛТ (Футболисты, множественное число)
Задание 9. Определите род существительных: кофе, шампунь, тюль, рояль, виолончель.
Задание 10. Произнесите правильно:
- Звонит, алфавит, досуг, предмет, километр, магазин, документ, повторит.
- Ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе.
- Что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница.
Задание 11. Как пишутся эти словарные слова?
В..риант, в..ранда, вест..бюль, вет..ран, вп..следствии, вперег..нки, вымп..л, в..кт..рина, д..кл..мировать.
Задание 12. Как можно точнее и образнее опишите то, что вы видите на картинке.
Задание 13. Четко, без запинки расскажите алфавит. Кто лучше?
Задание 14. Назовите все сонорные звуки.
Задание 15. Сделайте синтаксический разбор предложений:
Дом стоял в глухом, заброшенном саду.
Выхожу я на высокий берег, где покойно плещется залив.
Задание 16. Переведите пословицу.
Найдите русский аналог иностранной пословице.
Например: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
Прочтите ребус.
Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
Задание 17.
1. Задача–шутка.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)
2. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову дом суффикс -ик, домик)
3. Игорь написал на доске прописью:
“Сто сорок и сто сорок будет двести”. Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения).
Задание 18.
а) Отгадайте загадку, определите склонение существительных.
1. Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа, 1 скл.)
2. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом пройдет – там заметку кладет. Карандаш
б) Раскройте скобки.
1. Язык (до) Киева (до) ведет.
2. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
Подведение итогов игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса
Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....
Лингвистическая игра "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов
Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся 5-6 классов по русскому языку...
лингвистическая игра "Русский бой" для 8 класса
Презентация по русскому языку для 8 класса включает в себя задания по следующим разделам: фонетике, лексике, морфологии, стилистике, морфемике, синтаксису. Можно использовать как ...
Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!» (посвящается Году Русского языка)
Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!»(посвящается Году Русского языка)...
Экскурсия по стране Синтаксис (лингвистическая игра), 5 класс
Данная разработка позволяет обобщить изученный материал по теме "Синтаксис" в 5 классе. Это увлекательный урок-путешествие по станциям "Повторяй-ка", "Узнавай-ка", "Убирай-ка" и т.д....
Презентация "Лингвистическая игра". (5 класс).
Презентация составлена учителем русского языка и литературы Мазилкиной Т.А. Может применяться как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Содержит задания по лексике и фразеологии....
Лингвистическая игра. 10 класс.
Игровое занятие по русскому языку для 10 класса. Тема: "Лексика"....