Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!» (посвящается Году Русского языка)
методическая разработка (6 класс) на тему
Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!»
(посвящается Году Русского языка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavlyu_tebya_russkiy_yazyk.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЛАВЛЮ ТЕБЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК!»
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». В.Г. Белинский
Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!»
(посвящается Году Русского языка)
Оформление зала:
1. Выставка словарей.
2. Развешены стенгазеты, выпущенные учащимися школы к 295-летию М.В.Ломоносова – русского ученого-энциклопедиста, поэта; 205-летию В.И.Даля – русского писателя, лексикографа, этнографа; 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева – русского историка культуры, литературоведа.
3. Высказывания великих людей мира о русском языке – плакаты.
1. Вступительное слово ведущего:
«Я люблю свой язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой».
Так писал о своем родном русском языке известный поэт А.Яшин в стихотворении «Русский язык».
А И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:
«Вот скрипнула калитка... Вот прозвучали шаги под окнами... Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, дубеет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха...
И его мысли станут моими...».
Сегодня, дорогие мои друзья, мы проводим лингвистическую игру «Славлю тебя, русский язык!».
А 2007 году – особенно знаменательный: этот год объявлен Годом русского языка.
Мы будем говорить о необходимости изучения своего родного языка, о людях, внесших огромный вклад в развитие и культуру России, о словарях, которые мы используем в работе.
На нашей игре присутствуют команды 5 и 6 классов, а также зрители и уважаемое жюри в которое входят ... (директор, педагоги, родители, шефы)
(Далее следует представление команд, жюри. Команды занимают свои места.)
Слово ведущего: Мы проводим первый конкурс – «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД».
(выходит команда 5 класса)
Слово капитана команды: «Мы – рыцари Ордена Книгочитающих».
«Страницы книг сродни могучим крыльям –
Листай, лети хоть прямо на Луну.
Раскрыта книга – значит, мы открыли,
Опять открыли новую страну».
(капитан поименно представляет участников своей команды).
(выходит команда 6 класса)
Слово капитана команды 6 класса: «Мы – рыцари Ордена Смекалистых».
«Книжка – умный, добрый друг,
Знает книжка все вокруг:
Что, зачем, откуда, как
И о чем писал Маршак.
Чем питается верблюд?
Сколько лет киты живут?
Спросишь книжку – даст ответ,
У нее секретов нет!»
(Капитан поименно представляет участников команды).
Слово ведущего: Следующий конкурс: «ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ» Домашнее задание давалось довольно трудное. В русском языке есть так называемые фразеологизмы – речевые обороты, утратившие свой первоначальный смысл.
1. объясните, как вы понимаете фразеологические обороты:
5 класс 6 класс
1. совать нос - ... 1. чесать языком
2. клевать носом - ... 2. попасть впросак
3. зарубить на носу - ... 3. намозолить глаза
4. унести ноги - ... 4. натянуть нос
5. надуть губы - ... 5. витать в облаках- ...
6. и был таков- … 6. биться как рыба об лед
А этот конкурс – для юных стихотворцев. Рифмы уже указаны. Пофантазируйте и помните, что стихотворение должно быть еще и ритмичным, попросту говоря, складным, а каждое профессионально написанное стихотворение имеет свой размер.
2. сочини стихотворение (2-4 строки) на эти рифмы.
5 класс 6 класс
1.Окно – темно 1. Окошко – кошка
2. Чулок – уволок 2. Журит – говорит
Пока команды заняты сочинительством, полезно устроить конкурс болельщиков. Он может быть самый простой: спросите, как пишется то или иное слово или что оно обозначает. Здесь нужно предусмотреть маленькие призы.
3. А теперь вас ждет библиотечный конкурс. Все ли помнят о том, что говорилось на библиотечных уроках? Кто же из вас настоящий библиофил?
Дайте, как можете, определение библиотечных терминам:
5 класс 6 класс
Аннотация, переплет, Библиография,
энциклопедия, титульный лист,
суперобложка аннотация, форзац.
Ведущий игры просит жюри подвести итоги конкурс «Домашнее здание».
Следующий конкурс - «СОБЕРИ СЛОВО» (задание выдается в конвертах).
