« Правописание суффикса -чик (-щик)»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Продолжать обучать ребят правильному написанию суффиксов у имен существительных, применяя на практике полученные знания. Уметь находить существительные с различными суффиксами, особенно суффикс чик-щик- Продолжать формировать умение разбивать слово на морфемы, делать словобразовательный разбор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchik.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина
УРОК в 6 классе по теме
« Правописание суффикса -чик (-щик)»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Такменина Вера Александровна
г. Таганрог, 2019г.
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Правописание суффикса -чик (-щик)
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов –чик, -щик в существительных.-
Личностные результаты:
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей
регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей
Предметные результаты: применять на практике правило написания существительных с суффиксами –чик, -щик.
Место урока в теме: урок «открытия нового» знания
Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, набор карточек, презентация, тестовое задание для самопроверки.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик, а также поговорим о старых и современных профессиях! И если вы будете внимательны, то новая тема не вызовет у вас особого труда.
- А сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Раз сегодня речь пойдет о профессиях, давайте откроем словарь и посмотрим, что означает слово профессия?
1. Словарная работа.
– А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).
– Давайте обратимся к этимологическому словарю. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности»).
Профессия -и, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности.
– Произнесите это слово по слогам так, как оно пишется. (Один ученик вслух).
– Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).
– На какой слог падает ударение? (На второй слог).
– Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в тетрадь.
– Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача).
--В мире существует около 50 тысяч различных профессий (в год появляется около 300 новых).
- Знаете, в библиотеках книги нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.
--В старину изготовление книг требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и разлиновывал их, другой – переписчик – писал черный текст. Художник-рисовальщик разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.
Позднее, после появления книгопечатания, над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помощник печатника – наносил на набор краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.
---Книжное дело было настоящим искусством.
- Давайте с вами запишем слово ---переписчик. (На доске – перепис…ик).
Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе --ч или щ?. Вы мне не подскажете?
– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.
II. Изучение нового материала.
– Послушайте сказку. Называется она «Братцы-мастера»:
«В стране Грамматика, жили-были два братца – суффиксы –Чик и – Щик. Старший брат Щик был трудолюбивый: рано вставал, собирался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий, и Щик с удовольствием всем помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без Щика. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него Щик появлялся: обой-щик, забой-щик, стеколь-щик. Вскоре работы стало так много, что братец Щик перестал с ней справляться, тогда мастера решили заставить работать и второго братца – Чика, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д, т, з, с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, Чик принимается за работу. Сами смотрите: смаз-чик, лет-чик, развед-чик».
– Вот какие слова образовались: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
(Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии).
--Отгадай смысл слов, обозначающих названия профессий.(Запишите в тетрадь)
Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.
Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.
–Работать суффиксу Чик понравилось. Он научился уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. (Суффикс Чик придает словам значение маленького предмета).
-чик- | |
Значение лица | Уменьшительное значение |
грузчик | фонтанчик |
--Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?
В суффиксе существительных -чик (-щик) | |
Ч | Щ |
После букв: д, т, з, с, ж переписчик | В остальных случаях: мойщик |
Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных |
– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ.
-А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? Почему?
-Показ оформления орфограммы.
---Работа с учебником. Чтение правила.
2. Выборочный диктант
-щик: комплектовщик, мойщик, сварщик
-чик: (со значением лица) заказчик, переписчик, переплетчик
-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, колокольчик, огурчик
Физминутка
3. Знакомство с разнообразным миром профессий.
– А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:
У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
– Какие профессии вы знаете? (Ученики называют).
– Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.
- А знаете ли вы, что третью строчку в списке профессий 2014 года занимают – сварщики?
4. Знакомство с профессиями прошлого.
1) – А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом.
Старьевщик.
Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник.
Старьевщики ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!»
Шарманщик
Во двор входил старик с расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов.
Изво́зчик — кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом. Человек перевозящий седоков и грузы заплату.
--Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьевщиков, но есть газетчики и летчики, сварщики и компьютерщики.
Утрамбовщик
Профессия, которая недавно появилась в метро больших городов на самых оживленных станциях. Крепкие парни помогают людям пролезть в переполненный вагон, практически силой впихивая туда пассажиров, и оттесняя «лишних».
5. А сейчас у нас лексический диктант. Кто подскажет ,что это такое? (по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму).
У доски работает ...........
1. Рабочий, специалист по бетонным работам.
2. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.
3. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь.
4. Работник бани, обслуживающий посетителей.
5.Специалист по типографскому набору.
6. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.
7. Лицо, которое снимает, арендует помещение.
8. Работник буфета.
9. Рабочий, занимающийся ремонтом крыш.
6. Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»
Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик (лишнее «фонарик», т.к. у него нет суффикса -чик).
III. Работа с индивидуальными карточками. (ребята работают группами или самостоятельно.)
Карточка № 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...
Карточка № 2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...
IV. Итоги урока.
– Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.
Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение (5-8 предложений) «Репортаж с новостройки», используя слова с суффиксами –ЧИК- // - ЩИК-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)
Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....
Презентация " Правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных"
Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся...
Интерактивный тест по русскому языку: «Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных»
Цель использования презентации на занятии: проверить и закрепить знания по теме "Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных ". Прежде чем начать тест, можно повторить правило,...
Правописание суффиксов прилагательных и причастий
Презентация для подготовки к ГИА (задание А7)...
УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
....
Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
- Мне нравится (2)
Комментарии
Благодарю за материал, Вера
Благодарю за материал, Вера Александровна.