ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»
классный час (7 класс) на тему
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»
Цели: ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ПРАВДА И «ЛОЖЬ»; СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ; ВОСПИТЫВАТЬ ТАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, КАК ЧЕСТНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pravda_i_lozh.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»
Цели: ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ПРАВДА И «ЛОЖЬ»; СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ; ВОСПИТЫВАТЬ ТАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, КАК ЧЕСТНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Ход классного часа
Учитель:
Начинаем наш классный час. И поговорим сегодня мы с вами о правде и лжи. Но прежде чем мы начинаем разговор, я предлагаю вам прослушать сказку.
За высокими горами, за зелеными лесами жили – были две сестры. Одну звали Правда, другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «что вам трудиться да спину гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснет. Работа кое – как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.
- Как вы понимаете, что такое ложь? А правда?
- Как уберечь себя от лжи?
- Какой вы себе представляете правду, а какой – ложь? А какой – ложь?
Учитель:
Подберите синонимы (близкие по значению слова) к словам «ложь» и «правда».
- Что значит быть честным человеком?
- Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую жизнь?
- Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Приведите примеры.
- Как бы вы повели себя, если бы опоздали на урок; разбили окно мячом; получили двойку, разбили красивую вазу? Какие слова нужно найти, чтобы поведать о случившемся родителям?
- А у вас были ситуации, когда вы обманывали?
Учитель:
Вам на дом было давно задание написать сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь»
(Учащиеся зачитывают домашние сочинения миниатюры)
Учитель:
Прежде чем мы дальше будем работать по теме классного часа, я предлагаю вам прослушать рассказ В. Осеевой «Что легче».
«Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:
- Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить!...
- Я скажу, _ говорит второй, - что дедушка встретил. Обрадуется мама и не будет меня бранить.
- А я правду скажу, говорит третий, - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик по волка, глядь – лесной сторож идет.
- Нет, - говорит в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка и простила.»
- Какая пословица подходит к этому рассказу?
Учитель:
Послушайте еще один рассказ. Автором его является Л.Н. Толстой, а называется он «Косточка».
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».
- Дайте характеристику Ване. Осуждаете ли вы его за совершенный поступок?
- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?
- Какую пословицу можно подобрать к подобному случаю?
Учитель:
Часто ребят, которые рассказывают учителю о плохом поступке какого-нибудь ученика, называют ябедой. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется – «Ябеда».
«Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
- Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.
Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»
- Как вы считаете, правильно ли обозвали Васю ябедой?
- Как должен был поступить Саша? А у вас хватило бы смелости признаться в совершенном проступке?
- Какому человеку легче жить – честному или лживому?
Учитель:
Вот и подошел наш классный час к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: нужно не бояться говорить правду, а ложь обходить стороной.
Закончить классный час я хочу стихотворением:
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь?
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
(А.В. Коваленко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».
Урок входит в серию занятий по творчеству писателей 20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...
Детская ложь.
Одно из важнейших проблем в общении с детьми, с которой хоть раз в жизни сталкивался каждый родитель,-это детская ложь. Как она возникает? Почему дети обманывают самых близких? Можно ли с этим боротьс...
методическая разработка проекта "Сладкая ложь о шоколаде" 10 класс + Презентация к уроку
Коллективный проект...
Правда и ложь о курении
Разработка классного часа для 9 класса...
Детская ложь
В статье рассматриваются виды и признаки лжи, особенности и причины детской лжи. Раскрываются социальные корни детской лжи. Даны рекомендации по проблеме предотвращения детской лжи....
Ложь в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – это переходный период для ребёнка. В это время подросток уже не считает родителей всесильными, а стремится обособиться от них и их ценностей. Добиваясь независ...
Классный час по теме "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?"
Классный час "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?" для учащихся 6-7 классов. Цели: выяснить значение слов обман и ложь,изучить взгляды мудрецов и учёных-психологов на проблему ...