Урок литературы "Людей неинтересных в мире нет" (по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Урок-размышление по рассказу с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_uchitel_goda.docx | 28.9 КБ |
bagulnik.docx | 22.66 КБ |
biografiya.docx | 11.53 КБ |
zadanie_v_gruppah.docx | 12.41 КБ |
o_bagulnike.docx | 14.1 КБ |
samootsenka.docx | 63.63 КБ |
stihotvorenie_naizust.docx | 11.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературе
(внеклассное чтение) в 6 «в»классе.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 14 г.Выборг
Парамонова Анна Николаевна
Тема: Людей неинтересных в мире нет...
( Урок-размышление по произведению Ю.Я. Яковлева «Багульник»)
Цель урока: развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы.
Задачи:
образовательные: способствовать формированию исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать, обобщать;
развивающие: развивать ораторские способности, умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, формировать умение аргументировать свою позицию;
воспитывающие: развивать в детях чувство доброты, сострадания, участия к людям и животным, содействовать развитию умения общаться между собой, помочь осознать ценность личности.
Тип урока: урок-размыщление
Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах. Используется приём «чтение с остановками».
Оборудование: Индивидуальные карточки-таблицы, текст рассказа для каждого ученика, музыкальное сопровождение.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет…
Е. Евтушенко.
Ход урока.
1.Вводное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Доброе утро. Я очень рада видеть каждого из вас. В самом начале урока я попрошу вас задуматься над тем, часто ли вы бываете внимательны к вашим одноклассникам, друзьям, родным, да и просто к незнакомым людям? Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пусть ваши улыбки поднимут настроение. Спасибо. Присаживайтесь.
Всего и надо, что вглядеться,- боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться,-
И не уйдешь, и некуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.
Всего и надо, что вчитаться,- боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою -
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
- Удивительные стихи Юрия Левитанского! Они стремятся пробудить в нас лучшее и напомнить, что жизнь – всего мгновенье. И нужно быть внимательнее и добрее друг к другу. Что для этого нужно? Всего лишь вглядеться… в лицо родного человека, друга, просто прохожего!
Ребята, сегодня мы поговорим о рассказе с простым и коротким названием – «Багульник», автор которого, детский писатель Ю. Я. Яковлев также обращает наше внимание на то, чему мы редко придаем значение в повседневной жизни. Ему как никому другому был дан особый дар – умение всматриваться и вслушиваться.
Давайте сформулируем тему нашего урока!
Вы правильно поняли, о чем мы будем говорить. Запишем тему в тетрадь, для ее оформления нам послужит строка из стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» А эпиграфом станут строки из этого же стихотворения:
«Людей неинтересных в мире нет, их судьбы как истории планет…»
Именно об этом заставляет задуматься рассказ Ю.Яковлева «Багульник», который мы с вами будем читать.
По традиции знакомимся с биографией писателя. Несколько фактов из жизни расскажет Аня. Тебе слово.
Биография.
- Мы знаем, что произведение «Багульник» является рассказом. Дайте, пожалуйста, определение рассказа и назовите особенности этой жанровой формы. Работаем сегодня в парах, поэтому обсуждаем вдвоём, результат записываем в тетради.
(Рассказ – это прозаическое произведение небольшого размера, в котором изображается какой – либо эпизод из жизни героя. Особенностями рассказа является кратковременность изображаемых событий и маленькое число действующих лиц.)
ВОПРОС-ПРОГНОЗ. Название рассказа – «Багульник». Как вы думаете, о чём будет рассказ?
Ответы детей.
Что такое багульник? Кто знает?
Краткое сообщение ученика о багульнике. Артём, тебе слово.
Сегодня будем работать в парах. Текст разрезан на куски, мы по очереди будем знакомиться с отрывками текста, делать паузы и обсуждать прочитанное. Текст для вас незнакомый, поэтому читать буду я, а ваша задача на этапе чтения следить и делать необходимые пометки.
2. Чтение 1 эпизода.
Задание: найти в тексте поведение Косты на уроке, после звонка. Отношение окружающих к Косте и вообще к «молчальникам». Отношение учительницы к Косте.
Приблизительные ответы:- вызывающе зевал на уроке;- после звонка вскакивал и сломя голову вылетал из класса, скатывался с лестницы, хватал пальто, скрывался за дверью; (то есть глаголы стремительного, моментального действия)- люди недоверчиво относятся к молчальникам (кто такие молчальники?), так как не знают, что у них на уме, думают, что плохое.
