Комплексная работа с текстом : постепенная подготовка к ЕГЭ.
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Цели урока : воспитание любви к родному языку;работа с текстом: восприятие и осознание текстовой информации; ключевые слова ;микротемы. переработка и использование текстовой информации ;

повторить основные виды тропов ,какова их роль в речи; создание собственного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx24.28 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx75.01 КБ

Предварительный просмотр:

          Комплексная работа с текстом : постепенная подготовка к ЕГЭ.

Цели урока : воспитание любви к родному языку;

                       работа с текстом: восприятие и осознание текстовой информации; ключевые слова ;  микротемы.

                      переработка и использование текстовой информации ;

                      повторить основные виды тропов ,какова их роль в речи;

                      создание собственного текста.

Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного   произведения    –    значит   найти путь к постижению его содержания, авторского       замысла    , значит попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном произведении искусства слова.

Дейкина А.Д

Пахнова Т.М

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Комплексная работа с текстом А. Попова.

1.Выразительно прочитайте текст.

2.Определите основные микротемы, ключевые слова.

3. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

4. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

5. Из предложений 26 – 30 выпишите контекстные синонимы .

6. Среди предложений 55 - 58 найдите такое, которое соединятся с предыдущими при помощи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

7. «Размышляя о роли деда в своей жизни, рассказчик использует такое синтаксическое средство, как______________________ (предложение 13). Почему же ему так дорог этот человек? _____________(предложение 50) дает ответ на этот вопрос. В самом деле, внуку было очень сложно разобраться в себе, в своих чувствах, о чем говорит употребление в лексике ______________ (предложения 33,34), и дед с помощью тонкой , доброй ________ (предложения 39-47) помог подростку понять как избавиться от ощущения собственной «серости», одиночества.»

Список терминов :

1.Ирония.

2.Эпитеты.

3.Контекстные синонимы.

4.Контекстные антонимы.

5.Сравнительный оборот.

6. Градация.

7.Гипербола.

8. Ряд однородных членов.

9. Вопросительные предложения.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1.Проблема роли близких людей в становлении человека. (Как близкие люди влияют на становление человека как личности?)

1. Близкие люди помогают человеку разобраться в житейских проблемах, формируют его внутренний мир, духовность и нравственность, влияя на его становление как личности.

2.Проблема определения понятия «мудрость».(В чем заключается мудрость?)

2.Мудрость – это соединение знания, житейского опыта и нравственных ценностей , позволяющих формулировать глубокие суждения о человеке и мире, о вечных ценностях, это способность находить решение различных проблем.

3. Проблема смысла жизни(Для чего живет человек?)

3. Только тот человек живет осмысленно , кто постоянно ищет ответы на многие вопросы, осознает свои достоинства и недостатки, пытается находить в  жизни самое ценное и превносить его в свою жизнь.

III. Физкультминутка.

IV. Актуализация знаний. Какие виды тропов вы знаете?

Название тропа

Толкование.

1.

Каламбур

Выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе ; иносказание.

2.

Метонимия

Художественное преувеличение.

3.

Эпитет

Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо – комическом виде.

4.

Литота

Употребление слов в смысле, прямо противоположном их значению.

5.

Гипербола

Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов ; игра слов.

6.

Ирония

Художественное преуменьшение. Троп, противоположный гиперболе.

7.

Сарказм.

Троп, в котором слово (или выражение) употребляются в переносном значении, основанном на сходстве (от греч. слова metafora, «перенос»).

8.

Аллегория

Троп, в котором слово (или выражение) употребляются в переносном значении, основанном на смежности (от греч. слова metinimia, «переименование»)

9.

Синекдоха

Вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

10.

Олицетворение

Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл

11.

Метафора

Высшая степень иронии, презрительная , язвительная насмешка.

12

Перифраз

Вид метонимии, называние части вместо называния целого, частного вместо общего , и наоборот.

13

Сравнение

Слово (или выражение), содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой . В отличие от метафоры, обязательно присутствуют союзы как, как будто, словно.

14

Гротеск

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому – либо или чему – либо.

V. Определите вид тропа.

  1. Скривив улыбкой страшный рот,

Могильным голосом урод

Бормочет мне любви признанье.

                               (А. Пушкин)

2.Пышное золото осеннего леса.

                             (К. Паустовский)

3. Мелькали черные козырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто.

                             (А. Серафимович).

4. Капустная  синяя свежесть.

    И красные клены вдали.

    Последняя кроткая нежность

    Притихшей осенней земли.

                                (А. Жигулин)

5.В сто сорок солнц закат пылал.

                              (В. Маяковский)

6. Ну, скушай тарелочку , мой милый!

                              (И. Крылов)

7. Отколе, умная , бредешь ты, голова…

                              (И. Крылов)

8.Утром на заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце , и мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки.

                                (К. Паустовский)

9. Его (сонета) игру любил творец Макбета.

                                (А. Пушкин)

10.Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.