Внимание! Даю подсказку! Имейте в виду, что слово, которое нужно собрать из букв в конверте, относиться к разделу русского языка как предмета изучения. Подумайте, и у вас все получится!
5 класс. Слово «Лексика» (в конверте буквы л,е,к,с,и,к,а)
6 класс. Слово «Фонетика» ( в конверте буквы ф,о,н,е,т,и,к,а).
Команды собирают слова, а мы поиграем с вами, дорогие болельщики! Угадай слово:
1. С «П» - куда заходит судно,
С «Б» - найдешь на кораблях,
С «Т» - так сладко и так вкусно,
С «Ф» - в военных крепостях, (порт, борт, торт, форт)
2. С «Ю» - я по воде скольжу,
С «Я» - на голове сижу, (шлюпка, шляпка)
3. Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета, (я – блок – о)
А теперь конкурс «НАЙДИТЕ СЛОВА В СЛОВЕ»
Правила этой игры просты: нужно из букв предлагаемого слова составить другие слова. (Лучше, чтобы по количеству букв исходные слова были одинаковы, тогда команды будут в равных условиях).
5 класс «Аэропланчик»
6 класс «Электровозик»
Одновременно с проведением конкурса проводится викторина с болельщиками.
1. Какие три выдающихся писателя носят одну фамилию? (Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, А.Н.Толстой)
2. Из каких книг эти герои?
Дуремар – А.Н.Толстой «Приключения Буратино»
Волька Костыльков – Л.И.Лагин «Старик Хоттабыч»
Ваня Солнцев – В.Катаев «Сын долка».
3. Назовите басню И.А.Крылова, в которой есть такие строки: «Ай, Моська!
Знать, она сильна...» («Слон и Моська»).
4. Назовите 3 писателя – натуралиста. О чем они пишут?
5. Назовите любые 3 произведения А.П.Гайдара.
6. В каком произведении девизом героя были слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться». (В.Каверин «Два капитана»).
7. В какой из сказок X.К. Андерсена упоминается цветок тюльпан, а в какой – роза? («Дюймовочка», «Снежная королева»).
8. В какой книге жил «старший брат» Буратино – деревянный мальчик с длинным носом? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио»).
9. Какое одноименное произведение написано А.С.Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л.Н. Толстым? («Кавказский пленник»).
10. В какой повести живут мальчишки, похожие, как близнецы, один из которых робот? (Е.Велтистов «Приключения Электроника»).
А следующий конкурс – опять околопоэтический. Вспомните, что такое рифма, какой она должна быть?
Конкурс «ПРИДУМАЙ РИФМУ К СЛОВУ».
(задание выдается в конвертах)
5 класс 6 класс
Храбрец - .... Лягушка
Печка - .... Книжка
(Жюри подводит промежуточные итоги. В это время слово предоставляется учащимся 5 и 6 классов для прочтения наизусть стихов Я. Козловского.)
«Русской речи государь по прозванию Словарь»
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред нами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими Государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Написать, к примеру, скажем,
Разрешает нам Словарь:
«Спать сегодня раньше ляжем!
Ляг в кровать, не тарабарь!»
Он, свободы зная меру,
Заменить не даст, к примеру,
Слово «ляг» словечком «ляжь».
Вот нахмурился Словарь,
Услыхал он, государь:
«Ляжь!» - кричит собаке дама,
И румяна, и модна.
Указал он даме прямо,
Что неграмотна она.
«Скороговорка»
Рассказать скороговорку
тяжелей, чем влезть на горку:
«На дворе растет трава,
На траве лежат дрова».
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
«На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава».
До чего же все занятно.
До чего же непонятно!
Все 14 ребят
Быстро не про –
Быстро гово –
Быстро не про-го-во-рят.
Только я одна умею,
Не сбиваюсь, не робею:
«Жил колпак под колпаком
С колпачихой был знаком!»
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.
Слово ведущего: Я объявляю конкурс «СКОРОГОВОРКА».
Команды получают по 2 скороговорки. Каждую скороговорку надо произнести по 3 раза.
5 класс
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
6 класс
1. Иван – болван молоко болтал, да не выболтал.
2. Осип орет, Архип не отстает,
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.
