« Правописание суффикса -чик (-щик)»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Такменина Вера Александровна

Продолжать обучать ребят правильному написанию суффиксов у имен существительных, применяя на практике полученные знания. Уметь находить существительные с различными суффиксами, особенно суффикс чик-щик- Продолжать формировать умение разбивать слово на морфемы, делать словобразовательный разбор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchik.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 6 классе по теме

« Правописание суффикса -чик (-щик)»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2019г.

Урок русского языка в 6 классе.

Тема:  Правописание суффикса -чик (-щик)

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов –чик, -щик в существительных.-

Личностные результаты:

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей 

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей

Предметные результаты: применять на практике правило написания существительных с суффиксами –чик, -щик.

Место урока в теме: урок «открытия нового» знания

Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, набор карточек, презентация, тестовое задание для самопроверки.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик, а также поговорим о старых и современных профессиях! И если вы будете внимательны, то новая тема не вызовет у вас особого труда.

- А сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Раз сегодня речь пойдет о профессиях, давайте откроем словарь и посмотрим, что означает слово профессия? 

1. Словарная работа. 

 А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).

Давайте обратимся к этимологическому словарю. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности»).

Профессия -и, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности. 

 Произнесите это слово по слогам так, как оно пишется. (Один ученик вслух).

Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).

На какой слог падает ударение? (На второй слог).

Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в тетрадь.

Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача).

--В мире существует около 50 тысяч различных профессий (в год появляется около 300 новых).

- Знаете, в библиотеках книги нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.
--В старину изготовление книг требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и разлиновывал их, другой – переписчик – писал черный текст. Художник-рисовальщик разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

Позднее, после появления книгопечатания, над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помощник печатника – наносил на набор краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.

---Книжное дело было настоящим искусством.

- Давайте с вами запишем слово ---переписчик. (На доске – перепис…ик).

Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе --ч или щ?. Вы мне не подскажете?


– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

II. Изучение нового материала.

 Послушайте сказку. Называется она «Братцы-мастера»:

«В стране Грамматика, жили-были два братца – суффиксы –Чик и – Щик. Старший брат Щик был трудолюбивый: рано вставал, собирался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

В городе, где они жили, народ был работящий, и Щик с удовольствием всем помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без Щика. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него Щик появлялся: обой-щик, забой-щик, стеколь-щик. Вскоре работы стало так много, что братец Щик перестал с ней справляться, тогда мастера решили заставить работать и второго братца – Чика, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д, т, з, с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, Чик принимается за работу. Сами смотрите: смаз-чик, лет-чик, развед-чик».

Вот какие слова образовались: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
(Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии).

--Отгадай смысл слов, обозначающих названия профессий.(Запишите в тетрадь)

Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.

Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.

Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.

Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.

Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.

Работать суффиксу Чик понравилось. Он научился уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. (Суффикс Чик придает словам значение маленького предмета).

-чик-

Значение лица

Уменьшительное значение

грузчик

фонтанчик

--Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?

В суффиксе существительных -чик (-щик)

Ч

Щ

После букв: д, т, з, с, ж переписчик

В остальных случаях: мойщик

Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных

Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ.

-А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? Почему?

-Показ оформления орфограммы.

---Работа с учебником. Чтение правила.

2. Выборочный диктант

-щик: комплектовщик, мойщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, переписчик, переплетчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, колокольчик, огурчик

Физминутка

3. Знакомство с разнообразным миром профессий.

 А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения                                                В.В. Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Какие профессии вы знаете? (Ученики называют).

 Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.

- А знаете ли вы, что третью строчку в списке профессий 2014 года занимают – сварщики?

4. Знакомство с профессиями прошлого.

1) – А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом.

Старьевщик. 

Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник.

Старьевщики ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!»

Шарманщик

Во двор входил старик с расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов.

Изво́зчик — кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом. Человек перевозящий седоков и грузы заплату. 

--Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьевщиков, но есть газетчики и летчики, сварщики и компьютерщики.

Утрамбовщик

Профессия, которая недавно появилась в метро больших городов на самых оживленных станциях. Крепкие парни помогают людям пролезть в переполненный вагон, практически силой впихивая туда пассажиров, и оттесняя «лишних».

5.  А сейчас у нас лексический диктант. Кто подскажет ,что это такое? (по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму).

У   доски  работает ...........

1. Рабочий, специалист по бетонным работам.

2. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.

3. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь.

4. Работник бани, обслуживающий посетителей.

5.Специалист по типографскому набору.

6. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.

7. Лицо, которое снимает, арендует помещение.

8. Работник буфета.

9. Рабочий, занимающийся ремонтом крыш.

6. Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»

Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик (лишнее «фонарик», т.к. у него нет суффикса -чик).

III. Работа с индивидуальными карточками. (ребята работают группами или самостоятельно.)

Карточка № 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.        

Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...

Карточка № 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...

  IV. Итоги урока.

Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение (5-8 предложений) «Репортаж с новостройки», используя слова с суффиксами –ЧИК- // - ЩИК-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)

Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....

Презентация " Правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных"

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся...

Интерактивный тест по русскому языку: «Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных»

Цель использования презентации на занятии: проверить  и закрепить знания по теме "Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных ". Прежде чем начать тест, можно повторить правило,...

Правописание суффиксов прилагательных и причастий

Презентация для подготовки к ГИА (задание А7)...

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....


 

Комментарии

Данцова Лариса Алексеевна

Благодарю за материал, Вера Александровна.