урок-мастерская "Определение научного (нравственного) понятия"
учебно-методический материал по русскому языку (6, 9 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Определение научного понятия". Подготовка учащихся к написанию сочинения в формате ОГЭ 9.3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных ценностей на уроках развития речи.
Урок-мастерская (определение нравственных понятий)
Сегодня мы все понимаем, что формирование нравственных ценностей является важным в воспитании школьников.
Каждый год готовлю учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
При подготовке к экзаменам столкнулась с такой проблемой: учащиеся затрудняются в формулировке нравственных понятий, востребованных при написании сочинения. Поняла, что готовить учащихся к такой работе необходимо не в 9 классе, а гораздо раньше.
Уже в раннем детстве дети понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Но, к сожалению, с возрастом они нечасто говорят об этом вслух и с трудом рассказывают о проявлении нравственных качеств.
Хочу поделиться разработкой урока развития речи в 6 классе, построенном в технологии педагогическая (французская) мастерская.
При подготовке к уроку считаю важным тщательный отбор материала. Всегда думаю об актуальности текста, о том будут ли понятны поступки героев, насколько текст эмоционален.
Так для такого урока предлагаю детям текст О.Павловой «Гришка».
Выбор не случаен. Каждый год в школе проходит благотворительная ярмарка. В преддверии Рождества говорим с детьми о благотворительности, о милосердии, о сострадании. Поэтому этот текст детям понятен. С данным текстом можно работать в разных направлениях. Я использовала его в теме «Определение научного понятия». После того как дети изучили модель построения научного понятия, предлагаю мастерскую по определению нравственного понятия.
Технологическая карта урока
Технологические этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. | - чтение текста О.Павловой «Гришка»
- Какое важное сообщение он хотел передать читателям? -назовите героев текста | - слушают текст - отвечают на вопросы
неотъемлемой частью большой жизни |
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Запишите в тетради, какая Нюша | Записывают качества: Забота,Отзывчивость, милосердие, сострадание |
3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов. | - Организует работу в парах: "Дайте объяснение понятий, которые вы запи сали. Подумайте вместе над заданием". | - Работают в парах по заданию учителя. |
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) | - Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". - нарисуйте любое из понятий | - Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. - рисуют понятие |
5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними | - Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. | - Представляют результаты работы групп.(рисунки, определение понятия) |
6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому | - Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. | - Осознают возникшие познавательные противоречия. |
7. "Рефлексия" | - закончите фразу: Сегодня на уроке я понял Сегодня на уроке я почувствовал | -отвечают одним предложением. |
В.Высоцкий «Баллада о времени
Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся
Описание 5-ти диагностик, которые позволяют изучить уровень сформированности нравственных понятий у учащихся на разновозрастных этапах развития....
«Формирование нравственных понятий у детей с отставанием в развитии, в системе работы по социально-бытовой ориентации»
Социально-бытовая ориентация...
Занятие по воспитанию у детей основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»
Цели: v подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;v воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;v учить сострадать, переживать, сопережива...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»Цели: ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ПРАВДА И «ЛОЖЬ»; СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ УПР...
Статья "Формирование нравственных понятий у школьников в процессе чтения литературных произведений."
Чтение художественных произведений является важным шагом в формировании нравственных понятий у школьников....
Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"
laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...
Работа над нравственными понятиями на уроке литературы в качестве эффективной подготовки к сочинению по русскому языку ОГЭ 15.3
Урок литературы как средство подготовки к сочинению в формате огэ...