(Пока готовятся команды, для болельщиков проводится «Юмористическая викторина»).
«ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»
1. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? ( «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)
2. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать и есть не велел? (Маша в сказке «Маша и медведь»)
3. В какой сказке пироги, блины да сушенные грибы использовались не по назначению? («Путаница» К.И.Чуковского)
4. Кому удалось дважды разоблачить горе-строителей? (Волку из сказки С.Михалкова «Три поросенка»)
5. Какой серый зверь обидел нечетное количество малышей? (волк из русской сказки «Волк и семеро козлят»)
6. Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они только тогда, когда получили взамен похожий предмет, но только другого цвета и другого материала. (Русская народная сказка «Курочка ряба»).
7. В какой сказке героиня поет, танцует, печет, жнет, вышивает? («Золушка» Ш.Перо)
8. Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных. (Встреча, взгляд, встроить, обстроить).
Объявляю заключительный конкурс «ОТГАДАЙ КРОСВОРД».
(кроссворды выдаются командам в конвертах)
1 | 11 | ||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 |
1. Изобретатель книгопечатания. (Гуттенберг)
2. Название алфавита, созданного в 9 веке Кириллом и Мефодием. (Кириллица)
3. Первая русская печатная книга. (Апостол)
4. Первый русский книгопечатник (Федоров)
5. Материал для письма, изготовленный из растительного сырья. (Бумага)
6. Материал, на котором писали древние русичи. (Береста)
7. Книга Ивана Федорова для «Скорого младенческого научения». (Букварь)
8. Лист бумаги, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке книги. (Форзац)
9. Способ письма на глиняных плитках тростниковой палочкой. (Клинопись)
10. Основное устное средство общения между людьми. (Язык)
11. Прочитайте сверху вниз название современной фабрики по изготовлению бумаги.
(Типография).
(Пока команды отгадывают кроссворд, проводится игра со зрителями – болельщиками).
1. Произнеси слово во множественном числе.
Плот - дуга - житель - грек -
Крот - рука - любитель - узбек -
Кот - мука - учитель - человек
Рот -
Стол - читать - читаю; блистать - блистаю
Стул - бросать - бросаю; блестеть - блещу
Метро - кричать - кричу.
2. Измени род имен существительных (мужской на женский)
Повар - портной - купец - храбрец -
А теперь – женский на мужской:
Коза - оса -
3. Поменяем слоги, найдем новое слово.
Буквы слово загадали:
«Ко» в конце и «ок» в начале,
Это слово дарит свет.
Догадались или нет? (Окошко)
Буквы слово поменяли:
«Ок» в конце, а «ко» в начале,
Между ними – часть лица.
Без улыбки нет словца. (Колобок)
4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.
Килограммы - килограммов Помидоры - помидоров
Апельсины - апельсинов Рельсы - рельсов
Чулки - чулок Сапоги - сапог
Ботинки - ботинок Валенки - валенок
Яблоки - яблок Носки - носков
Места - мест Окна - окон
5. (на магнитной доске находится плакат) «Исправь ошибки».
На прашлагодние ашибки
Сматреть мне трудно без улыпки.
Вновь потиплело в дикабре.
Запахло сенам на дваре.
Пишу я луче многих в классе.
Мне падарил падарак Вася.
Я изучала весь енварь
Арфаграфический славарь.
6. К каким частям речи относятся выделенные слова?
1) Кто без кисти и «белил»
Крыши города «белил»?
2) Снежное «покрывало» «покрывало» все поле.
3) Бабка Дарья холст «чернила»,
Внучка пролила «чернила»
Жюри просматривает выполненные кроссворды, подводит итоги лингвистической игры, заполняет грамоты.
На сцену приглашаются команды для оглашения результатов и награждения.
«Язык – это оружие литератора, как ружье – солдата! Чем лучше оружие – тем сильнее воин». М.Горький
«Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее». Д.С.Лихачев
«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». М.Горький
«Слова улетают, написанное остается». Латинское изречение
«Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык.
Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной». Б.Ахмадулина
«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
навеки!» А. Ахматова
«В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим». Н.М.Карамзин
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». В.Г. Белинский
«Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский».