Молчальник 1. Человек, который дал обет молчания из религиозных побуждений (устар.).
2. Молчаливый человек, а также (неодобр.) человек, предпочитающий из осторожности не высказывать своего мнения, отмалчиваться (разг.).
- Коста её раздражал своей постоянной зевотой, которую, как думала Женечка, вызывала скука на уроке, ответа от Косты на уроке невозможно было добиться, расспрашивать его было бесполезно.
Вывод: поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Коста тоже вызывал неприятные чувства. Всех интересовал вопрос: куда он мчался?
Задание: (приём «дерево предсказаний»). Придумайте версии, куда мог сбегать Коста? Впишите их в ваше дерево предсказаний.
Но однажды одноклассники забыли, что Коста «молчальник», и решили, что он «волшебник», а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Что произошло в классе? (Находим цитаты в тексте «Он принес в класс пучок…», «Но однажды веник зацвел»).
Почему одноклассники толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат и спрашивали, что за растение, почему цветёт? (Находим цитату в тексте «Когда багульник зацвел…»)
Примерный ответ: первый раз это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принес в класс. Среди кристалликов оставшегося снега бледно-зеленые листочки багульника казались настоящим чудом. Увидеть в обычном необычное – это настоящее волшебство. По легенде багульник – трава приворотная, связанная с волшебством. Использовали её маги, чародеи. Этот эпизод можно озаглавить «Коста-волшебник».
Вывод: Все забыли, что Коста «молчальник», и решили, что он волшебник. Исчезло раздражение, недоверие, Коста для учителя, одноклассников и для нас стал загадочным, интересным человеком! Две противоположности слились в одном герое – молчальник и волшебник.
Кристина прочитает нам стихотворение современной поэтессы Елены Королёвой.
(Чтение наизусть стихотворения)
Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
Сухих листков шагреневою тайной
И плотных почек беспокойным сном.
В квадрате запотевшего стекла
Чернел нечёткой графикой рисунка,
Внимая сонно голосам и звукам
Под пологом домашнего тепла.
Себя осознавал неторопливо,
Не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
И воробьи чирикали, что живы.
И в день обычный, тихий и неяркий,
Багульник, сбросив наважденье снов,
На волю стайку выпустил цветов
Из тёмных коконов продолговатых.
Тая дыханье и забыв слова,
Мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
Похожие на эльфов существа.
- Ребята, я хочу вас познакомить с новым именем. Это современный художник Александр Максимович Шилов. Перед нами одна из его картин - «Зацвел багульник». Маленькие веточки, заботливо поставленные в воду, распуская нежные цветы, дарят большую радость. Посмотрите, как блестят глаза этой пожилой женщины, с каким трепетом она любуется этим чудом!
- Вернемся к нашему рассказу! Звонок, звучащий как сигнальная ракета, и заспанный, равнодушный мальчик меняется на глазах! Найдите отрывок в тексте, подтверждающий это. Какие глаголы вам встретились? (Вскакивал, сломя голову выбегал, скатывался с грохотом, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью, исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался)
ВОПРОС-ПРОГНОЗ– Куда же мчится Коста, задаемся мы вопросом вместе с любопытной Женечкой?
4. Чтение 2 эпизода
Понятно ли нам, читателям, что за жизнь у Косты? Какие слухи о нём ходят? Его видели с собаками…но никто не знал, что это за собаки.
Что значил для героя звонок? Каковы ваши предположения….что произойдёт дальше? Узнаем ли мы, куда убегал Коста? Кому удастся это выяснить?
5. Чтение 3 эпизода.
Вопрос: зачем Коста помогает выгуливать собак? Есть ли корыстные цели в этой помощи?
1. Может быть ему за это платят? Подтвердите текстом.(Примерный ответ: «мне не надо велосипеда»). 2. Может быть, за него делают уроки? Подтвердите текстом. (Примерный ответ: «Тяну на тройки»). 3. Может быть, чтобы собаки его защищали? Подтвердите текстом. (Примерный ответ: При первой встрече собаки его кусают). Какова цель его помощи? Подтвердите текстом. (Примерный ответ: поддерживать веру в человека. Делает, не требуя ничего взамен, бескорыстно, чувствуя отчаяние и боль животных и их хозяев)
Вопрос: эпизод заканчивается фразой «…и тут показалось море». Какие ассоциации связаны у вас со словом «море»? Подтвердите текстом. (Примерный ответ: отдых, свобода, простор, красота… и др.) Расскажите о собаках. Сколько их было?
