«Имя существительное собственное нарицательное»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
«Имя существительное собственное нарицательное»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_sobstvennoe_naritsatelnoe.docx | 123.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Имя существительное собственное нарицательное».
Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных.
Задачи:
Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости, самостоятельности, чувства патриотизма.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, создание проблемной ситуации.
Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, Памятка по теме: “Имена существительные собственные и нарицательные”, учебник русского языка для 5класса/ Ладыженской Т.А.
Ход урока
1.Орг.момент: ( приветствие детей)
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Начинаем наш урок русского языка.
Открываем рабочие тетради, записываем дату.
Словарная работа (Приложение 1). (Взаимопроверка).
2. Повторение.
Давайте начнем с того, что запишем предложение, найдем в нем имена существительные
Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал. ( в глубине, России, в краю, озер, скал)
-Как определили, что это существительное?
-Что вы знаете о существительном?
Какие признаки есть у существительного? (род, число, падеж, склонение, одушевленность/ неодушевленность, в предложении чаще всего являются подлежащим или дополнением).
Опорная схема:
род | |
число | |
Существительное | падеж |
склонение | |
одушевленность |
Давайте вернемся к нашему предложению и сравним 2 существительных.
Россия (ж.р.; ед.ч.; п. п., 1 скл.)
Озер (ср. р.,мн.ч., р.п., 2 скл.)
-В чем еще отличие этих слов?
3.Объявление темы.
Тема нашего урока «Имена собственные и нарицательные»
-Что мы должны узнать:
*Какие существительные называются собственными?
*Какие существительные называются нарицательными?
*Чем они отличаются?
*Как пишутся имена собственные?
3. Актуализация знаний. На доске записаны слова: к доске
Стихи, Пушкин, Волга, река, Саратов, Россия, город, страна.
– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?
– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.
(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).
– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски)
Работа с учебником на стр. 52 (со звездочкой)
-Что нового узнали?
4. Работа над новым материалом.
1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.
Как называются слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.
– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква.
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы).
Работа с учебником на стр. 52 (со стрелочкой)
-Что нового узнали?
Добавить перечень из Памятки.
– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.
Вклеить в тетрадь-справочник
Мы начали наш урок с предложения о России, давайте продолжим наш разговор. Подберите синонимы к слову Россия. (отчизна, отечество, родина, страна.)
Каждая страна имеет свои символы, такие как герб, гимн, флаг, столица. (эти слова являются нарицательными существительными). Название столицы нашей родины – Москва. Название собственное существительное.
-Кто знает, что будет 9 мая?
Наша страна стоит на пороге празднования 70-тилетия победы в ВОВ. Это государственный праздник.
Откуда мы получаем информацию об этом событии? (телевидение, газеты).
-Какие газеты вы знаете? («Аргументы и факты», «Жизнь»)
Обратите, пожалуйста, внимание на словосочетание в учебнике в рамке на стр.52. (Великая Отечественная война). Запишите словосочетание, помещенное в рамке в тетрадь. Составьте с ним предложение.
-А кто сейчас руководит страной?
Давайте составим и запишем предложение
Владимир Владимирович Путин - президент нашей страны.
Сейчас я вам раздам тексты, ваша задача выписать только имена существительные собственные (один ученик у доски). Какой темой объединены названия городов? (Приложение 2)
Физминутка
– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.
Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.
Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.
Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, музыкант, собачка, Булька, Гусля.
– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (7 собственных и 6 нарицательных).
- Решение проблемной задачи:
На доске записаны слова:
Писатель – писатели | Виктор Петрович Астафьев |
Рассказ – рассказы | Чумыш |
Город – | Кемерово |
Имя – |
|
Вопросы и задания:
– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)
– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?
(К нарицательным существительным)
– Измените по числам остальные слова.
– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?
– К какой группе существительных относятся эти слова?
– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).
5.Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:
- Государство. (Россия)
- Область. (СВЕРДЛОВСКАЯ )
- Район. (Алапаевский)
- Село Ялунинское
- Улица. (Мира)
- Дом. (49а)
Промежуточный контроль:
6.Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка.
1.б 2. Б 3.б 4. А
Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что для вас было легко, что трудно?
– Что показалось на уроке самым интересным?
Вывод: имена собственные - это наша история. И узнать историю слов очень интересно. А что значит ваше имя, фамилия? Что знаете вы о человеке, чье имя носит улица? О многом может рассказать слово.
-Где мы можем узнать о слове? (словаре).
Сообщение домашнего задания: п. 91, упр. 500
Приложение 1
Тема: Чередование О-А в корне
Р_стов о
отр_сль а
Р_стислав о
р_стовщик о
р_сток о
выр_щенный а
произр_стать а
выр_сли о
прир_сли о
прир_стать а
зар_статет а
ср_щение а
зар_сли о
пол_жение о
предпол_жение о
изл_жение о
сл_гаемое а
сл_жение о
Приложение 2
После оставления Киева регулярными частями, жителями города было организовано сопротивление захватчикам.
Москва – столица нашей Родины с самого начала войны являлась первостепенным объектом для реализации агрессивных планов врага по захвату СССР.
Тула оказала яростное сопротивление при малом количестве защитников.
Героически выстоял при многочисленных вражеских атаках и оккупации Смоленск, хотя и здесь гитлеровцы превосходили наши войска по численности и боевому оснащению техникой.
Ленинград в сентябре 1941 г. врагу удалось взять в плотное кольцо, в результате чего началась изнурительная 900 – дневная блокада, приведшая к массовой гибели людей от голода и холода.
Одесса, полностью окруженная вражеским войсками в 1941 г. мужественно сражалась против противника, превосходившего ее по силе, в пять раз.
Важность обороны Севастополя заключалась в его статусе главной военно-морской базы страны и крупнейшего порта на Черном море.
Сталинград стоял на пути фашистов, стремившихся броском к Волге отрезать плодородные и богатые ресурсами южные районы страны.
Особым героизмом отличилась Брестская крепость, которая мужеством своих защитников остановила врага на целый месяц в его планах продвижения вглубь страны.
Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны.
Сражение за Новороссийск длилось 225 дней и закончилась полным освобождением города-героя 16 сентября 1943 г.
Керчь была одним из первых городов, попавших под удар немецко-фашистских войск в начале войны.
Фашисты установили в Минске жесткий оккупационный режим, в течение которого они уничтожили огромное количество, как военнопленных, так и мирных жителей города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...