И.К. Рюдигер
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К.Г.Паустовский
«Русский язык богаче всех, ибо в нем есть живость французского, твердость немецкого, нежность итальянского и возвышенность испанского». М.В.Ломоносов
«Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи». Н.В.Гоголь
«Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный».
И. Гришашвили
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык!». И.С.Тургенев
«... Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С.Тургенев
«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А.Н.Толстой
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Слово пуще стрелы разит.
2. Язык до Киева доведет.
3. Слово горы ворочает.
4. Мал язычок, а горами кидает.
5. Слово слово родит, третье само бежит.
6. От доброго слова язык не отсохнет.
7. Ласковым словом и камень растопишь.
8. У всякого словца ожидай конца.
9. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
10. Не спеши языком – торопись делом.
11. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
12. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
13. Без языка и колокол нем.
14. Не бросай слово на ветер.
15. На чужой роток не накинешь платок.
16. Не давши слово – крепись, а давши – держись.
17. Что написано пером, не вырубишь топором.
18. Хороша веревка длинная, а речь короткая.
19. Сорвалось словцо, не схватишь за кольцо.
20. Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.
21. Слово – серебро, молчание – золото.
22. Словами горю не поможешь.
23. В зубах слово не завязнет.
24. Из одних слов шубу не сошьешь.
25. На словах густо, а в голове пусто.
26. Из пустого в порожнее переливает.
27. За твоим языком не поспеешь босиком.
28. Для красного словца не пощадит ни матери, отца.
29. Соловья баснями не кормят.
30. И речисто, да не чисто.
31. На словах и так и сяк, а на деле никак.
32. Востер язык, да дурной голове достался.
33. Пустые речи и слушать неча.
ЧТО ЭТО?
«Я – память каждой книжной полки,
Можно сказать, я – книжное бюро.
И слава обо мне не смолкнет,
Пока есть книга и перо»
(Каталог)
«Эта дама книжная
И весьма престижная.
Кто с ней дружит, тот умен,
В ранг «всезнаек» возведен».
(Энциклопедия)
«Я очень даже много знаю
И на вопросы отвечаю –
Что есть сейчас, что было встарь.
Ну, а зовут меня...»
(Словарь)
Стихи учащихся, сочиненные в рифму «журчит- говорит»
«Бабушка меня журит,
Постоянно говорит:
«Убери свои тетрадки,
Чтобы было все в порядке.
«Дома мамы нас журят:
- Должны вы в школе слушаться,
Учиться думать, - говорят, -
Чтоб с вами нам не мучиться!»
Стихи, сочиненные на рифму «окошко-кошка».
Зима уже не понарошку
Раскинула снежную даль.
И сыплет холодную крошку
В ладошку мне месяц февраль.
Но холод совсем не помеха,
Ведь дома тепло и уют.
Сидит на окошке кошка,
А ходили песню поют.
Мороз разрисует окошко,
Оденет его в кружева
И смотрит задумчиво кошка,
Пушиста, бела и нежна.
Живет у нас в квартире кошка.
Она рыжая немножко.
И любит кошка по утрам
Смотреть в свое окошко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – лингвистическая игра.« Мы сохраним тебя,…великое русское слово»
Проверка знаний, уровня развития речи, грамматического кругозора; развитие интереса к углубленному изучению языка;Воспитание бережного отношения к родному слову....
«Славлю тебя, русский язык!»
«Славлю тебя, русский язык!»...
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СЛАВЛЮ ТЕБЯ , РУССКИЙ ЯЗЫК !
ЦЕЛЬ: научить молодое поколение в совершенстве владеть нормами русского литературного языкаЗАДАЧИ: - вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к русс...
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"...
Тематический вечер "СЛАВЛЮ ТЕБЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК !"
Мы будем говорить о необходимости изучения русского языка, о людях, внесших огромный вклад в развитие и культуру России, о словарях, которые мы используем в раб...
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...
«Наслаждаемся английским» Лингвистическая игра для учащихся 5 классов (в рамках Недели иностранных языков)
Игра проводится среди команд школы в рамках Недели английского языка среди учащихся 5 классов. Команда состоит из учащихся в количестве 6 человек. На игру команду сопровождает учитель, который работае...