- Но была еще одна собака…(Звучит шум моря) Слово дается четвертой группе.
К этой собаке Коста проявляет не только заботу, но и уважение. Почему? (Находим цитату в тексте «Пройдя еще несколько шагов…»)
Вывод: Ребята, как вы понимаете слова о том, что Коста поддерживал в собаках веру в человека?
(Сеттер, боксер, такса… Собаки разных пород, но все они рады встрече с Костой, они верят человеку и преданы ему). Взгляните на экран, представлены фото собак разных пород
- Ребята, знаете ли вы примеры необыкновенной преданности собак?
(сообщение учащейся о Фрамме, собаке Георгия Седова). Какие фильмы знаете? Произведения? «Белый Бим Чёрное ухо», «Хатико», «Лесси».
5. Чтение 4 эпизода
Вопрос: а для собаки море – это что?
Подтвердите текстом. (Примерный ответ: вечное ожидание, бессменный пост)
Вопрос: какие общие черты можно найти у Косты и у моря?
(Примерный ответ: Коста похож на бескрайнее море. Его доброта не имеет границ, вечное служение нуждающимся в помощи – миссия Косты)
6. Чтение 5 эпизода
Вопрос: как Женечка относилась к своему ученику? Через какие детали показывает это отношение автор?пасть; он подвывал; не лезло ни в какие ворота; уставился на доску. (негативное отношение)
Тихо! - сказала она; склонилась над мальчиком; положила руку на плечо; легонько потрясла. (забота, ласка, понимание)
Вопрос: почему изменилось отношение к ученику, хотя те же ребята, тот же класс, тот же учитель?(Примерный ответ: изменилась сама учительница, в Косте она разглядела то, чего не замечала: за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось доброе, отзывчивое сердце.)
В тексте есть фраза: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.»
Почему Косту сравнивают с багульником?
(Примерный ответ: серый бесцветный багульник расцвел, принося радость людям. Так и Коста. За неприметной внешностью вечного тоечника видна красота души, не бросающаяся в глаза, но дарящая любовь, заботу и милосердие.)
Финальный вопрос: так почему рассказ назван «Багульник», а не Коста, например?
– Ребята, наш рассказ называется «Багульник», но описание веточек этого растения занимает всего несколько строк. Почему же автор выбрал такое название?
(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, так же неожиданно раскрывается перед Женечкой душевная красота мальчика. «Женечка молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он раскрывался в ее глазах, как веточка багульника»).
Вывод: Да, вы правы, подобно багульнику по мере развития сюжета раскрывался характер героя.
- Недаром знаменитый полярный исследователь Руаль Амундсен в свое время написал: «Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Взгляните в глаза собаки! Вы увидите в них то же, что и в человеческих…»
- Вот и Коста сумел взглянуть в глаза собакам и увидеть их душу! Ребята. а почему ему так хорошо с собаками и не получается найти общий язык с одноклассниками?
(Может быть, собаки в отличие от людей все понимают без слов, не предают, не обманывают, ждут и тогда, когда это уже безнадежно?)
– Итак, ребята, можно ли по внешности определить, что за человек перед тобой: плохой или хороший?В чем проявляется душа человека, его внутренняя красота?
(Человек определяется в поступках, в отношении к окружающим, к природе и животным)
- Изменилось ли ваше отношение к Косте, смогли вы увидеть в этом мальчике интересного и внутренне красивого человека?
Деятельное сострадание, бескорыстная помощь ближнему является тем волшебством, которое превратило молчальника-Косту в волшебника для своих одноклассников и учительницы. Интерес и внимание, проявленные Женечкой к своему ученику, преподали ей самой урок добра, понимания, сострадания. Если вы, ребята, станете внимательнее к окружающим, вы тоже станете волшебниками и откроете для себя много интересного.
8. Работа в группах. 1 группа – письмо автору, 2 группа – письмо Женечке, 3 группа – письмо одноклассникам, 4 группа – письмо Косте, главному герою.
7. Стихотворение Е.Евтушенко. Что общего между стихотворением и рассказом?