                                (А. Пушкин)

11. Юность – весна нашей жизни.

12. Какая честь для нас, для всей Руси!

      Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

      Зять палача , и сам в душе палач,

      Возьмет венец и бармы Мономаха!

                                 (А. Пушкин)

13.Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

                                 (М. Салтыков – Щедрин)

14.Я знаю -

       Гвоздь у меня в сапоге

                Кошмарней , чем фантазии у Гёте.

                                    (В. Маяковский).

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: написать сочинение по предложенному тексту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексная работа с текстом : постепенная подготовка к ЕГЭ.

Слайд 2

Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать загадку, тайну , которая заключена в каждом истинном произведении искусства слова. Дейкина А.Д Пахнова Т.М

Слайд 3

Примерный круг проблем Авторская позиция 1.Проблема роли близких людей в становлении человека. (Как близкие люди влияют на становление человека как личности?) 1. Близкие люди помогают человеку разобраться в житейских проблемах, формируют его внутренний мир, духовность и нравственность, влияя на его становление как личности. 2.Проблема определения понятия «мудрость ». ( В чем заключается мудрость?) 2.Мудрость – это соединение знания, житейского опыта и нравственных ценностей , позволяющих формулировать глубокие суждения о человеке и мире, о вечных ценностях, это способность находить решение различных проблем. 3. Проблема смысла жизни(Для чего живет человек?) 3. Только тот человек живет осмысленно , кто постоянно ищет ответы на многие вопросы, осознает свои достоинства и недостатки, пытается находить в жизни самое ценное и превносить его в свою жизнь.

Слайд 4

«Размышляя о роли деда в своей жизни, рассказчик использует такое синтаксическое средство, как______________________ (предложение 13). Почему же ему так дорог этот человек? _____________(предложение 50) дает ответ на этот вопрос. В самом деле, внуку было очень сложно разобраться в себе, в своих чувствах, о чем говорит употребление в лексике ______________ (предложения 33,34), и дед с помощью тонкой , доброй ________ (предложения 39-47) помог подростку понять как избавиться от ощущения собственной «серости», одиночества.» Список терминов : 1.Ирония. 2.Эпитеты. 3.Контекстные синонимы. 4.Контекстные антонимы. 5.Сравнительный оборот. 6. Градация. 7.Гипербола. 8. Ряд однородных членов. 9. Вопросительные предложения.

Слайд 5

Название тропа Толкование. 1. Каламбур Выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе ; иносказание. 2. Метонимия Художественное преувеличение. 3. Эпитет Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо – комическом виде. 4. Литота Употребление слов в смысле, прямо противоположном их значению. 5. Гипербола Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов ; игра слов. 6. Ирония Художественное преуменьшение. Троп, противоположный гиперболе. 7. Сарказм. Троп, в котором слово (или выражение) употребляются в переносном значении, основанном на сходстве (от греч. слова metafora , «перенос»).

Слайд 6

8. Аллегория Троп, в котором слово (или выражение) употребляются в переносном значении, основанном на смежности (от греч. слова metinimia , «переименование») 9. Синекдоха Вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. 10. Олицетворение Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл 11. Метафора Высшая степень иронии, презрительная , язвительная насмешка. 12 Перифраз Вид метонимии, называние части вместо называния целого, частного вместо общего , и наоборот. 13 Сравнение Слово (или выражение), содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой . В отличие от метафоры, обязательно присутствуют союзы как, как будто, словно. 14 Гротеск Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому – либо или чему – либо.

Слайд 7

1.Скривив улыбкой страшный рот, Могильным голосом урод Бормочет мне любви признанье. (А. Пушкин) 2. Пышное золото осеннего леса. (К. Паустовский) 3. Мелькали черные козырьки , сапоги бутылкой, пиджаки , черные пальто . (А. Серафимович ). 4. Капустная синяя свежесть. И красные клены вдали. Последняя кроткая нежность Притихшей осенней земли. (А . Жигулин ) 5 .В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) 6. Ну, скушай тарелочку , мой милый! (И. Крылов) 7. Отколе, умная , бредешь ты, голова… (И. Крылов)

Слайд 8

8.Утром на заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, и мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки. (К. Паустовский) 9. Его (сонета) игру любил творец Макбета. (А. Пушкин) 10.Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав . (А. Пушкин) 11. Юность – весна нашей жизни. 12. Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты , Зять палача , и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха! (А. Пушкин) 13.Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике , с утра до ночи копошились люди. (М. Салтыков – Щедрин) 14.Я знаю - Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней , чем фантазии у Гёте. (В. Маяковский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом - 5 класс

Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА»

Урок  русского языка в  9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА» Тип: урок – систематизация и демонстрация знаний Тема: Комплексная работа с текстом в рамках подго...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Мастер- класс "Комплексная работа над текстом как средство подготовки к ОГЭ"

Задачи мастер-класса:*создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;*  распространение педагогического опыта....