ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»
классный час (7 класс) на тему

Шишкина Галина Фёдоровна

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ  «ПРАВДА»  И «ЛОЖЬ»

Цели:  ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ПРАВДА И «ЛОЖЬ»; СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ; ВОСПИТЫВАТЬ ТАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, КАК ЧЕСТНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_pravda_i_lozh.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема:   ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ  «ПРАВДА»  И «ЛОЖЬ»

Цели:  ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ПРАВДА И «ЛОЖЬ»; СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ; ВОСПИТЫВАТЬ ТАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, КАК ЧЕСТНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.  

Ход классного часа

Учитель:

Начинаем  наш классный час. И поговорим сегодня мы с вами о правде и лжи. Но прежде чем мы  начинаем разговор, я предлагаю вам прослушать сказку.

За высокими горами, за зелеными лесами жили – были две сестры. Одну звали Правда, другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала  честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут  как тут: «что вам трудиться да спину гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснет. Работа кое – как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются  люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть  раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

  • Как вы понимаете, что такое ложь? А правда?
  • Как уберечь себя от лжи?
  • Какой вы себе представляете правду, а какой – ложь? А какой – ложь?

Учитель:

Подберите синонимы (близкие по значению слова) к словам «ложь» и «правда».

  • Что значит  быть честным человеком?
  • Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую жизнь?
  • Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Приведите примеры.
  • Как бы вы повели себя, если бы опоздали на урок; разбили окно мячом; получили двойку, разбили красивую вазу? Какие слова нужно найти, чтобы поведать о случившемся родителям?
  • А у вас были ситуации, когда вы обманывали?

Учитель:

Вам на дом было давно задание написать сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь»

(Учащиеся зачитывают домашние сочинения миниатюры)

Учитель:

Прежде чем мы дальше будем работать по теме классного часа, я предлагаю вам прослушать рассказ В. Осеевой «Что легче».

«Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:

- Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить!...

- Я скажу, _ говорит второй, - что дедушка встретил. Обрадуется мама и не будет меня бранить.

- А я правду скажу, говорит третий, - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик по волка, глядь – лесной сторож идет.

- Нет, - говорит в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как  тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка и простила.»

  • Какая пословица подходит к этому рассказу?

Учитель:

Послушайте еще один рассказ. Автором его является Л.Н. Толстой, а называется он «Косточка».

«Купила мать слив и хотела  их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит -  одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

- нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

- Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал».

  • Дайте характеристику Ване. Осуждаете ли вы его за совершенный поступок?
  • Почему все  засмеялись, а Ваня заплакал?
  • Какую пословицу можно подобрать к подобному случаю?

Учитель:

Часто ребят, которые рассказывают учителю о плохом поступке какого-нибудь ученика, называют ябедой. И порой это бывает  несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется – «Ябеда».

«Вася вбежал в класс, когда  Саша складывал черепки разбитого горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.

Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок  развалился.

- Кто разбил горшок? – спросила учительница.

Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:

- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.

Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»

  • Как вы считаете, правильно ли обозвали Васю ябедой?
  • Как должен был поступить Саша? А у вас хватило бы смелости признаться в совершенном проступке?
  • Какому человеку легче жить – честному или лживому?

Учитель:

Вот и подошел наш классный час к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: нужно не бояться говорить правду, а ложь обходить стороной.

Закончить классный час я хочу стихотворением:

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь?

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб  только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,  

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только  

Правду говорить!

(А.В. Коваленко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».

Урок входит в серию занятий по творчеству писателей  20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Детская ложь.

Одно из важнейших проблем в общении с детьми, с которой хоть раз в жизни сталкивался каждый родитель,-это детская ложь. Как она возникает? Почему дети обманывают самых близких? Можно ли с этим боротьс...

Правда и ложь о курении

Разработка классного часа для 9 класса...

Детская ложь

В статье рассматриваются виды и признаки лжи, особенности и причины детской лжи. Раскрываются социальные корни детской лжи. Даны рекомендации по проблеме предотвращения детской лжи....

Ложь в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это переходный период для ребёнка. В это время подросток уже не считает родителей всесильными, а стремится обособиться от них и их ценностей.  Добиваясь  независ...

Классный час по теме "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?"

Классный час "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?" для учащихся 6-7 классов. Цели: выяснить значение слов обман и ложь,изучить взгляды мудрецов и учёных-психологов на проблему ...