Ребята, вернёмся к нашему эпиграфу. Я уверена, вы поймете, как перекликаются строки этого произведения с рассказом Ю. Яковлева и нашим уроком в целом.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
9. Домашнее задание.
1) Подготовить сообщение об интересном человеке
2) Прочитать другой рассказ Ю.Яковлева
3) Выполнить иллюстрации к прочитанному на уроке рассказу
4) Для самых любопытных мини-исследование: найти ответ на вопрос (сделать предположения), в каком субъекте РФ (регионе) могло происходить действие рассказа, учитывая область произрастания багульника и близость моря. Аргументировать. Вам понадобятся знания географии.
10. Рефлексия. Заполнение анкет на цветных листочках.
Ребята, оцените свою работу на уроке, свои ощущения от урока, ответив на вопросы анкеты. Анкеты собирает учитель.
11. Оценивание учителем. ВЫ ХОРОШО РАБОТАЛИ.
СПАСИБО ВАМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО, ПОМНИТЕ: НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ДРУГ К ДРУГУ. ДО СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧИ.
Методическая разработка урока по литературе
(внеклассное чтение) в 6 «в»классе.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 14 г.Выборг
Парамонова Анна Николаевна
Тема: Людей неинтересных в мире нет...
( Урок-размышление по произведению Ю.Я. Яковлева «Багульник»)
Цель урока: развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы.
Задачи:
образовательные: способствовать формированию исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать, обобщать;
развивающие: развивать ораторские способности, умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, формировать умение аргументировать свою позицию;
воспитывающие: развивать в детях чувство доброты, сострадания, участия к людям и животным, содействовать развитию умения общаться между собой, помочь осознать ценность личности.
Тип урока: урок-размыщление
Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах. Используется приём «чтение с остановками».
Оборудование: Индивидуальные карточки-таблицы, текст рассказа для каждого ученика, музыкальное сопровождение.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет…
Е. Евтушенко.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
Предварительный просмотр:
Юрий Яковлевич Яковлев
БАГУЛЬНИК
Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.
- Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.
Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.
Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.
Он каждый день менял воду. И Женечка посмеивалась.
Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.
Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.
- Багульник! - буркнул он и пошел прочь.
Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.
И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком, каблуки с подковками. Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?
1 остановка
Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой - под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась - над глазами и на груди теплились коричневые подпалины. Чего только не говорили про Косту ребята!
- У него ирландский сеттер, - утверждали они. - Он охотится на уток.
- Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! - говорили другие. Третьи смеялись:
- Не можете отличить таксы от боксера!
Были еще такие, которые спорили со всеми:
- Он держит трех собак!
На самом деле у него не было ни одной собаки. А сеттер? А боксер? А такса?
Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.
Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы - ударом такой лапы можно сбить любую собаку - ступали медленно, устало. С этой собакой Косту никто не видел.
Звонок с последнего урока - сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления. И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.
2 остановка
Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она превратилась в следопыта.
Коста добежал до своего дома, исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда.
Женечка поджидала его за выступом дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним.
Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном. Он по звонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье в барабанную дробь.
- Тише, Артюша, подожди! - крикнул Коста.
Дверь отворилась, и огненно-рыжий пес бросился на Косту, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок. - Артюша, перестань!
Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба - мальчик и собака - с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот, ни другой не обратили на нее внимания. Они долго бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.
Их встречал худой человек с костылем. Собака терлась о его единственную ногу. Длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки, только не было завязочек.
- Вот, погуляли. До завтра, - сказал Коста.
- Спасибо. До завтра.
Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер.
Теперь пришлось бежать три квартала. До двухэтажного дома с балконом, который находился в глубине двора. На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила. Боксер не сводил глаз с ворот. И когда появился Коста, глаза собаки загорелись темной радостью.
- Атилла! - крикнул Коста, вбегая во двор. Боксер тихо взвизгнул. От счастья.
Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа.
Коста достал припасы, завернутые в газету. Боксер был голоден. Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в его глазах накопилось столько невысказанных чувств, что казалось, он сейчас заговорит.
Когда собачий обед кончился, Коста похлопал пса по спине, прицепил к ошейнику поводок, и они отправились на прогулку. Женечка слышала, как дворничиха им вслед сказала:
- Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду! Люди ведь!..
Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности. Он молча шевелил обрубком хвоста. Женечке вдруг захотелось остаться с этой собакой. Но Коста спешил дальше.
