урок-мастерская "Определение научного (нравственного) понятия"
учебно-методический материал по русскому языку (6, 9 класс)

Идиатуллова Ирина Борисовна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Определение научного понятия". Подготовка учащихся к написанию сочинения в формате ОГЭ 9.3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных ценностей на уроках развития речи.

Урок-мастерская (определение нравственных понятий)

Сегодня мы все понимаем, что формирование нравственных ценностей является важным в воспитании школьников. 

Каждый год готовлю учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

При подготовке к экзаменам столкнулась с такой проблемой: учащиеся затрудняются в формулировке нравственных понятий,  востребованных при написании сочинения. Поняла, что готовить учащихся к такой работе необходимо не в 9 классе, а гораздо раньше.

Уже в раннем детстве дети понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Но, к сожалению, с возрастом они нечасто говорят об этом вслух и с трудом рассказывают о проявлении нравственных качеств. 

Хочу поделиться разработкой урока развития речи в 6 классе, построенном в технологии педагогическая (французская) мастерская.

При подготовке к уроку считаю важным тщательный отбор материала. Всегда думаю об актуальности текста, о том будут ли понятны поступки героев, насколько текст эмоционален.

Так для такого урока предлагаю детям текст О.Павловой «Гришка».

Выбор не случаен. Каждый год в школе проходит благотворительная ярмарка. В преддверии Рождества говорим с детьми о благотворительности, о милосердии, о сострадании. Поэтому этот текст детям понятен. С данным текстом можно работать в разных направлениях. Я использовала его в теме «Определение научного понятия». После того как дети изучили модель построения научного понятия, предлагаю мастерскую по определению нравственного понятия.

Технологическая карта урока

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- чтение текста О.Павловой «Гришка»

  • Расскажите, какой человек писал этот текст?

    - Чему радуется его сердце, о чем оно болит?
  • Как этот человек относится к миру, к людям?
  • Что он думает о людях?

    - Какое важное сообщение он

хотел передать читателям?

-назовите героев текста

- слушают текст

- отвечают на вопросы

  • Активное участие в судьбе человека,
  • радостные эмоции и осознание себя

неотъемлемой частью большой жизни

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите в тетради, какая Нюша

Записывают качества:

Забота,Отзывчивость, милосердие, сострадание

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Дайте объяснение понятий, которые вы запи сали. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Как называют человека, обладающего этими качествами?

- нарисуйте любое из понятий

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- дают определение понятия «нравственность»

- рисуют понятие

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.(рисунки, определение понятия)
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации (словарь Ожегова, заготовленные заранее определения понятий) позволяющими разрешить возникшие противоречия

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- записывают исправленные варианта определений в справочник понятий

7. "Рефлексия"

- закончите фразу:

Сегодня на уроке я понял

Сегодня на уроке я почувствовал

-отвечают одним предложением.

В.Высоцкий «Баллада о времени

Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся

Описание 5-ти диагностик, которые позволяют изучить уровень сформированности нравственных понятий у учащихся на разновозрастных этапах развития....

Занятие по воспитанию у детей основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»

Цели: v подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;v воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;v учить сострадать, переживать, сопережива...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»

КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ  «ПРАВДА»  И «ЛОЖЬ»Цели:  ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ПРАВДА И «ЛОЖЬ»; СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ УПР...

Статья "Формирование нравственных понятий у школьников в процессе чтения литературных произведений."

Чтение художественных произведений является важным шагом в формировании нравственных понятий у школьников....

Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"

laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...