В соседнем доме на первом этаже болел парнишка - был прикован к постели. Это у него была такса - черная головешка на четырех ножках. Женечка стояла под окнами и слышала разговор Косты и больного мальчика.
- Она тебя ждет, - говорил больной.
- Ты болей, не волнуйся, - слышался голос Косты.
- Я болею... не волнуюсь, - отвечал больной. - Может быть, я отдам тебе велосипед, если не смогу кататься.
- Мне не надо велосипеда.
- Мать хочет продать Лаптя. Ей утром некогда с ним гулять.
- Приду утром, - после некоторого раздумья отвечал Коста. - Только очень рано, до школы.
- Тебе не попадет дома?
- Ничего... тяну... на тройки... Только спать хочется, поздно уроки делаю.
- Если я выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
- Выкарабкивайся. Ну, мы пошли... Ты болей... не волнуйся. Пошли, Лапоть!
Таксу звали Лаптем. Коста вышел, держа собаку под мышкой.
Женечка шла за таксой. И ей казалось, что это пламеннорыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. Ей захотелось заговорить с Костой. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника.
Но вот Лапоть отгулял и вернулся домой. Коста двинулся дальше. Город кончался. Начались дюны. И тут показалось море.
3 остановка
Оно было мелким и плоским, выглядело сонным и вялым, не способным к бурям и штормам.
Коста шел по берегу, наклоняясь вперед - против ветра. Женечка шла за ним.
Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака.
Она стояла неподвижно, в странном оцепенении. Большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. Ее взгляд. был устремлен в море. Она ждала кого-то с моря.
Коста подошел к собаке, но она даже не повернула головы, словно не слышала его шагов. Он провел рукой по свалявшейся шерсти.
Собака едва заметно шевельнула хвостом. Мальчик присел на корточки и разложил перед собакой хлеб и остатки своего обеда, завернутого в газету. Собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Коста стал ее поглаживать и уговаривать:
- Ну поешь... Ну поешь немного...
Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
Коста взял кусок хлеба и поднес ко рту собаки. Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.
Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... Она ела для того, чтобы не умереть. Ей нужно было жить. Она ждала кого-то с моря.
Когда все было съедено, Коста сказал:
- Идем. Погуляем.
Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. У нее были тяжелые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка. Следы заполнялись водой.
В море переливались нефтяные разводы. Будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и ее обломки прибило к берегу.
Мальчик и собака шли не спеша, а Женечка - следопыт Женечка - слышала, как Коста говорил собаке:
- Ты хороший... Ты верный... Пойдем со мной. Он никогда не вернется. Он погиб. Честное пионерское.
Собака молчала. Она и не должна была говорить. Она не отрывала глаз от моря. И в который раз не верила Косте. Ждала.
- Что же мне с тобой делать? - спросил мальчик. - Нельзя же жить одной на берегу моря. Когда-нибудь надо уйти.
Коста оглянулся и увидел учительницу.
- Что же с ней делать? - растерянно спросила она Косту.
- Она не пойдет. Я знаю, - сказал мальчик. Он почему-то не удивился появлению учительницы. - Она никогда не поверит, что хозяин погиб...
Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на нее.
- Я ей сделал дом из старой лодки. Подкармливаю. Она очень тощая... Сперва укусила меня.
- Укусила?
- Руку. Теперь все зажило. Я йодом смазывал.
Пройдя еще несколько шагов, он сказал:
- Собаки всегда ждут. Даже погибших... Им надо помогать.
Коста и Женечка проводили собаку до ее бессменного поста, где неподалеку от воды лежала перевернутая лодка, подпертая чурбаком, чтобы под нее можно было забраться. Собака подошла к воде. Села на песок. И снова застыла в своем вечном ожидании...
4 остановка
Обратно учительница и ученик шли быстро, но, когда берег кончился, за дюнами Женечка остановилась и сказала:
- Я не могу так быстро. У меня каблук сломался.
Он покрутил каблук, как зуб, который шатается. И постучал камнем.
- Вот.
- Теперь лучше, - сказала Женечка, надевая туфлю.
Но шла она прихрамывая, наступая на носок, чтобы каблук держался.
На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Сперва никто не замечал, что он спит. Потом кто-то захихикал.
И Женечка увидела, что он спит.
- Тихо, - сказала она. - Совсем тихо!
Когда она хотела, все было как полагается. Тихо так тихо.
- Вы знаете, почему он уснул? - шепотом произнесла Евгения Ивановна. Я вам расскажу... Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших... Им надо помогать.
Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно.
Но Коста не слышал звонка. Он спал.
Евгения Ивановна - Женечка - склонилась над спящим мальчиком, положила руку ему на плечо и легонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза.
- Звонок с последнего урока, - сказала Женечка, - тебе пора.
Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.
Предварительный просмотр:
Познакомимся с некоторыми значимыми эпизодами из жизни писателя.
Родился в 1922году в Ленинграде в семье служащего. Участник Великой Отечественной войны. Призван на военную службу в ноябре 1940, участвовал в обороне Москвы, был ранен.Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил литературный институт им. Горького в Москве в 1951 году.
Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Автор сценариев и анимационных фильмов.
Основные темы его произведений: жизнь пионеров и школьников, становление характера подростков, дружба между человеком и животным, Чувство благодарности учителю, Великая Отечественная война и другие.
Предварительный просмотр:
Группа № 1
Напишите письмо Женечке (Евгении Ивановне), героине рассказа «Багульник». О чём бы вы хотели её спросить? Начать своё письмо вы можете так: «Уважаемая Евгения Ивановна! Сегодня мы прочитали рассказ «Багульник» и узнали, что вы учительница Косты….».
Группа № 2
Напишите письмо одноклассникам Косты, главного героя рассказа «Багульник». Что бы вы хотели им сказать? Начать письмо можно так: «Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы прочитали рассказ «Багульник» и узнали, что вы учитесь в одном классе с Костой…..»
Группа № 3
Напишите письмо автору рассказа «Багульник», Ю. Яковлеву. Можете поделиться с автором своими впечатлениями о прочитанном произведении. Своё письмо вы можете начать так: «Здравствуйте, уважаемый Юрий Яковлевич! Сегодня на уроке мы прочитали ваш рассказ «Багульник»…..
Группа № 4
Напишите письмо Косте, главному герою рассказа «Багульник». Подумайте, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы у него? Своё письмо вы можете начать так: «Дорогой Костя, здравствуй! Пишут тебе ученики 6 «в» класса….Сегодня на уроке мы прочитали рассказ «Багульник»…..
Предварительный просмотр:
Багу́льник (лат. Lédum) — род растений из семейства Вересковые. Произрастает в субарктическом и умеренном поясах Северного полушария.
Это кустарник с вечнозелёными кожистыми листьями. Растение произрастает в хвойных и смешанных, лиственничных лесах с повышенной влажностью почвы. Листья и ветви багульника издают резкий, специфический одурманивающий запах.
Эфирное багульниковое масло можно использовать в мыловарении и парфюмерии.
Запах свежих листьев и ветвей багульника отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
Сухих листков шагреневою тайной
И плотных почек беспокойным сном.
В квадрате запотевшего стекла
Чернел нечёткой графикой рисунка,
Внимая сонно голосам и звукам
Под пологом домашнего тепла.
Себя осознавал неторопливо,
Не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
И воробьи чирикали, что живы.
И в день обычный, тихий и неяркий,
Багульник, сбросив наважденье снов,
На волю стайку выпустил цветов
Из тёмных коконов продолговатых.
Тая дыханье и забыв слова,
Мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
Похожие на эльфов существа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по творчеству Е.А.Евтушенко (стихотворение Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»)
Тесты по творчеству Е.А.Евтушенко содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литера...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Людей неинтересных в мире нет"
В процессе воспитания личности важное значение имеет формирование её нравственности, развития индивидуальности каждого обучающегося. Данный классн...
«Реальность фантастического мира Старого Фокусника». Рассказ «Каникулы».
Разработка урок авнеклассного чтения по литературе для 6-7 классов по рассказу Р. Брэдбери....
Урок литературы на тему "Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки в рассказе В.И. Шапошникова « Колька».
Урок познавательный. Помогает взрослым осознать ценность общения с детьми. В уроке показаны элементы технологии критического мышления....
Урок литературы в 9 классе. Стихотворение Е.Евтушенко "Людей неинтересных в мире нет"
Слово о поэте; проанализировать стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», выявить особенности творческой манеры поэта; воспитывать интерес к поэзии XX века; направить уча...
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....
Конспект классного часа в 8 классе "Людей неинтересных в мире нет..."
Данная разработка предназначена для проведения классного часа на тему толерантности...